Царские аксессуары нуждаются в уходе и реставрации
Нуждаются у уходе и реставрации
В этом году исполнилось 20 лет с тех пор, как была закончена реставрация Большой императорской короны и других царских регалий из Алмазного фонда Кремля. Дату можно назвать «проходной», если бы не два существенных «но». Это была первая за всю историю квалифицированная реставрация императорских регалий. А подробности уникальных работ, которые проводила небольшая группа сотрудников экспериментальной мастерской при
— Реставрация царских ценностей проходила в 1983—1985 годах и длилась около 15 месяцев. До этого действительно рука реставратора императорских регалий не касалась?
— Перед открытием выставки Алмазного фонда, ремонт изделий, по-другому, и не назовешь, проводили непрофессионалы. Где проволочкой медной закрепят, где ниточкой привяжут, где клейку ПВА добавят. К счастью, в 1983 году в Оружейной палате и Алмазном фонде подоспел ремонт помещений, во время которого все изделия вынимаются из витрин. Руководство воспользовалось этим случаем для реставрации.
-Где и кем были повреждены экспонаты?
-В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты (так ранее называлась царская коллекция), которые ранее хранились в Эрмитаже, в скором порядке были вывезены в шести сундуках в Москву. Вполне возможно, что многие экспонаты были повреждены уже там.
— Какие раритеты пострадали больше всего?
— В неудовлетворительном состоянии были почти все. К примеру, венец царской короны прогнулся. Его исправили, укрепили крестик, камень. Мертвый жемчуг переставили. Дело в том, что если жемчуг не носить, камень умирает,
Курьезный случай произошел с единственной уцелевшей Елизаветинской диадемой. Во всех описях упоминается розовый бриллиант. А когда мы его вынули, оказалось, что розовый оттенок придавала фольга, которую часто подкладывали под камни для эффекта. На некоторых фотографиях камень ярко кирпичного цвета. В описях так и остался «розовый бриллиант». Хотя на самом деле, у камня желтоватый оттенок.
-Среди старинных украшений встречались подделки?
— Подделками в прямом смысле их не назовешь. Попадались дуплеты.
-Что это такое?
— Когда из тоненького кристалла хотят сделать цельный камень. У твердого камня, к примеру, у алмаза делают площадку и грани под бриллиант. Этот твердый верх наклеивают на более дешевый кристалл. Но для того времени дуплеты считались нормальным явлением. В первую очередь, таким образом добивались эффекта от игры камней.
Процесс реставрационной работы фиксировался в каких-нибудь документах?
Напротив мастера сидел контроллер, который записывал весь процесс работы — что было добавлено, каких камней не хватило. Ответственность огромная. Мы все пережили стресс. Как-то один мастер признался, что уже которую ночь не спит. Тут выяснилось, что бессонница мучает всех.
Когда была создана мастерская при Гохране? Чем еще она занималась?
— Наш коллектив собрался в 1966 году в Гознаке. Для Смоленской фабрики по огранке алмазов мы создавали пользующиеся спросом образцы для выхода на международный рынок. А через год, к открытию выставки Алмазного фонда в Кремле, которая, как известно, вначале была запланирована на год, а потом из-за большой популярности стала постоянно действующей, мы выполнили несколько работ. Позднее нашу мастерскую перевели в Гохран.
В Гохране на продажу изделия выполнялись?
Работали только на Алмазный фонд. А все, что сделано для него, никто не имеет права ни купить, ни продать. В 2000 году были созданы изделия по мотивам царских регалий,
-Вы упомянули создание новых работ для Алмазного фонда. Получается, что они по своей художественной и материальной ценности приравнены к историческим раритетам этой сокровищницы?
— В художественном и культурном смысле — безусловно.
— А в материальном?
В изделиях такого класса ценится прежде всего работа. К примеру, материальная стоимость «Цветочной фантазии» (брошь в длину 32 см, 1138 бриллиантов, 68 рубинов, 15 жемчужин) — 180 тысяч долларов. Представители «Сотби» сказали, что в мире нашлось бы три-четыре человека, которые могли себе позволить украшение такой искусной ювелирной работы. По оценке «Лойд», страховая стоимость «Цветочной фантазии» — более двух миллионов долларов. Цена резко возрастает, если мастера нет в живых. Был курьезный случай, когда иностранные представители спросили у автора этой работы (разумеется, не зная, что он и есть автор): «Жив ли мастер?».
Мастерская продолжает работать и сейчас?
Официально мастерская существует. Только мастеров нет. Из всей нашей группы в Гохране остался один я. Один мастер преподает, другой вышел на пенсию. А талантливая молодежь за предлагаемую в Гохране зарплату работать не хочет. Хотя для творчества возможности здесь уникальные. Оборудование классное, да и материал доступен любой.