Архив

Игра в glamour

Российский гламур — это новая философия и стиль жизни. Это целый мир со своими законами и правилами. Попасть в него не сложно, сложно сделать себе в нем имя. Явление русского гламура анализировала Мила Кузина.

14 мая 2007 18:26
1544
0

Российский гламур — это новая философия и стиль жизни. Это целый мир со своими законами и правилами. Попасть в него не сложно, сложно сделать себе в нем имя. Явление русского гламура анализировала Мила КУЗИНА.

Слово «гламур», едва появившись в нашем лексиконе, быстро и плотно вросло в современный русский язык, пустило корни и дало новые формы. Может быть, потому что слово «гламур» созвучно слову L’amour (любовь — фр.), может быть, вызывает ассоциации с представителем рода полуобезьян — лемуром или на русский слух подействовало характерное «мур». Но факт налицо: вся страна, от глухих деревень до столичных клубов, впустила «гламур» в свой активный вокабуляр. (Кстати, не понимаю, почему Word до сих пор не распознает слово «гламур» и выделяет его красным. Тут надо брать инициативу в свои руки. Мой Word теперь обучен слову «гламур», я вручную дала ему команду: «добавить в словарь»). От этого слова стали образовываться новые слова и даже выражения. Например, наречие «гламурненько» (обозначает восхищение). Или прилагательное «гламурный» (применяется к местам и вещам: «гламурный ресторан», «гламурный костюмчик» и так далее).

А с недавних пор гламур — уже не просто слово, а настоящее масштабное явление. Имя ему — «гламуризация всей страны». Благодаря ей всему миру теперь ясно: только русские девушки так красиво одеваются, красятся и встают на шпильки, чтобы вынести мусор или сходить в булочную. Какие там голливудские звезды, которых вне работы узнать просто невозможно: каждый день они выглядят как граждане весьма среднего достатка и только на вечеринки надевают каблуки и бриллианты. Нет, русская публика совсем другая. Последний характерный пример — гламурные похороны молодого артиста, выпускника «Фабрики звезд» Ратмира Шишкова, подружки которого устроили из церемонии настоящий показ мод.

Говорить, что это ужасно, — настоящее ханжество. Мне лично было бы очень приятно, если бы на все знаковые для меня события в жизни — что день рождения, что похороны — мои друзья надевали бы лучшее, что у них есть. Главное — знать меру и не переборщить. Но тут никто, кроме внутреннего такта, чувства меры и профессионального стилиста, не поможет. А с этим в Москве действительно пока есть небольшие проблемы. Широта души не позволяет нам иногда удержать себя в рамках.

И гламур тут совсем ни при чем.


Подделка и истина

Как и любое модное явление, «гламур» подвергается атаке дилетантов. Именно из-за них он теряет свою первоначальную ценность, таинственность и шик. Настоящий гламурный персонаж гламурен во всем — в одежде, в разговоре, в выборе досуга. Кстати, неверно говорить «гламурный человек», надо говорить именно «персонаж». Как персонаж фильма или книги. Ведь это цельный образ, который без устали придумывают, создают и воплощают. Причем в кино над этим трудится целая съемочная бригада — сценарист, режиссер, оператор, монтажер. В реальной жизни команда ничуть не меньше: косметолог, массажист, тренер по фитнесу, парикмахер, стилист… Каждый из них вносит свою толику в создание нашего неповторимого гламурного «я».

Но стилист и парикмахер — это далеко не все. Важно, чтобы «гламур» — в переводе «шик» и «блеск» — был внутри вас, пронизывал ваше тело от мочек ушей до ноготков мизинцев, непременно покрытых лаком «спелая вишня». Дилетанта видно издалека. В его образе всегда найдутся бреши. Простой пример. Одна знакомая девушка рассказывает о себе: «Я всегда ношу только модные бренды, у меня везде Gucci и DG». Через несколько минут она произносит: «Зачем покупать одежду последних коллекций?

Я всегда жду распродаж, остается много вещей, которые никому не понравились, а мне подошли". Одежда прошлогодних коллекций, сознательно купленная на распродаже, — огромная дыра в гламурном образе.
Но это еще не самое страшное. Есть в тусовке и настоящие «убийцы» гламура. Пару лет назад я встретила группу людей, которые ходили по модным вечеринкам и показам изо дня в день. Их отличало то, что ходили они постоянно в одной и той же одежде. Это были хорошие марки, но они ее просто-напросто не меняли. Вели они себя немного вызывающе и вульгарно, всем своим видом демонстрируя пресыщенность и крутизну. Цель их походов была очень простой: они ходили поесть и выпить. Профессионалы светской жизни называют таких людей «халявщиками» или «мысом»: именно эти люди сметают все закуски и горячее в первые минуты банкета, выстраиваются в длиннющую очередь за алкоголем, занимая ее сразу в трех местах… Оказаться в компании таких людей и даже здороваться с ними чрезвычайно опасно. Гламурный образ — субстанция очень нежная и хрупкая, создавать ее — долго и сложно, а разрушить можно в один момент.

Как еще отличить дилетантов? На модные показы они могут ходить без укладки или маникюра, в странном сочетании одежды, где супербренды соседствуют с товаром с Черкизовского рынка. Под модным ботинком может прятаться носок с дыркой, а под брюками — дешевые «семейники» фабрики «Большевичка». Настоящие лица дилетантов обнажаются в неожиданный или экстремальный момент. Прекрасная девушка, как говорится, вся в красоте и гламуре, щебечет со своей подругой в ночном клубе, и вдруг кто-то нечаянно толкает ее или наступает на ногу. И тут из прелест-ного ротика с розовым блеском для губ начинает изрыгаться такой мат-перемат, что сразу становится понятно: наша девушка — с рабочих окраин, в английскую спецшколу не ходила и особому воспитанию не подвергалась.

…Одна моя подружка наотрез отказывается покупать сумку LV. «Я не могу с ней ходить, пока такие сумки носит каждая вторая», — утверждает она. «Фальшак» — как в одежде, так и внутри человека — все равно бросается в глаза. Без элементарных правил этикета, знания классики жанра, Онегина и Печорина быть гламурным абсолютно невозможно.


Философия гламура

У гламура есть своя история, свои герои и своя перспектива. Всем, кто хочет считать себя гламурным, не мешало бы знать немного о своих предшественниках.

Весьма «гламурными» по образу жизни были древние греки и римляне. Параллели напрашиваются сами собой. Они пировали — это, считай, наши дегустации новых сортов виски или дни омара/устриц/лангустинов в дорогих ресторанах. Собирали коллекции из предметов искусства — в наше время это яйца Фаберже, яхты и гаражи раритетных автомобилей. Ходили смотреть гладиаторские бои — в наше время клуб «Дягилев» или «Опера», где шоу проходит одновременно с танцами девушек go-go. Кстати, даже архитектура этих клубов выполнена в форме круга с трибунами, напоминающего Колизей.

А уж каким пафосом и манерами отличался двор, например, при Людовике XIV, Екатерине II или китайской вдовствующей императрице!

Понятно, что за всеми этими бутафорскими декорациями стояли безграмотный народ, голодные бунты. Но и сегодня ничего не изменилось: нищета и блеск стоят совсем рядом, по разные стороны стены, где с одной стороны венский бал, а с другой — пиво у метро. В мире так, по всей видимости, будет всегда.

Конечно, не замечать плохой погоды, бомжей и грубиянов невозможно. Но от внешнего мира надо уметь абстрагироваться. В гламурной тусовке каждый день светит искусственное солнце соляриев, расшаркиваются услужливые официанты, и вокруг — лишь приятно пахнущие модники. Чтобы вписаться в светское общество, стоит помнить несколько важных правил и обладать некоторыми навыками.

Важная составляющая гламурной светской жизни — посещение вечеринок. Везде появляться невозможно просто физически, даже если вы вообще не ходите на работу: за вечер в Москве проходит порой пять-семь официальных меро-приятий, не считая частных дней рождения, крестин и свадеб. Бывать надо только на статусных премьерах, закрытых концертах суперзвезд, показах очень дорогих ювелирных и автомобильных брендов. При этом нельзя ходить на вечеринки и в клубы и не читать Минаева и Бегбедера, не смотреть «Дьявол носит Prada».


Гламурные ГОСТы

Гламур — это не точная наука, а философия жизни. Поэтому трудно вывести правила, соблюдение которых приведет вас на вершину гламурного олимпа. И тем не менее некие стандарты жизни светского общества все-таки существуют.

В первую очередь это люди. У каждого гламурного персонажа должен быть свой гламурный круг. Это могут быть как общепризнанные звезды, так и люди малоизвестные. Некое комью-нити хорошо одетых, образованных, позитивно настроенных людей с приличным достатком и креативным сознанием.

Второй атрибут гламурной жизни — места. В любом городе (и тем более — в мире) найдутся свои гламурные события и места. Лыжи зимой — в Куршевеле и Санкт-Морице, начало весеннего сезона — на Сардинии, август — в Сан-Тропе и Монако, Экономический форум — в Лондоне, Неделя моды — в Париже и Милане, Каннский фестиваль, Нью-Йоркские аукционы и премьеры. В Москве тоже есть свои ежегодные праздники, где собирается бомонд, — «Серебряная калоша», «Венский бал», «Черешневый лес», «Конкур на кубок Президента», Антикварный салон, Московский кинофестиваль и другие. Есть и стационарные места — несколько дорогих клубов и ресторанов, где всегда можно встретить представителей гламурной тусовки. Посещение этих мест, а также кино- и театральных премьер входит в обязательный график московских тусовщиков.

При этом настоящие дети гламура держат себя в строгих рамках. Эти простые правила помогут приблизиться к гламурному идеалу:



  • Ради сумки из новой коллекции можно голодать неделю.

  • Хорошо выглядеть — очень важно, и экономить на салоне красоты ни за что нельзя.

  • Загар — признак благополучия (при этом «черный» загар — это вульгарно).

  • Прийти на вечеринку первым и уйти с нее последним — дурной тон.

  • Прийти на вечеринку без пригласительного можно, но крайне осторожно.

  • Уметь поддержать разговор на любую тему, иметь в загашнике несколько свежих анекдотов, историй из жизни, желательно связанных с поездками в Куршевель и Сен-Тропе.

  • Иметь модное увлечение — аквабайк, сноуборд, винд-серфинг.

  • Обладать последними сведениями о жизни уважаемых в тусовке людей.

  • Иметь всегда расслабленный, веселый и беззаботный вид успешного человека, лозунг которого — «У меня все хорошо».

  • Не набрасываться на еду и алкоголь на вечеринках. Лучше вообще ничего не есть и потягивать целый вечер один коктейль.

  • Иметь определенную профессию, чтобы всегда ассоциироваться именно с ней. Виталик — юрист, Сережа — строитель, Лера — модель.

  • Специально для девушек: быть моделью уже не модно, надо быть студенткой/дизайнером/консультантом с модельной внешностью.

  • Не фотографироваться со звездами, как бы вам этого ни хотелось.

  • Если вы пришли в майке и рваных джинсах, а вокруг все в костюмах, не смущаться, а чувствовать себя уверенно и непринужденно.

  • Заказывать, а не ловить такси.

  • Если надо срочно уехать с мероприятия, то лучшая причина для этого должна быть такая: «У меня через полчаса начинается спорт».

  • Не рассказывать историй на бытовые темы: «у меня вчера потекла труба», «щенок накакал на диван», «в машине полетел инжектор».

  • При случае предлагать всем знакомым своего стоматолога, парикмахера, визажиста, потому что они — самые лучшие.

  • В том, чтобы «казаться, а не быть», нет ничего страшного, главное — не злоупотреблять и не переигрывать.

Если поехать во все модные места и сходить на все пафосные вечеринки не получается, то надо больше читать, запоминать и слушать. Светская хроника, к нашей радости, бывает почти везде, и из газет и журналов можно легко узнать, что было интересного, кто во что был одет и о чем говорил. К тому же в тусовке есть сарафанное радио, которое немедленно сообщает, если вдруг случилось что-то особо интересное.


Что такое антигламур?

Закон жизни: если началась революция, может вспыхнуть и контрреволюция. У гламура тоже есть антипод — не менее модное понятие «антигламур». Это все те же гламурные персонажи, которым хочется быть немного над схваткой. Они ходят в те же самые места и ездят на те же курорты. Разница только в том, что каждый раз, заходя на вечеринку, они говорят: «это уже было», «черная треска больше не в моде». При этом сами они могут выглядеть самым неожиданным образом — в тренировочных штанах и ушанке.

Самый яркий представитель светского антигламура — лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров. Он может напиться на фуршете, в неожиданный момент снять штаны или громко выругаться матом. Но возможность так себя вести надо заслужить. Вряд ли такие закидоны легко сойдут с рук никому не известному бухгалтеру Петрову.
Организаторы вечеринок тоже любят выступить в стиле антигламура — на заброшенных винных заводах, в недостроенных зданиях. Последний пример вообще потряс всю светскую Москву. Создатели премии «Поселок года» устроили церемонию награждения в недостроенной башне «Федерация». Гостям на головы надевали каски, а Юлия Гусмана катали на строительном лифте по внешней стороне здания. Авторы шокировали публику и вызвали бурю оваций. Московский бомонд трудно чем-то удивить, так что приходится идти на крайние меры.



Направления гламура

В гламуре начинаются процессы стилизации. Как в свое время происходило с классицизмом — появился русский классицизм, неоклассицизм и так далее. Отдельно выделился «Барби-гламур» — безупречные во всех отношениях девушки, живущие по строгим законам: «Зеленый больше не в моде, надеть его — значит опозориться; ездить надо только на „Порше Коене“, ходить на занятия не чем иным, как бальными танцами» и так далее. Еще один тип — «Гламурный фашизм». Это идеализированный образ юного революционера, персонажа с мощной идеологической базой. Но при этом не чуждого трюфелей и точно знающего все размеры устриц. Яркие представители этого стиля — Эдуард Лимонов и его жена, актриса Екатерина Волкова. В последнее время появляется еще и «Деловой гламур», которого придерживаются известные бизнесмены и предприниматели, понявшие, что тусовка — это отличный путь для промоушна их компаний и поиска новых партнеров.

Гламур становится массовой идеологией. Эту новую силу можно заставить работать на себя и приносить успех. Главное — не переигрывать, не комплексовать и точно понимать, чего ты хочешь.

Елена СУПРУН, дизайнер:

«Что такое гламур? Для меня это слово не идентично его расплывчатому переводу с английского. Мне ближе его более точный французский вариант — tres chic, то есть „очень шикарно“. Это нечто особенное, что есть внутри человека, то, что выделяет его из толпы. Понятие „гламур“ лучше всего раскрывается на примере людей, которые им обладают. Это голливудские звезды 20—30-х годов, это дивы 50-х. Допустим, Элизабет Тейлор. Она была гламурна в своей блистательной молодости и осталась таковой в старости, когда потеряла форму, стала толстой. А вот в Мэрилин Монро, на мой взгляд, не было гламура, хоть она и была звездой. Русский гламур — это личности. Прежде всего — Рената Литвинова, она гламурна во всех своих проявлениях: манеры, голос, движения, стиль. Ингеборга Дапкунайте тоже, бесспорно, гламурна. Хочу подчеркнуть, что одежда, даже самая модная и красивая, не может заменить гламурность. Если человек ею не обладает, не спасет никакое платье».

Анастасия ВОЛОЧКОВА, балерина:

«Гламур ассоциируется у меня с чем-то вычурным, специфическим, резко выделяющимся из толпы. Гламурный человек всегда привлекает взгляд. Считаю ли я себя гламурной женщиной? Отчасти — да. Выражается это в том, что я могу ломать стереотипы, в моей смелости и независимости. Если брать одежду как критерий гламура, то она должна быть близка к экстравагантности — допустим, кринолин или корсет. Но, полагаю, даже если бы я надела обычные джинсы с топом, то не стала бы менее гламурной по той простой причине, что для меня такая одежда необычна — следовательно, я чувствовала бы себя по-особенному. Так же меня воспринимали бы и окружающие. Понятие гламура интернационально, поэтому, думаю, русского гламура нет».

Тигран КЕОСАЯН, режиссер:

«Гламур — это нечто наносное, придуманное модными брендами для популяризации своей продукции. На эти цели направлена мощная пиар-машина, действующая в основном через глянцевые журналы. Они — проводники гламура. Они диктуют, что модно и стильно. Они продают образ жизни, придуманный маркетологами на Западе. Мир гламура имеет мало общего с реальностью. Я точно знаю, что так называемые гламурные персонажи в жизни никогда не принимают таких неестественных поз, в каких их фотографируют. Они никогда так не говорят, как на гламурных мероприятиях.

Гламур — это некая игра. В ней нет ничего плохого, если ею не увлекаться всерьез, если, условно говоря, не продавать родину и себя ради того, чтобы жить в гламурном иллюзорном мире. Беда в том, что политика гламура агрессивна. Он буквально заставляет людей испытывать желание жить по-гламурному. Если же им это не удается, они начинают чувствовать, что как-то неправильно живут, чего-то недополучают. Полная ерунда. Например, говорят: вот гламурная женщина. А что это такое? Для меня такое определение подразумевает лишь ее причастность к некой эфемерной ауре, я воспринимаю ее как придаток к неким модным ресторанам, брендам и мероприятиям. Но где неповторимая личность? Русский же гламур, по моему мнению, — это водка, грибы и медведи. Так, наверно, видят нашу уникальность за границей".