Как продать себя дорого на собеседовании?
Фото: Pixabay.com/ru

Золотой человек: как продать себя дорого на собеседовании

Бизнес-коуч Жанна Лурье рассказывает, как понравиться работодателю и заставить его платить много

Шаг 1. Говорите о себе и своей работе с азартом

Нет ничего скучнее, чем читать рядовое резюме рядового менеджера отдела продаж. А общаться с кандидатом, который умирает от тоски, рассказывая о своем образовании и опыте работы, даже если работа, действительно, совсем не творческая, — настоящее испытание для эйчара.

Ваша задача — на собеседовании найти самое интересное и необычное в своей профессии. Это не значит, что нужно рассказывать в красках о том, как вы отмечали корпоративный Новый год. Это значит, что если вы занимались продажами, у вас наверняка были клиенты, которые запомнились. Люди, которым вы действительно помогли.

Представьте, что вам дали задание — написать роман о своей работе.

Шаг 2. Выбирайте действие

Описывая свои личные и профессиональные компетенции, делайте это конкретно и измеримо, уходите от шаблонных фраз. Используйте глаголы действий: достиг, увеличил, добавил, расширил, минимизировал и другие. Глагол — это измерительная метрика, а заодно факт достижения вами конкретного результата. Расскажите о своем вкладе в развитие компании, где трудились, или участии в реализации бомбического проекта. Не забывайте о цифрах — эйчары нередко хорошо воспринимают информацию в цифрах. Расскажите, насколько процентов вам удалось увеличить продажи или снизить издержки.

Помните о том, что любой человек, в том числе и тот, который вас собеседует, способен эффективно усваивать информацию только первые две минуты. Постарайтесь уложить в них основные достижения и карьерные вехи.

Описывая свои личные и профессиональные компетенции, используйте больше глаголов
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 3. Проявляйте осведомленность

На тан Рот шильд сказал: «Кто вла де ет ин форма ци ей, тот вла де ет ми ром». Вам пока надо завладеть компанией-работодателем. Проведите информационную разведку, узнайте о ней как можно больше. Эту информацию можно и нужно грамотно использовать на собеседовании.

Что стоит знать:

- Сайт компании.

- Конкурентов компании. Найдите в интернете 2—3 аналогичные фирмы, проведите мини-аудит их деятельности (чем отличаются от компании потенциального работодателя, в чем плюсы и минусы).

- Сопоставив эти данные, постарайтесь найти конкретные моменты, функции, проекты, где могла бы пригодиться ваша экспертиза.

- Уточните формат и время собеседования.

- Какие документы нужны.

- Дресс-код компании.

- Как лучше добраться.

Высший пилотаж — узнать немного о личных предпочтениях интервьюера. Это вполне возможно: через общих знакомых, которые работают в вашей сфере, или социальные сети. В разговоре можете смело ввернуть, что, например, любите йогу или Сальвадора Дали, если ими увлекается собеседник.

Шаг 4. Вооружитесь ответами на вопросы

Как правило, вопросы однотипны и предсказуемы:

- Как давно вы в поиске?

- Почему уволились с прежнего места работы?

- Почему так часто меняете работу?

- Ваши сильные и слабые стороны?

- Как вы видите себя через 1, 3 и 5 лет? А в долгосрочной перспективе — через 10 лет?

- Почему вы хотите работать в нашей компании?

- Почему мы должны взять именно вас на эту должность?

Ложь нежелательна, но и рассказывать, что работу вы ищите уже полгода, не стоит. Равно как и то, что с предыдущей работы уволились, став зачинщиком корпоративного скандала или не поладив с боссом.

Ответы готовьте, ориентируясь на специфику компании. Не поленитесь забить в поисковике отзывы сотрудников о компании, убедитесь, что ее нет в списке «черных работодателей».

Не забывайте о чувстве юмора, которое является показателем интеллекта.

Не критикуйте бывших коллег, ведь любой коллектив должен быть командой единомышленников
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 5. Презентуйте себя!

Сразу скажу, что самопрезентация вас не продает, она просто о вас рассказывает. Тут нет конкурентоспособного предложения. До вас уже было 10—20 человек с аналогичной историей.

Продающая самопрезентация — это краткая информация о вас, ваших компетенциях, уникальном конкурентном преимуществе и уникальном торговом предложении (УТП). Вы — тоже товар.

Так что берите инициативу в свои руки! Соберите информацию о компании и конкурентах, разработайте для работодателя классное уникальное торговое предложение. Если у вас не было возможности узнать о «болях» или проблемах компании, прямо на собеседовании почувствуйте удобный момент и спросите. Подумайте и озвучьте, что вы можете сделать в этой ситуации.

Обязательно потренируйтесь дома перед зеркалом. Расскажите себе свою «продающую самопрезентацию» в зеркало 7 раз, затем своим близким 3 раза.

Шаг 6. Не транслируйте негатив!

Злобных нытиков не любят нигде. Когда кандидат начинает подрывать авторитет экс-коллег, очернять работодателя или своего непосредственного руководителя, это прекрасно раскрывает его личные и профессиональные качества.

В любой копании есть корпоративная культура и коллектив. В идеале — это команда единомышленников, объединенная одной целью. Мало кто согласиться приютить сплетника и ябеду, который, в случае увольнения, поступит с новой компанией так же.

Всегда относитесь с уважением к прежнему месту работы, оно вас кормило на протяжении какого-то времени.

Критикуя бывших коллег, вы никогда не заслужите уважение новых.

Шаг 7. Держите руку на пульсе

Многие рекрутеры обладают знаниями в области психологии влияния и умеют управлять вниманием и поведением кандидата. Нередко они провоцируют определенные реакции, создавая двойственную ситуацию, или задают коварные вопросы. Я знаю одну компанию, где соискателю предлагали выбрать три стула, один из которых был сломан. Зачем? Чтобы сразу понять, что кандидат — неудачник, если он выберет сломанный вариант.

Поэтому долой эмоции, интервью — это просто игра. Ваша цель — продать себя дорого. Внимательно следите за тем, что и как говорит рекрутер. Он ничего просто так не спрашивает. Старайтесь держаться максимально спокойно и уверенно. Отвечать четко на вопросы, не вдаваясь в детали. Если он захочет уточнить какие-то моменты, он обязательно вас попросит рассказать об этом более подробно.

Не нервничайте и, заявляя собственную стоимость, всегда берите выше средней зарплаты по рынку
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 8. Задавайте правильные вопросы

Спросите о стратегических планах компании на ближайшее и не очень время. Как будут проходить следующие этапы отбора и собеседования. И когда ожидать результата интервью.

Это покажет работодателю вашу заинтересованность в компании, готовность принимать участие в развитии, раскроет вашу мотивацию и деловой подход к работе. Инициатива, которая исходит от вас, позволит увереннее требовать достойной зарплаты.

Шаг 9. Вы стоите столько, во сколько сами себя оцениваете

У вас не получится продать себя дорого, если вы полагаете, что «ничего особенного не делаете», вам «еще учиться и учиться», и хороших денег вы не стоите. Пора прощаться с комплексом самозванца. Заявляя собственную стоимость, всегда берите выше средней зарплаты по рынку, но так, чтобы работодатель мог торговаться и немного сбить ее, полагая, что совершил выгодную для себя сделку.

Популярные статьи