ТВ и сериалы

Елизавета Боярская: «Моя героиня наглая и вульгарная, я таких не люблю»

Российские звезды рассказали о многосерийном фильме «Куприн», снятом по мотивам сразу нескольких произведений писателя.

Российские звезды рассказали о многосерийном фильме «Куприн», снятом по мотивам сразу нескольких произведений писателя.

5 июня 2014 16:56
14494
0
Елизавета Боярская.
Елизавета Боярская.
материалы пресс-служб.

Первая часть сериала посвящена самому крупному произведению Куприна — повести «Яма». Работу над ней писатель завершил в 1915 году и после ее публикации сразу же подвергся осуждению критиков за излишний, по их мнению, натурализм. Куприн предельно точно рассказал о жизни проституток в российских публичных домах, описывая детали закулисной жизни одного из заведений. Словно предвидя невероятный скандал, который разразится после публикации, писатель сделал к своему произведению следующий эпиграф: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».
«Яму» снимал режиссер Влад Фурман. Учитывая, что при переводе литературного произведения на язык кино всегда меняются детали, режиссер допускал некоторые изменения, но при этом старался сохранить сюжетную канву и дух Куприна в первозданном виде. Прежде всего — донести до зрителя выразительность той эпохи, а кроме того — раскрыть всю боль автора, которая лежит в основе произведения. Фурман показал историю со сквозным действом, за которым было бы интересно следить.

В экранизации «Ямы» Светлана Ходченкова сыграла проститутку Женю. Фото: материалы пресс-служб.
В экранизации «Ямы» Светлана Ходченкова сыграла проститутку Женю. Фото: материалы пресс-служб.

«Мне нравится, что режиссер Влад Фурман не скатывается в пошлость, когда показывает публичный дом. — говорит актриса Светлана Ходченкова, сыгравшая проститутку Женю. — Даже для Женьки, которую Куприн описал как сверхсексуальную особу, мы с Владом придумали ход: она лишь обнажает плечико или ножку, но так, что мужчины теряют рассудок!» Полине Агуреевой досталась роль Тамары — бывшей монахини, которая стала проституткой. «Купринские женщины живут без Бога по определению. Но я придумала, что моя героиня поправляют крестик, висящий на зеркале, когда красится перед выходом к клиентам. А во время отпевания подруги в церкви, пытаясь заглянуть за иконы, спрашивает, есть ли там что-нибудь или нет».
Сюжет знаменитого рассказа Куприна «Гранатовый браслет», который он написал на четыре года раньше, чем «Яму», искусно вплетен в первую часть сериала. «Недавно рассказал одной хорошей актрисе о сюжете своего произведения, — писал Александр Куприн Федору Батюшкову, когда работал над рассказом. — Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». Чуть раньше, в другом письме, Куприн писал о реальных прототипах своих героев: «Сейчас я занят тем, что номерую „Гранатовый браслет“ — это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова». В рассказе герои получили другие имена (фамилия чиновника стала Желтков), а сюжет и финал событий были творчески переработаны автором. Роль Желткова досталась Максиму Аверину, и совершенно не случайно: у актера — особенное отношение к «Гранатовому браслету». «Это связано с моим поступлением в театральный институт, — рассказывает Максим, — преподаватели настаивали, чтобы я взял что-нибудь серьезное, и я измучился в поисках материала. Однажды, придя из института, я взял первую попавшуюся книжку с полки — и это был „Гранатовый браслет“. Я выучил оттуда отрывок и именно с ним поступил. И потом, когда мы ставили первые педагогические отрывки, у меня была именно роль Желткова в „Гранатовом браслете“. Для меня это роль, когда мечты сбываются».

Во второй части сериала, «Впотьмах», переплетены судьбы героев сразу четырех произведений Куприна. Дрессировщицу тигров Зениду из рассказа «Люция» сыграла Лиза Боярская. Фото: материалы пресс-служб.
Во второй части сериала, «Впотьмах», переплетены судьбы героев сразу четырех произведений Куприна. Дрессировщицу тигров Зениду из рассказа «Люция» сыграла Лиза Боярская. Фото: материалы пресс-служб.

Вторую часть сериала, «Впотьмах», поставил режиссер Андрей Эшпай. В ней переплетены судьбы героев сразу четырех произведений Куприна: «Люция», «Впотьмах», «Путаница», «Система», «Молох». Дрессировщица тигров Зенида из рассказа «Люция» в исполнении Лизы Боярской влюбляется в Аларина — героя повести «Впотьмах». Его играет Леонид Бичевин. Также за сердце бесстрашной укротительницы борется Ознобишин из рассказа «Люция» в лице Евгения Цыганова.
Играть такую героиню, как Зенида, Лизе Боярской пришлось впервые. «Она поступает, как ей вздумается, и наплевать, что скажут люди. Она — наглая, а я таких не люблю. И вульгарная», — говорит актриса. Для того, чтобы усилить трагизма образа ее героини, актриса и режиссер попросили гримеров сильнее подчеркнуть шрам на щеке Лизы, который она сама получила в детстве. Еще одной находкой стал жест Зениды, которого нет в оригинальном рассказе: когда ее героиню кто-то сильно раздражает, Лиза Боярская без лишних слов делает человеку «сливку», резко зажимая ему нос двумя пальцами. «А вот в клетку с хищниками мне все же не позволили войти, — признается Боярская. — В этих сценах меня заменяла известная дрессировщица Карина Багдасарова». К слову, сам Куприн очень любил цирковое искусство. Его друг Федор Батюшков в своих неопубликованных воспоминаниях рассказывает, что уже пожилой писатель с большим увлечением и настойчивостью часами предавался у себя дома какому-нибудь цирковому тренировочному занятию. Например, накатыванию детского деревянного обруча на мелкую монету, лежащую на полу шагах в двадцати.
«Впотьмах» и финальная часть сериала, «Поединок», снимались в Ельце. Место для съемок купринской эпохи было выбрать очень сложно. Это должен был быть старинный город с богатой историей. В поисках такого города художник-постановщик Александр Толкачев изучил виды Торжка, Сергиева Посада, Углича, Ярославля, Костромы, Можайска и еще более двадцати городов, но нашел купринский именно в Ельце. «Все восемь съемочных дней в Ельце стояли морозы, — рассказывает режиссер Андрей Эшпай. — Погода сыграла с нами злую шутку: морозы стояли, а снег так и не выпал! Для того, чтобы создать настоящую русскую зиму, каждый день три грузовика привозили искусственный снег. Несколько часов у художников уходило на то, чтобы создать убедительный зимний пейзаж».

Финальная часть сериала, «Поединок», снималась в Ельце. Фото: материалы пресс-служб.
Финальная часть сериала, «Поединок», снималась в Ельце. Фото: материалы пресс-служб.

Режиссером третьей части под названием «Поединок», объединившей в себе произведения «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка» и «Штабс-капитан Рыбников», стал Андрей Малюков. Повесть «Поединок» — наиболее значительной произведение Куприна. Его первое издание вышло в свет с посвящением писателя: «Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор». Как говорил Куприн, именно влияние Горького определило «все смелое и буйное в повести». В этой части яркие образы подпоручика Ромашова и капитана Сливы воплотили актеры Никита Ефремов и Роман Мадянов. «Поединок» — очень своевременное произведение, — считает Роман Сергеевич. — Я с огромным удовольствием поработал у Андрея Игоревича Малюкова. Для меня лично капитан Слива — это персонаж, который полностью соответствует моему представлению о том, что происходит вокруг. Рушится дом, когда нет строгого и справедливого хозяина — вот лейтмотив моей роли. А с Никитой Ефремовым я работал еще у Говорухина, когда он был студентом. Он — молодец, ищущий и пытливый парень".
Роль самого писателя, который по замыслу сценаристов исполняет не только роль рассказчика, но и лично встречается с главными героями, во всех трех частях исполнил Михаил Пореченков. «Когда мы думали о Куприне, мы пошли от его биографии, которая была очень яркая и большая, — объясняет продюсер сериала Денис Евстигнеев. — Он был военным, наездником в цирке, криминальным репортером, помимо того, что он был писателем. Все это породило образ мужественного и сильного человека. Когда мы сделали возрастной грим Михаилу Пореченкову, мы поняли, что стопроцентно попали. Хотя у него есть самое главное сходство — внутреннее, по энергетике».
Для съемок в картине актеру, который ни разу не сидел в седле со времен театрального института, пришлось вспоминать верховую езду. За несколько месяцев до начала съемок Пореченков специально ходил в конноспортивный клуб, учился с тренером и теперь может с легкостью ездить верхом. Но это не самое главное — ради роли Куприна за два месяца Пореченков похудел на 20 килограммов. «Пореченков и Куприн — братья-близнецы, они похожи не только внешне, но и характерами, — считает режиссер Андрей Малюков. — Пореченков — авантюрный, заводной, лихой и сильный физически. Хватит ему уже играть спецназовцев, пора переходить на классику».