Звездные авторы

Дарья Погодина: «Иногда рубашка сшита так, что ее можно „оторвать“ от актера всего за минуту-две»

Актриса приоткрыла для WomanHit.ru театральное закулисье и рассказала про особенности сценического костюма, а также о роли художника по костюмам в театральной постановке

17 мая 2020 21:18
3042
0
Фото: материалы пресс-служб

Художник по костюмам — это человек, отвечающий за разработку элементов одежды, которые носят актеры на сцене. Художники по костюмам обладают навыками как у дизайнеров и модельеров, но они также должны удовлетворять уникальным требованиям одежды именно для театра или кино.

Художники по костюмам начинают свой процесс, внимательно читая сценарий и тщательно анализируя сюжет, тон и период рассказываемой истории. После предварительных бесед со сценаристом, режиссером и другими членами команды, художник по костюмам начнет исследовать историю моды и тенденции соответствующего периода времени и местоположения. В ходе этого процесса они составят коллекцию визуальных отсылок для конкретных материалов, моделей или предметов одежды, которые они хотели бы использовать при разработке своих собственных окончательных дизайнов.

Дарья Погодина, Виктор Логинов, Оскар Кучера, Надежда Ангарская в спектакле "Хитрец по найму"
Дарья Погодина, Виктор Логинов, Оскар Кучера, Надежда Ангарская в спектакле "Хитрец по найму"
Фото: материалы пресс-служб

При сборке костюмов дизайнер должен сделать так, чтобы каждый наряд эффективно отражал возраст, социальный статус и драматическую функцию персонажа, учитывая, что это может измениться в ходе повествования. Каждый индивидуальный дизайн костюма составлен в так называемый костюмный сюжет, который отслеживает того или иного героя в хронологическом порядке в течение всей истории, и документирует изменения в одежде. Сюжеты обычно состоят из нарисованных от руки эскизов, фотографий или цифровых изображений. Иногда костюмы создаются с нуля, но часто их можно купить у розничных продавцов. Большинство костюмов затем изменяются после примерки с актерами.

Прежде всего театральный костюм предназначен для движения. Проймы обрезаны выше, чем в одежде массового производства, чтобы позволить актеру поднять руки и свободно перемещаться.

Костюмы должны быть сконструированы таким образом, чтобы они были достаточно прочными, чтобы выдерживать восемь носок в неделю в течение нескольких месяцев или даже лет при нечастой стирке. Если сценарий требует «быстрой смены», то есть исполнитель полностью меняет одежду менее чем за минуту, костюм будет сконструирован так, чтобы облегчить эту смену. Например, чтобы быстро сменить рубашку, кнопки прошиты сверху петель. Иногда рубашка сшита так, что ее можно «оторвать» от актера всего за минуту-две: для этого она закрыта защелками или липкой лентой.

Фрагмент спектакля
Фрагмент спектакля
Фото: материалы пресс-служб

С такой тщательностью подходят и к изготовлению обуви. Например, обувь для танцовщиц должна иметь достаточно тонкую подошву, чтобы танцовщица могла сгибаться и указывать на свою ногу. При изготовлении на заказ кожа лося является предпочтительным материалом.

Раньше сценический костюм создавали только из натуральных материалов, что было больше проблемой, чем плюсом. Конечно, костюм не всегда удобный, бывает жарко, бывает, от него чешется кожа или он слишком тяжелый. В театре на костюмах очень много больших деталей, чтобы они были лучше видны зрителю, но все таки синтетические материалы дают преимущество для движения. Например, до конца 1950-х годов колготки танцовщицам делали из эластичного хлопка, они постоянно спадали и иногда даже падали прямо на сцене.

Частью азарта и притяжения дизайна костюма является возможность создавать разнообразные костюмы и исследовать уникальные сюжеты и персонажей с каждым новым проектом.