Чистое небо
5 лайфхаков, облегчающих уборку
Рынок кроватей: под любые задачи
5 вредных бытовых привычек
Фильм принес известность актрисе Татьяне Агафоновой. Фото: Fotodom.ru.

Как снимали фильм «Одиноким предоставляется общежитие»

Картина вышла на экраны в январе 1984 года. WomanHit вспомнил, как снималось любимое кино, история которого началась с простого объявления в газете.

Тамара Астапенкова
23 января 2014 16:55
18050
0

Картина вышла на экраны в январе 1984 года. WomanHit вспомнил, как снималось любимое кино, история которого началась с простого объявления в газете.

Однажды Аркадий Инин обнаружил у себя в почтовом ящике несколько вырезок из газет. Многие знали о хобби сценариста — собирать занимательные газетные заметки — и при случае отправляли их по почте. В тех вырезках Аркадий Яковлевич обнаружил два похожих объявления о том, что одинокая женщина 40 лет хочет познакомиться с мужчиной без вредных привычек до 50 лет. В начале 80-х такое объявление воспринималось как бомба: как советская женщина может предлагать себя? Но вскоре драматург обнаружил еще несколько похожих объявлений, потом еще. Идея написать сценарий родилась сама собой, но вначале появилось название: «Одиноким предоставляется общежитие» — такая приписка всегда стояла в объявлениях о поиске специалиста. И Аркадий Яковлевич отправился в общежитие московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе. Он познакомился с комендантом и работницами, выслушал их личные истории. И к началу лета 1982 года был готов сценарий, а вскоре Инину позвонил режиссер Самсон Самсонов.
На главную роль Веры Голубевой — передовой ткачихи и по совместительству свахи — пробовалась Елена Драпеко. Но потом выяснилось, что Инин писал роль под Гундареву, которая уже играла в фильме по его сценарию «Однажды двадцать лет спустя». Наталья Георгиевна прошла пробы. И стало ясно, что роль просто создана для нее. А для Драпеко выбрали комедийный образ блондинки Ниночки, которая готовит утром, днем и вечером яичницу, а ночью — омлет. Инин посоветовал Самсонову и Александра Михайлова, работу которого когда-то увидел в картине «Риск — благородное дело». Режиссер пообщался с актером и без проб утвердил его на главную мужскую роль коменданта общежития. Довольно неожиданно Самсон Иосифович пригласил на роль завистливой и малоприятной воспитательницы Тамару Семину, которая после киноэпопеи «Вечный зов» воспринималась исключительно как положительная героиня. Актриса с удовольствием согласилась примерить на себя совершенно иной образ, с которым справилась блестяще. Ей удалось так тонко передать характер Ларисы Евгеньевны, что некоторые сцены из сценария пришлось убрать, чтобы не перегружать роль.

Сценарист «Одиноким предоставляется общежитие» Аркадий Инин роль ткачихи и свахи Веры Голубевой писал специально для Натальи Гундаревой. Фото: Fotodom.ru.
Сценарист «Одиноким предоставляется общежитие» Аркадий Инин роль ткачихи и свахи Веры Голубевой писал специально для Натальи Гундаревой. Фото: Fotodom.ru.

На роль «восточного мужчины с пышными усами» уже Самсон Самсонов убеждал Аркадия Инина пригласить горячо любимого Фрунзика Мкртчяна, хотя по сценарию герой был грузином. Фрунзик с большим энтузиазмом взялся за эту роль, постоянно придумывал новые сцены и реплики, да так удачно, что образ Вартана стал одним из основных в картине. Говорят, что именно Мкртчян придумал фразу: «Утром яичница, днем яичница, вечером яичница, а ночью — омлет! Скоро я буду кудахтать, как цыпленок!» — и сцену, когда на новогодний стол его герой принес арбуз.
Непосредственно к съемкам приступили весной 1983 года. Основные декорации — коридор общежития, комнаты, кухню и кабинет — возвели на «Мосфильме». Некоторые сцены сняли на стройке корпуса Московского института химической физики, сцену на почте — в одном из почтовых отделений в центре Москвы, фабрику — в Иваново.
В 1984 году фильм завоевал несколько призов, а Гундареву назвали лучшей актрисой года. Однако не все восприняли фильм положительно. В газетах стали появляться письма разгневанных ткачих, которые никогда не видели подобного в своих общежитиях и считали, что картина унижает и оскорбляет женщин. Но время расставило все по своим местам, а великолепная игра Михайлова и Гундаревой до сих пор пробивает до слез.