Моя тема

Как из хобби сделать любимую работу: невидимая часть айсберга

Создатель проекта «Внеклассные чтения» рассказывает, как ей удалось организовать новую реальность — работу, которая нужна людям и при этом позволяет ей реализовывать себя.

Создатель проекта «Внеклассные чтения» рассказывает, как ей удалось организовать новую реальность — работу, которая нужна людям и при этом позволяет ей реализовывать себя.

28 мая 2015 21:51
9871
1
Ольга Китова. Фото: личный архив.
Ольга Китова. Фото: личный архив.

«Моя история абсолютно личная и ни в коем разе не претендует на нравоучительность.


Начну, пожалуй, с того, что вышла замуж в 19 лет по большой любви. Были 90-е, мой муж вскоре стал носить домой деньги мешками, как это было принято у бизнесменов тех лет. Я закончила сначала один институт, затем второй. С этим багажом знаний осела дома, ожидая от судьбы интересного предложения. Конечно же, судьбе было некогда заниматься моим вопросом. Потом было рождение ребенка, потом — непродолжительный период работы в Фонде Сороса. Но настоящей работы, чтобы в нее прямо влюбиться, чтобы утром бежать к ней на встречу, чтобы в пятницу вечером уже начинать скучать по ней, у меня так и не случилось.


Все поменялось, когда я начала работать в глянцевом журнале. Было очень интересно, но нелегко. За 2 года я наработала бесценный опыт. Как говорится, стала вхожа в лучшие дома, познакомилась с интереснейшими людьми. Да все было очень здорово! Но кроме видимой стороны «айсберга удовольствий» было и другое: приходилось действительно очень серьезно выкладываться. Как рассуждал мой муж: «Ты ничего не делаешь, ходишь на всевозможные тусовки и презентации, а тебе за это платят деньги». Что было на самом деле: план продаж, очень жесткие штрафы, постоянная конкуренция с коллегами по цеху и не совсем здоровая обстановка внутри коллектива. Но разве мне страшны трудности? Конечно, нет.

Долгое время работа приносила Ольги Китовой удовольствие, но не заработок. Фото: личный архив.
Долгое время работа приносила Ольги Китовой удовольствие, но не заработок. Фото: личный архив.

План выполнялся и перевыполнялся, надо выйти на работу в выходные — не вопрос. Нужно доделывать что-то срочное и завершить рабочий день около 0 часов — тоже не вопрос. Все здорово. Я ее любила. Но наступил день, когда за эту работу вдруг перестали платить. Доходило до смешного: вот я приехала к клиенту, и он отдал мне за рекламу 28 000. При этом зарплаты не было уже 2 месяца… А я за рулем собственной машины, излучаю респектабельность, улыбаюсь. Привожу эти деньги в офис. «Ну дайте мне хотя бы 10 000?» — «Нет. Надо платить за типографию», «А мне за бензин…» — «Но у тебя же есть муж!» И то верно!


В общем, работа превратилась в настоящее хобби. Неоплачиваемое. Сами понимаете, такое хобби вскоре стало очень напрягать. И меня, и мужа. И потом, я же не мазохистка. Нам пришлось расстаться.


Нужно сказать, с глянцем в нашем городе очень у многих странные отношения. Чтобы работать в глянцевом журнале в продажах, нужен определенный склад характера и крепкий тыл. Это я поняла совершенно точно после того, как начала свой собственный «глянцевый» проект. Ну, такая история вообще могла произойти только со мной. Началось все с того, что меня наняли на должность директора и главного редактора в журнал, который небедный человек открыл для своей любовницы. Журнал выглядел весьма бледно. Был набит скачанными из Интернета безграмотными текстами и картинками, отвечающим понятию лакшери. Учредитель поставил задачу журнал переделать. Сделать его интересным и читаемым. Посулил за это хорошие деньги. И мы с командой с головой окунулись в проект. Это было чудесное время. Можно сказать, что мы все вместе родили чудесного ребеночка, который вскоре встал на ножки и побежал. Его стали узнавать, им стали восхищаться…
Вышеназванная любовница походила какое-то время на работу, но она банально не понимала половины того, что происходило в редакции. И вскоре она нашла себе другое развлечение. А потом и вовсе пара распалась. Дальше больше… У нас сменились учредители. Мы стали кормить себя сами. Вот эта работа была самым настоящим хобби. «А деньги?» — спросите вы.


Нет, я не бедствовала. Но денег живых в руках не держала. Но у меня же был муж! И еще волшебная вещь бартер. Сейчас я расскажу технологию процесса: вот, например, мой менеджер приходит к клиенту и продает ему рекламу. Клиент говорит: «Да, нам очень нравится ваш журнал. Мы очень хотим там разместиться. Но мы несколько стеснены в финансах. А давайте бартер?»


Мой менеджер звонит мне и говорит: «Ольга Владимировна, вот тут косметический салон хочет взять у нас рекламы на 56 000. По бартеру. Соглашаться?»


Как правило, я говорила, что надо соглашаться. Часть этого бартера я еще умудрялась продать. Но большая часть уходила в счет моей зарплаты. У меня было идеальное лицо, доложу я вам (бартер в косметологии). Да много еще чего хорошего было. А вот денег не было. Настоящее хобби, не правда ли? И к тому же у меня есть муж…


С этим хобби пришлось завязать в одночасье. Мой муж потерял работу. Через какое-то время денег в доме не стало совсем. Помню, что к Новому 2012 году мы подошли, имея в кошельках на двои× 4 000. Закрытие журнала было одним из самых болезненных событий в моей жизни. Жалко было до слез. Я до сих пор твердо уверена, что мы создали уникальный продукт. Совершенно особенный. Непохожий ни на какой другой… Но такое хобби я уже не могла себе позволить!

Сегодня Ольга Китова не сомневается - многопрофильный профессионал очень высокого уровня. Фото: личный архив.
Сегодня Ольга Китова не сомневается - многопрофильный профессионал очень высокого уровня. Фото: личный архив.

Знаете, как человек, у которого умерла собака, часто говорит, что больше не заведет ни одной, но все равно скоро заводит, так и я сказала себе, что меня в глянец больше не заманишь никакими коврижками. И вскоре стала редактором нового глянцевого издания. К тому времени я могла это делать очень хорошо, и мои способности были оценены по достоинству. Фигурально выражаясь, я чувствовала себя героиней рекламного ролика «ГАЗПРОМ — мечты сбываются». Журнал изначально задумывался как имиджевый проект. Не было необходимости собирать рекламу и выживать. Более того, он выходил 1 раз в 3 месяца. У меня появилась масса свободного времени, а сидеть без дела я в принципе не могу. Вот тут началось настоящее хобби.


— А попробуй провести и организовать свадьбу для моих друзей? — Да, давай попробую.
Получилось замечательно.


— Попробуй наладить работу в ресторане и организовать для него ряд мероприятий по привлечению новой аудитории. Да, попробую. Вновь удача.
— Поработай с персоналом? — Конечно.
— Сделай газету для депутата с поздравлениями для избирателей. — И это смогу.
Кстати, удивительно, но берясь за новую работу, последнее, о чем я думала, были деньги. Конечно, мне неплохо платили за эти допуслуги. Но, честно признаться, я даже не оговаривала цену заранее. Для меня же это был своего рода эксперимент. Или я еще не знала себе цену. Или не умела ее называть… И потом, у меня же был основной заработок! Но вот в один прекрасный день я поняла, что работы у меня очень много, а денег мало. Возможно, я просто выросла. Почувствовала, что очень многое могу делать не просто хорошо, а очень хорошо. Без ложной скромности осознала, что я многопрофильный профессионал очень высокого уровня.


Одним словом, я ушла в свободное плавание. Чем занимаюсь сейчас? Тем, что умею делать на данном этапе лучше всего. Тем, что мне действительно делать нравится. Пока я работала на «дядю», я смогла накопить бесценный опыт, который я теперь могу применять на собственное благо.


Надо сделать небольшую ремарку. Работая арт-директором ресторана, я открыла для себя и освоила SMM. Поняла, какой это мощный источник по привлечению клиентов и создания уникальной аудитории. Оказывается, в «Фейсбуке» можно сидеть не просто так! Вы знали? И сейчас я занимаюсь двумя основными вещами. Это, собственно, продвижение в социальных сетях и Креативное Бюро КиТ, который им и занимается, и еще стартапом новых ресторанов и других проектов. Хобби ли это? Нет, скорее все же работа, которая выросла из моего хобби. Жалею ли я о чем-то? Да. О тех девяностых, которые я провела дома, рассчитывая, что всю жизнь проведу за спиной мужа. Если бы я не упустила этот период, возможно, это мое взросление произошло гораздо раньше. Вы спросите про деньги? После того, как я сама стала понимать, что стою дорого, это понимание как-то автоматически передалось моим клиентам. Потому хобби или не хобби, но пункт «высокооплачивоемое» точно решен!"


Ольга Китова, творческий директор в Креативном бюро «КиТ», автор и ведущая проекта «Внеклассные чтения».