Дети

Герой вашего романа — библиотечный психолог

Дети XXI века страдают книгобоязнью и не умеют смотреть кино без спецэффектов

Детские библиотеки в XXI веке вынуждены бороться за свое существование, ведь простая выдача книг подростков сегодня привлекает мало. Приходится искать новые творческие подходы: обучать юных москвичей компьютерной грамотности, иностранным языкам и даже… Ни за что не догадаетесь! Итак, мы побывали на встрече библиотечных психологов.

10 ноября 2011 18:45
5314
4
Наталия Губернаторова

В последнее время во многих детских библиотеках появилась новая должность — библиотечный психолог.
— Психологи стали работать в библиотеках по решению Департамента культуры, — рассказывает психолог-координатор ЮЗАО Ирина Леонтьева. — Не всегда родители могут обратиться к школьному психологу: боятся, что узнают другие ученики, учителя. У нас до сих пор некоторые путают психолога и психиатра. В библиотеках же создается более безопасная, камерная среда, чем в школах. Поэтому родители, узнав, что можно проконсультироваться в библиотеке, приходят целыми семьями, иногда несколькими поколениями.
Сейчас в детских библиотеках можно получить не только индивидуальную консультацию психолога, но и пройти тестирование на выявление склонностей и талантов, определиться с профессией, стать участником разных интересных тренингов. Например, тех, где проблемы ребят решаются с помощью просмотра и обсуждения фильмов.
— Кинотерапия — эффективный метод работы и с подростками, и с малышами, — делится своими наработками на мастер-классе по кинотерапии психолог, лингвист, логопед Инна Богородицкая. — Одна из проблем, с которой я постоянно сталкиваюсь, это книгобоязнь у детей. Многие настолько ненавидят книги, что при чтении у них начинаются проявления соматического характера — например, нервное покашливание, тики.
Изменить эту ситуацию помогают методы арт-терапии — воздействие на психику ребенка с помощью фотографии, рисунка, танца и, конечно же, кино.
— В основном я использую наши фильмы, выпущенные до 1985 года, — продолжает Инна Константиновна. — В них большое внимание уделялось нравственным проблемам.
Инна Богородицкая рекомендует устроить семейный или дружеский просмотр какого-то доброго фильма (независимо от страны-производителя), который нравится детям. Важно после просмотра обсудить его, в следующий раз можно предложить уже какой-то хороший советский фильм, перед показом немножко рассказав о том времени, может быть, вспомнив свое детство.
— Нужно подбирать фильмы, где решаются проблемы, сходные с теми, что есть у данного ребенка, — советует психолог. — Например, если сложности с режимом дня, хорошо бы посмотреть и обсудить «Сказку о потерянном времени». Если волнуют отношения с другими ребятами, полезно показать «Чудак из пятого «Б», «Вам и не снилось», «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Правда, у многих детей, подростков сейчас настолько клиповое сознание, что они не могут досмотреть до конца фильм, если в нем нет бьющих по нервам спецэффектов или навязанного закадрового смеха. Тогда приходится показывать и обсуждать с ребятами сначала просто небольшие отрывки. Когда же дети привыкнут смотреть фильм целиком, можно переходить и к книгам. Сначала нужно дать задание детям прочитать то или иное произведение. Потом просмотр фильма, снятого по данной книге.
Инна Константиновна перечисляет разные старые фильмы, которые хороши для решения тех или иных проблем. Интересуюсь, почему же для кинотерапии не подходят современные фильмы, хотя бы с тем же Человеком-пауком или Шреком? Ведь эти герои тоже неплохие: добрые и справедливые.
— Есть традиционные, фольклорные персонажи, проверенные поколениями: Баба-яга, Спящая красавица, Иван-царевич, — объясняет Богородицкая. — А новые образы — придуманные совсем недавно и смоделированные, словно генномодифицированные продукты. Когда-то я проходила практику в детской психоневрологической больнице № 6. У двух детей после просмотра популярного японского мультфильма случился эпилептический припадок. В создании же советских детских фильмов принимали участие психологи. Эти фильмы должны были быть реалистичными, без сцен насилия, с глубоким смыслом и хорошим концом.
В конце встречи Инна Константиновна показала несколько отрывков, которые очень любят ее подопечные. Черно-белые кадры, забытые фильмы, песня Высоцкого и уже большой, переполненный зал центральной детской библиотеки № 46 им. А. С. Грибоедова дышит, подпевает как одно целое. Потом психологи еще долго не расходились, вспоминая названия с детства любимых картин. А я решила, что обязательно устрою дома семейный просмотр тех фильмов, о которых говорили библиотечные психологи.