Архив

Бронзовый кумир

Конь маршала Ворошилова пригодился князю Юрию Долгорукому

Медный всадник, монументальные группы на Аничковом мосту, памятники императорам Николаю I и Александру III — благодаря этим и другим изваяниям, в которых присутствуют лошади, Петербург иногда называют русской столицей конной скульптуры.

22 сентября 2011 20:26
3296
0
Клодт добился, чтобы, вопреки всем архитектурным традициям, его конную скульптуру выдвинули на самый край крыши.
Клодт добился, чтобы, вопреки всем архитектурным традициям, его конную скульптуру выдвинули на самый край крыши.

Чемпионами-долгожителями среди московских лошадей-скульптур являются шесть красавцев, запряженных в колесницу Славы, венчающую Триумфальную арку. Этому запечатленному в бронзе образцу «небесного гужевого транспорта» уже около 180 лет. В начале XIX в. конную группу создал один из лучших тогда скульпторов — Иван Витали.

Впрочем, наиболее известен в России все-таки другой ваятель скакунов. «Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!» — пошутил однажды император Николай I, придя в восхищение от очередного конного шедевра мастера. Петр Карлович обожал коней и готов был рисовать и лепить их с утра до ночи, пропадая ради этого в конюшнях гвардейских полков. А самых красивых четвероногих «натурщиков» специально приводили в мастерскую скульптора. На сей счет существовало распоряжение царя: всякую армейскую лошадь, которая приглянется Клодту, по первому же требованию ваятеля предоставлять ему «для запечатления».

В столице можно встретить больше десятка клодтовских лошадок. Самая примечательная работа Петра Карловича в Москве — это квадрига, установленная на портике Большого театра. Отлить такую махину из металла было по тем временам очень проблематично, но труднейшую техническую задачу все-таки выполнили при личном участии автора; кроме того, Клодт сумел решить еще одну головоломку — композиционную. Он добился, чтобы, вопреки всем архитектурным традициям, его конную скульптуру выдвинули на самый край крыши портика театра, так что передние ноги четверки лошадей нависают над пустотой. Благодаря этому при взгляде на квадригу с земли создается зрительный эффект стремительного движения упряжки.


Нереальный конь

Вот уже более полувека в самом центре столицы красуется небывальщина. Этакая бронзовая скульптура-«фантазия» сталинских времен под названием — памятник Юрию Долгорукому.

Конечно же, портретных изображений первого московского князя отыскать невозможно. Поэтому ваятелям, создававшим этот монумент, пришлось пофантазировать… Впрочем, строго в рамках полученного «сверху» задания. А оно заключалось в том, чтобы показать «роль личности в истории». Подобная идеологическая установка заметно отразилась на внешности княжеского скакуна.

— Во времена Долгорукого таких лошадей попросту не существовало, — констатировал один из ветеранов Музея коневодства Давид Гуревич, с которыми довелось встречаться автору этих строк. — В ту «доисторическую» пору под седлом ходили довольно миниатюрные степные лошадки, а тут изображен монументальный кавалерийский конь — из тех, что были выведены сравнительно недавно.

На страницах многих путеводителей можно прочитать, что княжеский конь-богатырь для памятника скопирован со знаменитого жеребца буденновской породы по кличке Символ. Однако, судя по рассказу Давида Яковлевича, в действительности все было несколько иначе. Помимо четвероногого красавца, на котором в довоенные годы любил принимать парады нарком Ворошилов, к бронзовому скакуну на Тверской имеет отношение еще и другой представитель лошадиного рода.

— Когда создавалась конская фигура для памятника Долгорукому, в мастерскую, где работал скульптор Орлов, из нашего музея специально отвезли скелет лошади, чтобы можно было с помощью такого экспоната проверять правильность пропорций… Скелет долго оставался в мастерской, которая была оборудована в здании бывшей старообрядческой церкви напротив Белорусского вокзала, пока, наконец, меня и еще одного сотрудника не послали на грузовике забрать это музейное имущество…

Чуть ли не единственный на всю Москву «портретный» конный монумент — памятник Г. Жукову: маршал изображен верхом на том самом скакуне, на котором он принимал Парад Победы.

Имя жеребца — Кумир. Любопытно, что конь, которому доверили столь важную роль, на самом деле был чужаком в элитной кремлевской конюшне.

«Главные лошади Советского Союза» содержались в те годы при манеже Министерства обороны в Хамовниках. Здесь среди прочих скакунов находились и две лошади Георгия Константиновича — Мелекуш и Ода. Но ни один из этих коней не годился для торжественной церемонии 24 июня: ведь Сталин потребовал, чтобы «маршал Победы» принимал парад верхом на белой лошади.

И начались эпопея с поисками. Сотрудники армейского манежа обшаривали все «лошадиные организации» столицы — московский конный завод, Центральный ипподром, Высшую офицерскую кавалерийскую школу… Но повезло лишь в конюшне кавалерийского полка КГБ, расквартированного неподалеку от Хорошевского шоссе: здесь увидели жеребца-ахалтекинца по кличке Кумир, который по всем статьям подходил для предстоящих торжеств на Красной площади.

В течение нескольких недель Георгий Константинович регулярно приезжал в манеж на тренировки. Кавалерийская закваска, сохранившаяся еще с дореволюционных времен, помогла ему легко управляться с лошадью, так что на параде объезд маршалом всех частей, построенных на Красной и Манежной площадях, прошел без сучка без задоринки.

Еще полвека спустя состоялось торжественное открытие памятника — бронзовый Жуков верхом на бронзовом Кумире. Легко заметить, что скульптура коня «дублирована» с фотографии, сделанной во время знаменитого парада 24 июня 1945 г. Все, кажется, сделано один к одному — характерное положение ног Кумира, вытянутый трубой хвост, изгиб шеи, но…

— Отлитый в бронзе жеребец отличается от своего живого прототипа несколькими «мелочами», — поясняют знатоки конской стати. — Корпус чуть растянут в длину, ноги чуть тоньше и длиннее. Получившиеся в результате пропорции более свойственны для жеребенка, а не для взрослого коня. А самое заметное: на вытянутой «в струнку» передней ноге бронзового Кумира отсутствует утолщение коленного сустава. Это усугубляет у зрителя впечатление какой-то «неправильности» конской фигуры.


Четвероногий трофей

Кроме парадных конных статуй есть в городе и несколько скульптур, изображающих «просто лошадей». Две такие статуи на долгие годы оказались «прописаны» у входа в один из старых корпусов Сельскохозяйственной академии на Тимирязевской улице. Мало кто знает, что попали они сюда издалека: одна лошадка «родилась» во Франции, другая — в Германии.

«Француженку» создал более ста лет назад скульптор Ледюк. Причем отлитая им из чугуна композиция изображала арабскую кобылу с жеребенком. «Семейство» купил русский помещик Бобятинский, чтобы украсить свои владения в Нижегородской губернии. Когда грянула революция, местные крестьяне усадьбу разгромили, сковырнув конскую скульптуру с постамента в пруд. Видимо, при этом она и пострадала. Во всяком случае, когда через несколько лет чугунное изваяние извлекли из водоема, обнаружилось, что жеребенок куда-то пропал. В 1928 г. скульптуру перевезли в Москву и установили перед Музеем коневодства на Скаковой улице. А после войны «иностранка» перекочевала в Тимирязевскую сельхозакадемию.

Другая конская скульптура изображает вполне конкретный персонаж — знаменитого жеребца тракененской породы по кличке Темпельхютер («Хранитель храма»). Этот красавец прославился тем, что успел стать родоначальником целой лошадиной династии, и в 1932 г. скульптор Кюбарт получил заказ увековечить в бронзе жеребца-производителя для украшения территории конного завода в Восточной Пруссии. В 1945-м монумент «взяли в плен» советские войска. В числе прочих трофеев статуя была отправлена в Москву, где и заняла место перед фасадом одного из учебных корпусов ТСХА.

К слову сказать, по прошествии некоторого времени немцы надумали получить назад эту скульптуру и даже собрали деньги на изготовление «обменного» бронзового дублера. Однако у российской стороны данная инициатива не вызвала энтузиазма. Так что пришлось Темпельхютеру № 2 остаться в Германии — это изваяние теперь украшает город Верден.