Мотивация в школе: как заинтересовать ребенка хорошо учиться
Проверенные стратегии

Скоро сентябрь, а значит, и новый учебный год. И если ученики еще даже не вспоминают о школе, то родителям именно сейчас стоит задуматься о том, как помочь ребенку начать год с энтузиазмом и сохранить мотивацию на протяжении всех месяцев обучения. Основатель и руководитель сети образовательных центров и образовательной онлайн-платформы Елена Иванова рассказала, как заинтересовать ребенка учебой и сделать так, чтобы он сам хотел узнавать новое, стремился к знаниям и получал удовольствие от процесса.
1. Создайте правильный настрой
Современные школьники живут в мире, полном отвлекающих факторов: соцсети, игры, бесконечный поток развлекательного контента. В таких условиях традиционные методы мотивации — вроде строгого контроля или нотаций — часто оказываются неэффективными.
Перед началом учебного года важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе. Вместо фраз вроде: «Вот скоро начнется учеба, опять эти домашние задания…» лучше сказать: «Скоро ты снова встретишься с друзьями, узнаешь много интересного, попробуешь что-то новое!»
«Проведите семейный ритуал подготовки к школе: вместе купите канцелярию, выберите новый рюкзак, обсудите, какие предметы в этом году будут особенно увлекательными. Пусть ребенок почувствует, что школа — это не только обязанности, но и новые возможности», — советует наш эксперт.
2. Помогите найти цель
Оценки, похвала, награды — работают, но ненадолго. Интерес, удовольствие от процесса, осознание пользы— гораздо устойчивее. Задача родителей — помочь ребенку увидеть смысл в обучении. Например:
- «Математика развивает логику — это поможет тебе в программировании, если ты хочешь создавать игры».
- «Английский откроет доступ к тысячам фильмов, книг и общению с людьми со всего мира».
- «Биология объясняет, как устроен твой организм, и поможет лучше заботиться о здоровье».
Чем конкретнее будет связь между учебой и личными интересами ребенка, тем сильнее его мотивация.
3. Развивайте самостоятельность
Чрезмерный контроль убивает инициативу. Вместо того чтобы постоянно напоминать об уроках, научите ребенка планировать время. Можно:
- Вместе составить расписание на неделю.
- Использовать таймер по методу Pomodoro (25 минут работы — 5 минут отдыха).
- Давать возможность самому решать, в каком порядке делать задания.
Важно, чтобы школьник чувствовал ответственность за свой учебный процесс.
4. Используйте игровые методы
Дети лучше усваивают информацию через игру. Например:
- Превратите заучивание слов в квест с наградами.
- Устройте викторину по пройденному материалу.
- Предложите создать проект (например, блог о науке или комикс по истории).
Игровые технологии сильно повышают вовлеченность детей.

5. Поддерживайте, а не критикуйте
Фразы: «Почему не пятерка?» или «Ты мог бы лучше!» демотивируют. Лучше спросить:
- «Что было самым сложным в этой теме?»
- «Как думаешь, что поможет улучшить результат?»
Ошибки — часть обучения. Важно, чтобы ребенок не боялся их совершать.
6. Создайте среду для развития
Окружение сильно влияет на мотивацию. Если в доме много книг, родители интересуются наукой или искусством, ребенок с большей вероятностью полюбит учиться. Также полезно:
- Посещать музеи, научные фестивали.
- Смотреть образовательные каналы.
- Обсуждать новости науки и технологий.
7. Покажите пример
«Дети копируют поведение взрослых. Если родители сами постоянно учатся (осваивают языки, читают, проходят курсы), ребенок воспринимает образование как естественную часть жизни. Начните с себя!» — рекомендует Елена.
8. Баланс между учебой и отдыхом
Перегрузка приводит к выгоранию. Важно, чтобы у школьника было время на хобби, спорт и просто «ничегонеделание».
9. Попробуйте использовать современные подходы к мотивации:
- Интерактивные образовательные платформы.
- Образовательные игры и приложения.
- Виртуальные экскурсии и эксперименты.
- Онлайн-сообщества единомышленников.
«Младшие школьники нуждаются в большей поддержке и визуальной мотивации. Используйте яркие постеры с достижениями, наклейки за успехи. Подростки ценят самостоятельность и признание. Дайте им возможность выбирать методы обучения и поощряйте инициативу. Таким образом, мотивация — это не разовый стимул, а процесс. Ее нельзя „включить“ на весь год, но можно поддерживать, создавая благоприятные условия для обучения», — резюмирует Елена.

















