Архив

Правдивая история «Золушки»

Знаменитому фильму — 60 лет

Жили-были в городе Ленинграде режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. И решили они сделать фильм про Золушку, потому что не так давно закончилась Вторая мировая война, а им так хотелось чего-то светлого и доброго. И сняли они сказочную историю о бедной девушке и принце. 10 мая 1947 года показали картину «Золушка» всем желающим на студии «Ленфильм», а спустя 6 дней — и всей стране. С тех пор прошло 60 лет. А эту киносказку до сих пор смотрят и любят.

3 мая 2007 17:03
4448
0

Жили-были в городе Ленинграде режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. И решили они сделать фильм про Золушку, потому что не так давно закончилась Вторая мировая война, а им так хотелось чего-то светлого и доброго. И сняли они сказочную историю о бедной девушке и принце. 10 мая 1947 года показали картину «Золушка» всем желающим на студии «Ленфильм», а спустя 6 дней — и всей стране. С тех пор прошло 60 лет. А эту киносказку до сих пор смотрят и любят.

История фильма «Золушка» могла выйти и не такой безоблачной. В послевоенные годы партийные работники требовали от киношников картин о современниках, которые своим трудом создают светлое будущее страны. «Золушку» с трудом пропустили на экраны, но режиссеру Надежде Кошеверовой на целы× 15 лет запретили снимать сказки. Вообще, о том, как снимался этот фильм, можно написать отдельную волшебную историю. Чтобы создать красивые интерьеры королевского дворца и костюмы главных героев, съемочная группа в буквальном смысле слова скидывалась на мебель и ткань. Красивые кресла приносили знакомые и соседи, платья шили из лоскутков или пытались соорудить из нескольких костюмов хоть что-то отдаленно напоминающее «дворцовую» одежду. Но самой большой проблемой оказались хрустальные туфельки. Янина Жеймо, исполняющая роль Золушки, носила 31-й размер обуви, и найти подходящие и сказочно красивые туфли на ее ногу было невозможно. Пришлось просить дополнительных денег и делать реквизит на заказ. Вообще, режиссерский выбор этой актрисы у многих вызывал недоумение. На тот момент Янине уже исполнилось 37 лет, она была намного старше артисток, играющих ее злых сестер. Но Кошеверова и Шапиро даже не думали рассматривать другие кандидатуры. Кроме Жеймо они посмотрели лишь одну 16-летнюю балерину, но она не смогла справиться с поставленной задачей. Жеймо снимали исключительно по вечерам, так как оператор Евгений Шапиро считал, что утром лицо актрисы не такое молодое, как нужно.
Во время съемок удалось помолодеть и 34-летнему Алексею Консовскому, который играл влюбленного принца. Позднее актер вспоминал: «С ролью принца у меня были связаны некоторые трудности, потому что до этого мне приходилось играть в основном людей из класса неимущих. Да и киностудия вначале проявляла некоторое недоверие к моему возрасту: мне тогда было за тридцать, а на экране я обязан был выдать 16—17 лет». Многие, посмотрев «Золушку», считали, что Жеймо и Консовский — начинающие актеры. На самом деле они снимались много и до этого, просто в совершенно других амплуа.
После «Золушки» актриса Янина Жеймо стала очень популярной. Однажды она гуляла по Невскому проспекту — и ее окружили поклонники, но они не пытались попросить автограф или потрогать любимую актрису. А просто смотрели на нее в священном ужасе и обсуждали, какие у нее маленькие ножки, ручки и красивые волосы.
Автор сценария Евгений Шварц очень ревностно относился к своему тексту. Он постоянно присутствовал на съемочной площадке и строго следил за тем, чтобы актеры ничего не добавляли к своей роли, а уж тем более не импровизировали. Единственной, кому он позволял вольности с текстом, — это Фаине Раневской, игравшей злую мачеху. Поначалу в сцене, где мачеха готовится к балу и примеряет различные перья, не было никакого текста. Фаина Георгиевна тут же сочинила себе монолог о том, какая у нее тяжелая судьба. Актриса рассказала об этом Шварцу, и он, хохотнув и поцеловав Раневской руку, сказал: «С Богом!»
В другой сцене, когда хрустальная туфелька пришлась по ноге одной из дочерей и мачеха громким голосом давала команду капралу: «За мной!» — Фаина Георгиевна решила добавить песню во время марша во дворец: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» Но Надежда Кошеверова посчитала песню излишней и вырезала этот эпизод из сцены. Актриса смертельно обиделась за это на режиссера. Позднее она говорила своим друзьям: «Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!»

5 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ О ЗОЛУШКЕ

Историю о доброй девушке, злой мачехе и ее дочерях знают и любят во всем мире. Неудивительно, что с завидным постоянством на экранах появляются новые Золушки. «МК-Бульвар» решил вспомнить самые лучшие из них.

СИНДЕРЕЛЛА (США, 1950)
На роль Синдереллы, а точнее ее голоса, пробовалось более трехсот девушек. Победила 21-летняя никому не известная Илен Вудс. Причем Илен участвовала в кастинге заочно: друзья Вудс послали на студию Disney запись ее песен без ее ведома. С Уолтом Диснеем, который лично утвердил Илен на роль, девушка встретилась лишь однажды: после выхода картины.
Однако найти Синдереллу было не самой большой проблемой. Гораздо труднее пришлось художникам-аниматорам. Чтобы лучше нарисовать мультфильм, они просили настоящих актеров для начала проигрывать им каждую сцену. Потом повторяли то же самое с куклами. И лишь после этого переносили сцену на бумагу. Во многом поэтому бюджет фильма составил 3 миллиона долларов. Уолт Дисней говорил, что если «Синдерелла» провалится в прокате, то студия будет разорена. Однако фильм собрал такую кассу, что на эти деньги было начато строительство первого Диснейленда.

ИСТОРИЯ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ (США, 1998)
«История вечной любви» — самый оригинальный пересказ сказки о Золушке. По мнению авторов фильма, Золушка, а точнее сирота Даниэлла, влюбила в себя принца безо всякой магии. И феи-тети у нее не было: помогал ей вполне реальный человек — Леонардо да Винчи. А платье для бала она одолжила у своих друзей. Даже туфельки у нее были не хрустальные, а самые обыкновенные…
Дрю Бэрримор, сыгравшая в картине главную роль, очень любит этот фильм. Дело в том, что до 1997 года у актрисы был образ дрянной девчонки, любящей выпить и ведущей разгульный образ жизни. И эта добрая сказка помогла Дрю, твердо решившей покончить с порочным прошлым, улучшить свою репутацию. Поэтому Бэрримор называет «Историю вечной любви» переломным моментом в своей жизни.

ЗОЛУШКА (СССР, 1979)
Этот мультфильм создавали в течение 9 месяцев. Самым сложным для художника-постановщика Галины Шакицкой оказался подготовительный период: «Это сейчас можно купить кучу книг с различными видами, замками и интерьерами. А тогда ничего подобного не продавалось. Я нашла книжку с какими-то чешскими замками и на основе этого уже рисовала дворцы для фильма». Образы Золушки, ее отца и мачехи художница создавала со своих однокурсников (Шакицкая только закончила институт и пришла на «Союзмультфильм»). А образ принца она решила приблизить к внешнему виду актера Олега Видова. Но после всех худсоветов и утверждений от ее задумок практически ничего не осталось. «Но, несмотря ни на что, — вспоминает Шакицкая, — у нас сложился дружный коллектив и была прекрасная рабочая обстановка». Однако художница мечтает снять новый мультфильм о Золушке.

ТРИ ОРЕШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ (ЧЕХИЯ, 1973)
Когда режиссер Вацлав Ворличек задумал снимать эту сказку, на студии ему выписали стандартный бюджет — 3 миллиона крон (сейчас это чуть больше 3 миллионов рублей). Но режиссер мечтал создать красивую сказку с настоящими замками и дорогими костюмами, поэтому он решил обратиться к своим знакомым в Германии. В результате немцы добавили к бюджету 1 миллион марок (это те же 3 миллиона крон), но при условии, что часть съемок пройдет на их территории. Изначально сказку Ворличек хотел снимать летом. Но на немецкой студии ему из-за сложных графиков разрешили поработать только три месяца, и те зимой. Съемки проходили в местечке Железна Руда. Снега было так много, что ассистенты расчищали тропки для актеров, чтобы те не проваливались по пояс. И когда режиссер посмотрел отснятый материал, то понял, что лучшей зимней сказки ему не снять. И сейчас «Три орешка для Золушки» в Чехии показывают на каждое Рождество.

СИНДЕРЕЛЛА (США, 1997)
Этот телевизионный мюзикл в России практически неизвестен.
А между тем фильм считается одной из лучших вариаций сказки о Золушке, получившей даже премию «Эмми» за лучшую режиссуру. Прежде всего эта сказка необычна тем, что в фильме играют актеры разных рас и национальностей. Главную роль исполнила темнокожая актриса Брэнди Норвуд («Я знаю, что вы делали прошлым летом»), королеву — Вупи Голдберг, а принца — филиппинский актер Паоло Монталбан. Кстати, изначально роль Синдереллы должна была играть Уитни Хьюстон. Но певица, посчитав себя старой (в тот момент Уитни было 33 года), предложила кандидатуру Брэнди. Норвуд согласилась, но при условии, что Хьюстон сыграет роль феи-тети Золушки.
Этот фильм 1997 года на самом деле ремейк. Мюзикл, написанный специально для телевидения, был создан в середине 50-х годов известным в США творческим тандемом: композитором Ричардом Роджерсом и сценаристом Оскаром Хаммерштейном. Первый фильм вышел на экраны в 1957 году с Джули Эндрюс («Виктор-Виктория») в главной роли. Второй — в 1965 году с Лесли Энн Уоррен («Цвет ночи»).