Мода

Царские аксессуары нуждаются в уходе и реставрации

Нуждаются у уходе и реставрации

В этом году исполнилось 20 лет с тех пор, как была закончена реставрация Большой императорской короны и других царских регалий из Алмазного фонда Кремля. Дату можно назвать «проходной», если бы не два существенных «но». Это была первая за всю историю квалифицированная реставрация императорских регалий. А подробности уникальных работ, которые проводила небольшая группа сотрудников экспериментальной мастерской при Гохране РФ, до сих пор остаются малоизвестными. О том, как проходила реставрация, рассказывает непосредственный ее участник, художник-ювелир Борис Иванов.

17 января 2012 18:13
3106
0

— Реставрация царских ценностей проходила в 1983—1985 годах и длилась около 15 месяцев. До этого действительно рука реставратора императорских регалий не касалась?
— Перед открытием выставки Алмазного фонда, ремонт изделий, по-другому, и не назовешь, проводили непрофессионалы. Где проволочкой медной закрепят, где ниточкой привяжут, где клейку ПВА добавят. К счастью, в 1983 году в Оружейной палате и Алмазном фонде подоспел ремонт помещений, во время которого все изделия вынимаются из витрин. Руководство воспользовалось этим случаем для реставрации.
-Где и кем были повреждены экспонаты?
-В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты (так ранее называлась царская коллекция), которые ранее хранились в Эрмитаже, в скором порядке были вывезены в шести сундуках в Москву. Вполне возможно, что многие экспонаты были повреждены уже там.
— Какие раритеты пострадали больше всего?
— В неудовлетворительном состоянии были почти все. К примеру, венец царской короны прогнулся. Его исправили, укрепили крестик, камень. Мертвый жемчуг переставили. Дело в том, что если жемчуг не носить, камень умирает, т. е. теряет перламутровый цвет, становится желто-матовыми. На короне мертвый жемчуг переставили назад, а перламутровый — вперед. Шапка-мантия никогда не снималась. Поэтому настоящего веса короны никто не знал. Только приблизительный. Когда разобрали, вековой пыли смыли около двух граммов. Впервые за всю историю во время реставрации была взвешена корона.
Курьезный случай произошел с единственной уцелевшей Елизаветинской диадемой. Во всех описях упоминается розовый бриллиант. А когда мы его вынули, оказалось, что розовый оттенок придавала фольга, которую часто подкладывали под камни для эффекта. На некоторых фотографиях камень ярко кирпичного цвета. В описях так и остался «розовый бриллиант». Хотя на самом деле, у камня желтоватый оттенок.
-Среди старинных украшений встречались подделки?
— Подделками в прямом смысле их не назовешь. Попадались дуплеты.
-Что это такое?
— Когда из тоненького кристалла хотят сделать цельный камень. У твердого камня, к примеру, у алмаза делают площадку и грани под бриллиант. Этот твердый верх наклеивают на более дешевый кристалл. Но для того времени дуплеты считались нормальным явлением. В первую очередь, таким образом добивались эффекта от игры камней.
Процесс реставрационной работы фиксировался в каких-нибудь документах?
Напротив мастера сидел контроллер, который записывал весь процесс работы — что было добавлено, каких камней не хватило. Ответственность огромная. Мы все пережили стресс. Как-то один мастер признался, что уже которую ночь не спит. Тут выяснилось, что бессонница мучает всех.
Когда была создана мастерская при Гохране? Чем еще она занималась?
— Наш коллектив собрался в 1966 году в Гознаке. Для Смоленской фабрики по огранке алмазов мы создавали пользующиеся спросом образцы для выхода на международный рынок. А через год, к открытию выставки Алмазного фонда в Кремле, которая, как известно, вначале была запланирована на год, а потом из-за большой популярности стала постоянно действующей, мы выполнили несколько работ. Позднее нашу мастерскую перевели в Гохран.
В Гохране на продажу изделия выполнялись?
Работали только на Алмазный фонд. А все, что сделано для него, никто не имеет права ни купить, ни продать. В 2000 году были созданы изделия по мотивам царских регалий, т. е. уменьшенные (две трети от натуральной величины) копии скипетра, державы. Дело в том, что в Алмазном фонде существует утвержденный правительством список «невыездных» изделий, к которым и относятся царские регалии. Идея создать уменьшенные копии возникла после выставки Алмазного фонда в Америке. На афише были изображены «невыездные» изделия. Американцы после просмотра выставки спрашивали, почему нет короны, державы, скипетра?
-Вы упомянули создание новых работ для Алмазного фонда. Получается, что они по своей художественной и материальной ценности приравнены к историческим раритетам этой сокровищницы?
— В художественном и культурном смысле — безусловно.
— А в материальном?
В изделиях такого класса ценится прежде всего работа. К примеру, материальная стоимость «Цветочной фантазии» (брошь в длину 32 см, 1138 бриллиантов, 68 рубинов, 15 жемчужин) — 180 тысяч долларов. Представители «Сотби» сказали, что в мире нашлось бы три-четыре человека, которые могли себе позволить украшение такой искусной ювелирной работы. По оценке «Лойд», страховая стоимость «Цветочной фантазии» — более двух миллионов долларов. Цена резко возрастает, если мастера нет в живых. Был курьезный случай, когда иностранные представители спросили у автора этой работы (разумеется, не зная, что он и есть автор): «Жив ли мастер?».
Мастерская продолжает работать и сейчас?
Официально мастерская существует. Только мастеров нет. Из всей нашей группы в Гохране остался один я. Один мастер преподает, другой вышел на пенсию. А талантливая молодежь за предлагаемую в Гохране зарплату работать не хочет. Хотя для творчества возможности здесь уникальные. Оборудование классное, да и материал доступен любой.