Архив

Граница на замке

Лучшие фильмы о пограничниках

Фильмы о пограничниках можно разделить на три категории: мелодрамы, военные драмы и шпионские боевики. Ко Дню пограничника, который отмечали 28 мая, «МК-Бульвар» вспоминает самые известные.

30 мая 2007 18:10
1936
0

Фильмы о пограничниках можно разделить на три категории: мелодрамы, военные драмы и шпионские боевики. Ко Дню пограничника, который отмечали 28 мая, «МК-Бульвар» вспоминает самые известные.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА (1980—1988)
Самый известный фильм о пограничниках. В восьми сериях охвачена история Советского государства и его пограничной службы: начиная с 1917 года и заканчивая концом 50-х годов. Этот фильм мог бы и не выйти на экраны страны. За несколько дней до премьеры его запретили из-за нечетко выдержанной идеологии сюжета. Помогло знакомство одного из киношников с Галиной Брежневой, которая организовала показ для дипломатов и работников МИДа. «Государственная граница» очень понравилась чиновникам, о чем тут же было доложено Леониду Брежневу. И генсек дал добро на показ фильма. Работники КГБ тоже по достоинству оценили картину. Игорь Старыгин был удостоен премии Федеральной пограничной службы «Золотой венец границы», а Аристарху Ливанову вручили медаль КГБ «За раскрытие патриотической темы в кинематографе». По мнению историков, в фильме есть погрешности с формой героев, но они незначительны и не портят общего впечатления от картины.

ГОЛУБАЯ СТРЕЛА (1958)
Когда этот фильм только вышел на экраны, в кинотеатры по всей стране выстраивались огромные очереди. История о том, как офицер Дудник, познакомившись с девушкой на пляже, рассказал ей о времени проведения первого испытания нового самолета, а его собеседница — шпионка — тут же сообщила по рации выведанные ею сведения, в 1959 году стала лидером проката. Фильм снимали на Украине под чутким руководством сотрудников КГБ, так как в сюжете фильма фигурировал иностранный шпион. Режиссер Леонид Эстрин консультировался и с офицерами-пограничниками, которых специально приглашали на съемки. Военные также помогали с постановкой боев и обучали актеров правильно держать оружие. Но больше фильм интересен тем, что начальника штаба в нем сыграл Павел Луспекаев (знаменитый таможенник из «Белого солнца пустыни»), и это была одна из первых ролей популярного актера. Сейчас, к сожалению, «Голубую стрелу» практически не показывают по телевидению — может быть, из-за того, что в фильме слишком много идеологии.

АКВАЛАНГИ НА ДНЕ (1965)
Детский фильм о том, как в приморском пограничном поселке мальчишки заметили подозрительного незнакомца. Они тут же сообщили о таинственном субъекте на заставу. В результате выяснилось, что это иностранный шпион, который уже успел внедриться в группу туристов. Все ребята Советского Союза мечтали оказаться на месте главного героя — мальчишки, который под водой сумел оказать сопротивление резиденту. Съемки картины были достаточно сложными, так как часть из них проводилась под водой в специальном бассейне. Каскадеры страховали каждое погружение актеров в воду, а часть трюков — подводные бои — выполняли сами. Этот фильм в свое время стал отличной пропагандой службы в пограничных войсках: в военкоматах юноши просили отправить их служить на границу или морской флот.

ПЕРЕХВАТ (1986)
Качественный шпионский боевик той поры. Пограничник Алексей, устраняя неисправность маяка, увидел подозрительного незнакомца. Бдительный военный тут же смекнул, что это диверсант. Агенту не составило труда затеряться в городе, и Алексей был вынужден приложить немало усилий, чтобы вычислить шпиона. Андрей Ростоцкий, сыгравший советского пограничника, многие трюки в картине выполнил сам. Вместе с каскадерами он обсуждал постановку той или иной сцены, подыскивал подходящие места для съемок. Интересно, что обладатель «Оскара» режиссер Владимир Меньшов сыграл в картине шпиона-диверсанта. Но Меньшов предпочитал не вмешиваться в работу режиссера «Перехвата» Сергея Тарасова. Сегодня фильм пользуется не такой популярностью, как раньше, опять же из-за идеологии.

ЗА РЕКОЙ — ГРАНИЦА (1971)
Один из самых трогательных и душевных фильмов о пограничниках. Это скорее мелодрама, чем приключенческий фильм: во время операции по задержанию преступника пограничник Ата Мурадов получает тяжелое ранение. Ему ампутируют ногу, и он уезжает подальше от своих близких, друзей и любимой. Капитан Долгов и девушка Лейла разыскивают пограничника, чтобы вернуть его к жизни. Фильм снимал мэтр туркменского кино Алты Карлиев, в свое время возглавлявший киностудию «Туркменфильм». Съемки проходили при жуткой жаре, когда в тени доходило до 50 градусов. А к вечеру, наоборот, становилось ощутимо прохладно. Поэтому основной задачей для актеров было не заболеть. Особенно непривычным к такому климату Зое Федоровой, Людмиле Хитяевой и Эдуарду Изотову.

ПОГРАНИЧНЫЙ ПЕС АЛЫЙ (1979)
Самый популярный фильм о собаке-пограничнике. Молодой человек Леша Кошкин мечтал служить на границе и иметь свою служебную собаку. Его мечта сбылась: он попал в учебку, где ему дали щенка, которого он назвал Алый. И дальше они отправились служить вдвоем на погранзаставу. Режиссер Юлий Файт для съемок фильма пригласил не только дрессировщиков, но и пограничников. Они обучали основным приемам работы и собаку, и ее напарника — актера Владимира Дубровского. Киношникам пришлось не только подружиться с псом, но и жить по его расписанию: когда собака хотела работать — они работали, когда хотела есть или спать — отдыхали. Фильм понравился не только простому зрителю: в 1980 году картина получила специальный приз политического управления погранвойск.

ТРИНАДЦАТЬ (1937)
История о подвиге 13 пограничников, сумевших оказать сопротивление многочисленной банде басмачей. «Тринадцать» можно назвать знаковым фильмом, поскольку это первая звуковая картина великого Михаила Ромма. Съемки проходили в пустыне Каракумы в очень тяжелых условиях. Песок не только скрипел на зубах, но и попадал в еду и воду, которую пили киношники. Именно во время работы над этой картиной Ромм встретил любовь всей своей жизни — актрису Елену Кузьмину, которая тогда была замужем за режиссером Борисом Барнетом. Борис, узнав об увлечении Ромма, примчался к нему на съемочную площадку, и вне кадра разворачивались не менее драматические события, чем в кадре. Хотя эту картину сейчас практически не показывают, она занимает достойное место в истории кино.

ДЖУЛЬБАРС (1935)
Первый отечественный фильм о служебной собаке. Бывший бай, ставший бандитом, хочет взять в жену красавицу Пэри. Чтобы добиться ее согласия, он захватывает в плен ее деда. На помощь девушке приходят пограничный отряд и собака по кличке Джульбарс. Режиссер Владимир Шнейдеров большое внимание уделил быту пограничной заставы, добиваясь практически документальных подробностей. «Джульбарса» тоже чуть не запретили к показу — из-за кабинета начальника погранохраны, на стене которого по сюжету висел портрет Генриха Ягоды (генеральный комиссар ГБ, нарком связи, объявленный врагом народа). Копии фильма были уже разосланы в 11 стран, когда пришел указ кино изъять. Во Франции кадры просто вырезали. А в Польше, Голландии, Турции и Японии фильм сняли с проката.

ЗАСТАВА В ГОРАХ (1953)
Этот фильм, как и все приключенческие картины того времени, пропитан идеологией. Но большинство специалистов считают, что именно «Застава в горах» сегодня смотрится очень актуально. Хотя сюжет фильма традиционен: из Москвы на одну из южных погранзастав приезжает старший лейтенант Лунин. Банда Исмаил-бека, финансируемая иностранной разведкой, активизирует свои действия. Но, как оказывается, главные враги границы — вовсе не они… Фильм снят по роману Минеля Левина. Писатель сам долгое время служил на заставе, поэтому смог точно описать все особенности жизни и службы пограничников. Может быть, и фильм получился наиболее достоверным, чем прочие.

ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ ЖИВЫМ (1983)
Один из немногих фильмов, регулярно транслирующихся по телевидению, который зрители любят до сих пор. Старший лейтенант Астахов — потомственный пограничник. Каждый день на их заставе что-нибудь случается. Но однажды ночью на дельтаплане границу перелетел шпион, и дальше события развиваются непредсказуемым образом. Фильм снимали в Борисове под Минском. Первая роль в кино Сергея Маковецкого. Как вспоминал актер, работали все очень дружно и самоотверженно.