Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Молочный ералаш

Корреспондент «РД» искал на прилавках молочный напиток и белорусское молоко

4 сентября 2009 19:11
3484
0

Раньше все было куда проще. Мол, «пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Сегодня в магазине среди молочных пакетов легко потеряться: жирность, производители, полезные добавки. А тут еще белорусский скандал, да еще шумиха с введением новой молочной инструкции. Какое молоко выбрать?

Раньше все было куда проще. Мол, «пейте, дети, молоко, будете здоровы!». Сегодня
в магазине среди молочных пакетов легко потеряться: жирность, производители, полезные добавки. А тут еще белорусский скандал, да еще шумиха с введением новой молочной инструкции. Какое молоко выбрать? Как найти самое лучшее?
Одним словом, отправляемся в магазин.


Стою в молочном ряду популярного гипермаркета, изучаю ассортимент и покупателей. К особо дотошным пристаю с вопросами, на что они обращают внимание, когда выбирают молоко. Вот приятная женщина лет 60.


— Я, конечно, смотрю, чтобы оно было сделано не из сухого порошка. Вот эту марку я знаю. Беру по 5—6 пакетов на неделю, поэтому мне важно, чтобы оно быстро не портилось. Мне кажется, что классическая жирность 3,2% — это определяющий параметр. Если есть одинаковое молоко за 20 и за 40 рублей, я, конечно, возьму первое. Тем более что для меня это вспомогательный продукт, я не пью его просто так. Вот еще не видела ни разу обещанного «молочного напитка». Думаю, что молоко с жирностью 1,5% — это оно и есть. Не знаю, что такое ультрапастеризованное, может, за этим что-то скрывается.


СПРАВКА «РД»:


пастеризация — тепловая обработка при температуре 65—95°С (в среднем — 75°С). При этом уничтожается патогенная микрофлора, в т. ч. наиболее стойкий микроорганизм — туберкулезная палочка, но сохраняется пищевая и биологическая ценность продукта. Такое молоко считается более полезным, но хранится недолго; стерилизация — тепловая обработка при температуре выше 100 °C (в среднем — 110—120°С) с выдержкой в 10—30 минут. При этом частично разрушаются витамины С, В1, В6, В12, но увеличивается срок хранения. Наиболее прогрессивный метод — ультравысокотемпературная обработка (УВТ) при 135—150°С в течение нескольких секунд.


Я бы тоже не прочь — просто из любопытства — посмотреть на товар с надписью «молочный напиток», но такого здесь не нахожу. Боятся писать правду? Или все стали натуральными? Зато среди стандартных пакетов замечаю одиноко стоящие бутылки с козьим молоком. Литр почти экзотической 1,5%-ной жидкости оценен в 156 рублей. Из этикетки выясняется, что сделан он во Франции, хранится 3 месяца, содержит витамин В9 (фолиевая кислота) и стабилизатор Е339 (фосфат натрия). Рядом висит ценник «напиток козий Маргарета» за 134 ₽, 3,3% жирности. Пока соображаю, что лучше: молоко с сомнительным стабилизатором или дорогой напиток из сухого молока, подходит сотрудник отдела Александр. У него интересуюсь, что предпочитают покупатели.


— Больше берут то, что стоит на самом видном, лучшем месте. Бывает, как раз белорусское молоко спрашивают. Один покупатель жалел, что у нас оно не продается — говорил, что пьет только его. В последнее время на многих пакетах появилась надпись: «Без добавления сухого молока». Недавно слышал в интервью директора одного молокозавода, что им пришлось перейти на натуральное молоко — сухое стало невыгодно, его не покупают.


Замечаю, что молоковозов в Москве не видно, как это было лет 20 назад.


— Думаю, что они работают ночью: я раньше хлеб развозил и знаю, что основные поставки идут в 4—5 утра.


Еще одна подошедшая покупательница тоже не имеет ничего против белорусской продукции.


— Вот когда Чернобыль случился, было опасно. А теперь — почему бы нет? А замечания господина Онищенко меня не смущают — это разговор совсем не про качество. Единственное, я бы не хотела покупать молоко, сделанное из сухого концентрата. Но надписям «натуральное» не очень-то верю.
Белорусского молока в этом магазине, увы, нет. Зато на соседних полках спокойненько стоит несколько видов творога и сметана белорусского ОАО «Савушкин продукт».


СПРАВКА «РД»:


6 июня 2009 г. Россия ввела запрет на поставки из Белоруссии более 500 видов молочных продуктов. Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объяснил это невыполнением белорусской стороной требований техрегламента, введенного в России в конце 2008 года. Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник уточнила, что до 30 сентября приостанавливается ввоз белорусского сухого молока, при этом увеличиваются поставки творога, сыра и масла.


Проходящий мимо пацан лет семи деловито сообщает маме: «Помнишь, говорили по телевизору, что будут писать на пакетах по-новому?». По всему видно, что новость о новом техрегламенте на молоко, обязывающем производителя честно указывать состав продукта, дошла до всех.


Ура! В третьем по счету магазине я наконец-таки нашла своего смелого героя — полиэтиленовый пакет с крупной надписью: «МОЛОЧКО, молочный напиток из сухого молока, пастеризованный, жирность 3,2%. Срок хранения 5 суток. Состав: сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, вода. Изготовитель — ООО „Гольмар-Групп“, Калужская обл., Жуковский р-н, Воробьевский сельсовет. Цена — 20 ₽ 50 коп. Продукт соответствует требованиям ФЗ № 88-ФЗ».


Рядом стоял еще один подарок: стерилизованная «Бабушкина крынка», изготовленная в городе Могилев Республики Беларусь. Обнадеживающая надпись «натуральный продукт». Упаковано 14 августа 2009-го — свеженькое. Значит, торговля с братьями-славянами все-таки наладилась и идет своим чередом.


Набрав образцов продукции для детального изучения, я вернулась домой. Домашние, мягко говоря, удивились, увидав выставленные перед компьютером 15 пакетов молока, но мешать не стали. Тем временем я выяснила, что:


самым дорогим молоком из-под коровы оказались «Можайское» в стеклянной бутылке — 34 ₽ за 0,45 литра и детское марки «Здрайверы» — 47 ₽ за литр, обогащенное витаминами, кальцием и йодом;
самое дешевое — полиэтиленовый пакет «Красная цена» за 19,90, срок годности 5 суток и фирменное «долгоиграющее» сети «АШАН» за 20 ₽, 3,2% жирности;


в числе производителей молока помимо московских — заводы Ленинградской, Орловской, Тюменской, Свердловской, Нижегородской, Калужской областей, Белгорода, Новосибирска, Красноярского края, Республик Мордовии и Татарстана — и это еще не все;


как правило, пастеризованное молоко в полиэтилене хранится 5—7 дней в холодильнике, а ультрапастеризованное и стерилизованное в пакетах — 6 месяцев при комнатной температуре;


«нормализованное молоко» — то же натуральное, только с измененной жирностью и массовой долей сухих веществ. А вот если на пакете написано «восстановленное» — значит, сделано это молоко из сухого продукта;


самая приятная надпись на пакете — «Молоко упаковано в течение 3 часов после доения»;


самый жизнеутверждающий текст — «Потребление 0,5 литра молока в день обеспечивает суточную потребность в белке на 20%, кальции — на 72%, фосфоре — на 10%, йоде — на 22%, в витаминах — на 30%». Кстати, стакан теплого молока способен даже уменьшить спазмы и снять головную боль.


Побродив целый день по торговым залам, я сделала несколько выводов. Самое популярное молоко у всех слоев населения — жирности 3,2%. При покупке мы, сами того не замечая, часто руководствуемся не разумом, а желаниями специалистов-рекламщиков. Что касается братьев-белорусов, их продукцию народ любит безоговорочно и отказываться от нее не собирается. Зато к словосочетанию «молочный напиток» покупатели относятся негативно, а к определению «натуральное» — недоверчиво. И всем хочется покупать то самое молоко, про которое можно будет и сегодня спеть: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!».

Чтобы отличить настоящее молоко от порошкового, налейте его в стакан: если образовалась пена — пузырьки лопаются не сразу, то скорее всего молоко цельное.


Исполнительный директор Молочного союза РФ Владимир ЛАБИНОВ сообщил: «В настоящее время объем производства сухого молока, которое из-за принятого техрегламента стало невостребованным, сократился в стране почти в 2 раза, а более 30 из примерно 70 сушильных цехов вообще не работают». Также, по словам Лабинова, спрос на молочную продукцию в РФ за последние месяцы увеличился на 2,5%.