Архив

Марш, марш левой!

Как показать Парад Победы?

Телевизионные трансляции Парада Победы с Красной площади давно стали неотъемлемой частью праздника 9 Мая. За несколько дней до парада на Красной площади устанавливаются телекамеры и тщательно проверяется работа техники, чтобы во время ответственного прямого эфира не произошло никаких сбоев. «МК-Бульвар» оценил размах Парады Победы как телепроекта.

10 мая 2007 16:54
405
0

Телевизионные трансляции Парада Победы с Красной площади давно стали неотъемлемой частью праздника 9 Мая. За несколько дней до парада на Красной площади устанавливаются телекамеры и тщательно проверяется работа техники, чтобы во время ответственного прямого эфира не произошло никаких сбоев. «МК-Бульвар» оценил размах Парады Победы как телепроекта.

Как рассказал нам заместитель генерального директора ВГТРК Алексей Малинин, обычно в трансляции парада задействовано 16—18 телекамер, которые устанавливаются на определенных точках Красной площади. «Конечно, в показе парадов существуют определенные штампы, — рассказал нам Алексей Малинин. — Существует несколько «пристрелянных», стандартных точек, с которых ведется съемка каждый год, однако, несмотря на это, каждая трансляция требует индивидуального подхода. Технику на площади обычно начинают разворачивать заранее: мероприятие ответственное, поэтому необходимо проверить все каналы связи, провести репетицию, протестировать все сигналы.

Самая масштабная телетрансляция была организована на 60-летие Победы. Поскольку ее объем был значительно выше (сначала показывали приезд лидеров разных стран, потом — сам парад, потом главы государств переходили к Могиле Неизвестного Солдата), там работало сразу 34 телекамеры. Плюс к тому применялась и специальная техника. Например, мы пользовались летающей камерой. Установили два самых больших крана, один — за собором Василия Блаженного, другой — около гостиницы «Москва». А между ними был протянут трос, длиною с километр, по которому и двигалась камера. Кроме того, были установлены дополнительные камеры на машинах командующего парадом и сопровождающего парад. А сама трансляция, что очень важно, проходила в стандарте high definition (телевидение высокой четкости), что было впервые в России".

Легендарный диктор Анна Николаевна Шатилова, комментировавшая военные парады более 30 лет, вспоминает: «К показу военных парадов на телевидении всегда готовились настолько тщательно, что за все время их проведения не было ни одного сбоя. Если во время обычного эфира диктор волнуется, то во время эфира с Красной площади у него удвоенное, утроенное волнение. На тебе лежит огромная ответственность. И боишься не потому, что тебя кто-то накажет за ошибку, а просто за себя: неужели я что-то не так произнесу на всю страну?» К тому же в советское время трансляция парада осуществлялась на все социалистические страны и страны «Евровидения», а значит, российских дикторов слышали в разных уголках мира.

Сначала комментарии к параду читались из студии на Шаболовке, затем появилась маленькая, специально оборудованная студия в ГУМе, а еще через какое-то время для работы дикторов была выделена специальная, пятая, трибуна на Мавзолее. Бригады лучших мастеров телевидения, работавших на параде, формировались заранее. Режиссеры, сценаристы, редакторы, звукорежиссеры, операторы за несколько дней до парада были заняты только этой работой. «Камер в то время использовалось не так много, как сейчас, но обязательные точки у операторов были, — говорит Шатилова. — Например, на улице Горького, на Спасской башне. Ребятам там очень доставалось, потому что было холодно. Один раз Первомай, помню, даже был со снегом, и операторам пришлось померзнуть».

Сложнее всего дикторам было комментировать парад из студий. Часто они не видели даже саму трансляцию, тогда выручал голос режиссера, который подсказывал в наушники, какие войска в данный момент на экране. «Режиссер и редактор, сидевшие за пультом, обычно заранее присутствовали на репетициях парадов и четко знали весь сценарий. Дикторы же на репетициях были не всегда, — говорит Анна Шатилова. — Бывали моменты, когда колонна каких-то войск проходит быстрее, а текст, который у меня на нее написан, еще не кончился. И вот уже слышишь в наушники: „Все, ставь точку, пошли суворовцы“. По ходу сокращаешь текст наполовину, а другой, наоборот, читаешь медленнее».

«Трансляции с Красной площади всегда считались особым жанром, — заключает Анна Николаевна. — Голос и интонация диктора должны были передать всю праздничность атмосферы. Это не должно было звучать буднично, серо. Я помню, что в 90-е годы, когда трансляции парадов на время прекратились, по телевидению повторили один из парадов, который мы когда-то вели с Игорем Кирилловым. Это было очень приятно, поскольку с Красной площадью связана практически вся моя жизнь».