Дети

Деньги детям по карману

Как научить ребенка не транжирить деньги?

Если ваш ребенок уже перестал тянуть разные предметы в рот, ему можно доверять иметь… карманные деньги. Да, да, современные психологи считают, что приучать ребенка к правильному, спокойному отношению к деньгам можно уже в 2,5—3 года.

28 апреля 2011 19:45
2647
0
Fotolia/PhotoXPress.ru

Играя с ребенком в магазин, не опасайтесь использовать самую настоящую мелочь. Во-первых, ребенок легче и быстрее научится сортировать предметы по размеру, цвету, да и начало арифметики будет положено, ведь на монетах написаны цифры и запоминаются он куда быстрее, чем нарисованные на листочке.
По мере того, как растет ребенок, ему следует объяснять, что деньги с неба не падают. Их требуется зарабатывать. Начать надо с рассказа о том, что родители ходят на работу, получают за это зарплату, которую потом тратят на игрушки, одежду и еду. Лет с четырех-пяти ребенка можно со спокойной совестью приобщать к семейным заботам. Берете лист бумаги, пишете на нем сумму, которую зарабатываете. Вычитаете из нее налоги, плату за коммунальные услуги, оплату проезда и т. д. И показываете, что в итоге можно потратить на игрушки, еду, одежду. Лет с шести-семи малышу можно доверить покупать нечто нужное для семьи. Например, хлеб. Сначала выдавайте деньги тютелька в тютельку, потом с таким расчетом, чтобы чадо могло подсчитать сдачу.
Часто возникает вопрос: оставлять ли ребенку сдачу с покупок или он должен возвращаться родителям все до копейки. Лучше всего остающуюся от похода в магазин мелочь копить. Но цель должна быть реальной и достижимой — например, игра или игрушка, которую взрослые пока не могут купить. Такое накопление приучает ребенка к терпению и планированию расходов. В Европе принято дарить ребенку для этой цели особую шкатулочку, чтобы деньги лежали на виду, а не внутри копилки, которую и разбить жалко, и накопленное увидеть хочется. Приспособить для этого дела можно и прозрачную банку. Ведь для детей психологически важна наглядность процесса. Ребенок должен иметь возможность открыть свою кассу, положить в нее очередной взнос и убедиться, что сумма увеличивается, даже если он еще не умеет считать. По ходу накопления, глядишь, и научится. Родители же поощряют его терпение тем, что при накоплении определенной суммы добавляют «процент» за терпение (например, накопил 200 рублей — родители наградили его еще двадцаткой, то есть 10% от суммы).
Есть от копилки и еще одна польза. Когда отпрыск в очередной раз начнет канючить, вымогая деньги на какую-нибудь ерунду, у вас появится повод предложить ему выбор: или сейчас покупаем то, что ты просишь, или вместо этого даю тебе деньги, чтобы ты положил их в копилку. Пусть учится выбирать и принимать решения. Ему это очень пригодится в будущем.
И, наконец, карманные деньги. Обычно их начинают выдавать, когда ребенок идет в школу. Помните: не важно, на что мы их даем, важно, чтобы ребенок научился с ними обращаться. Не можете дать столько, сколько требует чадо? Твердо скажите: «Извини, это то, что я могу дать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудите вместе семейный бюджет с цифрами в руках. Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание. Одно из главных правил — это правило незаметного контроля: вы должны знать, куда ваше чадо потратило свой кровный полтинник, причем для этого не надо устраивать ежедневный допрос, достаточно изредка, между делом осведомиться об этом.
Учтите: определенная сумма должна быть твердой и выдаваться регулярно, желательно в определенные дни (как аванс и получка). Кстати, американские психологи считают, что сумма должна увеличиваться в зависимости от возраста ребенка: шестилетке 6 долларов в неделю, десятилетнему школьнику — десятка и т. д. Верхний же предел подскажет рассудок и здравый смысл. Ребенок должен сам решать, на что эти деньги тратить. Отныне вы не покупаете ему разную мелочевку: чадо должно научиться самостоятельно рассчитывать свои траты.