Архив

Актриса-жена

Легендарную актрису Евгению Симонову в большом кино не видели несколько лет. «Предложения не «цепляют», — говорит Евгения Павловна. Вновь встать перед камерой актрису убедил супруг — режиссер Андрей Эшпай. После выхода фильма «Многоточие» актриса призналась, что, возможно, сыграла свою лучшую роль.

1 июня 2007 21:43
1385
0

Легендарную актрису Евгению СИМОНОВУ в большом кино не ви-дели несколько лет. «Предложения не «цепляют», — говорит Евгения Павловна. Вновь встать перед камерой актрису убедил супруг — режиссер Андрей Эшпай. После выхода фильма «Многоточие» актриса призналась, что, возможно, сыграла свою лучшую роль.

Не успели отгреметь премьерные фанфары, как заговорили о новом фильме Эшпая — «Событие», снятом по малоизвестной, «странной и непростой» (по словам режиссера) пьесе Набокова. В котором Евгения Симонова играет неожиданную для себя роль графоманки, упоенной творчеством.

Впрочем, не такую уж неожиданную: «упоение творчеством» знакомо Евгении Павловне не понаслышке. Даже в годы жизни без кино она была наполнена творчески — театром. «В кино профессионалом я так и не стала, — ошарашивает признанием Симонова. — Команда „Мотор! Начали!“ до сих пор нагоняет на меня дикий страх». И сразу же добавляет, что работа — лишь часть ее жизни, и, возможно, не самая главная. Муж Андрей Эшпай, с которым она вместе более двадцати лет, две дочки, любимый внук — вот настоящее счастье. «Единственное, чего мне не хватает, — времени. Хочу остановиться… Чтобы понять, куда двигаться дальше».

Почему вы несколько лет не появлялись в большом кино?

Евгения СИМОНОВА: «К счастью, я всегда могла позволить себе выбирать работу по принципу „интересно-неинтересно“. Когда есть хорошая роль, уместны любые форматы, в том числе сериалы. Чутье меня пока не подводило. Причем зрительский успех для меня не критерий удачи».

Из тех, кто видел фильм «Многоточие», многие считают, что это ваша лучшая роль. Что вы об этом думаете?

Е. С.: «Да, безусловно. Подобной роли у меня еще не было — это факт. В пятьдесят лет получила такой подарок — фильм, в котором и любовь, и потери…

Как правило, в сценарии есть трудные сцены, а есть — проходные. В «Многоточии» проходных практически не было.
У моей героини — Киры — сложный период в жизни: возвращается первый муж, она все время находится в сильном напряжении, стоит перед выбором, а это непросто играть. К тому же Эшпай требовательный режиссер, расслабляться не дает.

Потом, в кино мне всегда сложно. Например, я готовилась к съемкам сцены, когда Кира говорит своему первому мужу: «Как ты мог от меня отказаться?» Это некая точка отсчета, когда зритель должен почувствовать, что этот человек для нее значит. Если зритель не испытает сочувствия к героине, его будет сложно в чем-то убедить в дальнейшем, оправдать, например, ее уход от мужа и так далее. Сцена должна быть чрезвычайно эмоциональной. И вот в назначенный день я должна сыграть ее перед камерой. Знаю, что могу это сделать: есть большой актерский опыт, вспомнить хотя бы Нору в «Кукольном доме» — огромный накал страстей, постоянное напряжение. Кроме того, я все отрепетировала, да и плачу без проблем. Однако в какой-то момент меня посетили мысли: «А вдруг не получится?! Вдруг организм перестанет слушаться?!» Я ехала на съемку, как на казнь, как на заклание.

В театре все происходит более органично. После репетиционного периода роль входит в плоть и кровь. Например, однажды во время спектакля у меня поднялось давление, да так, что я просто теряла сознание, ноги были ватные. В кулисе мне успели дать нашатырь, который я спрятала в перчатку и периодически нюхала во время спектакля. Я отыграла как машина, сделала все что надо. В кино так не могу".

Было приятно работать с актерской командой «Многоточия»? Там ведь «знакомые все лица».

Е. С.: «Актерский состав уникальный. У Андрея (Эшпая — Авт.) всегда так: например, в „Детях Арбата“ было почти двести персонажей, и ни одного случайного лица, даже в мельчайшем эпизоде. Он ходит не только в кино, но и в театр, поэтому превосходно знает актеров. В „Многоточии“ целая плеяда отличных актеров: и Дрейден, и Цыганов, и Миркурбанов, и Оболдина, Гетта Егорова, Чулпан Хаматова, Ольга Лапшина, Игорь Гордин, Сережа Перелыгин, Виталий Егоров! Кто-то играет маленькую роль — но как! Каждый из них может играть главные роли — как в „Виртуозах Москвы“, где все солисты».

Что цените в партнерах?

Е. С.: «Когда партнер видит и слышит тебя. К сожалению, иногда складывается впечатление, что партнер „нажимает на паузу“: чтобы ты сказал свою реплику, не важно как — со слезами на глазах или заливаясь от смеха, — а он ответит так, как заготовил. Это страшно. Зато когда попадается чуткий партнер — это наслаждение, настоящий обмен энергиями. Или, например, Цыганов, который так на меня смотрел во время съемок! А я думала: „Боже мой! Какое же нужно иметь актерское мастер-ство, богатую фантазию, чтобы так смотреть на пятидесятилетнюю актрису!“ Я ему очень благодарна за это».

Кстати, те, кто видел фильм, уверяют, что вы там очень сексуальны…

Е. С.: «Это благодаря партнерам и Эшпаю. Сниматься у соб-ственного мужа приятно, но, наверное, непросто. Я считаю, что работаю с одним из самых интересных современных режиссеров. Бергман в определенной степени был прав, сказав: „Я не могу снимать актрису, если она какое-то время не была моей женой“. Тем не менее когда Андрей работал над своими первыми картинами, моя кандидатура даже не рассматривалась. Он и в „Детях Арбата“ поначалу не хотел меня снимать. А я никогда не давлю на него. Ну и что, что мы прожили вместе более двадцати лет? Он никогда не будет меня снимать только потому, что я его жена».

Поблажек от него ждать не приходится?

Е. С.: «Да вы что! Но мнение, конечно, могу высказать. К счастью, вкусы у нас совпадают. Например, когда Андрей предложил на роль моего возлюбленного в „Многоточии“ Евгения Цыганова, я удивилась. В „Детях Арбата“ он играл моего сына, а здесь… Должны были быть довольно откровенные сцены. Сошлись на том, что это будет просто флирт, который героиня себе позволяет, не переходя черты».

Первый муж, Александр Кайдановский, и нынешний, Андрей Эшпай, — творческие личности. С одним вы прожили недолго, брак с другим считается чуть ли не эталоном семьи. Как вы с ними познакомились?

Е. С.: «Обоих мужей я встретила на съемочной площадке.
С Андреем Эшпаем познакомилась на съемках короткометражного фильма «Когда играли Баха».

А первого мужа, Александра Кайдановского, встретила во время работы над «Пропавшей экспедицией». Играли влюбленных, и чувства перешли в жизнь. Но мы были слишком разными… Чтобы два человека смогли естественно существовать вместе, должно совпасть такое количество параметров! Это бывает крайне редко. Зато Зое (дочери Евгении Симоновой и Александра Кайдановского — Авт.) повезло — в ней проявилось счастливое сочетание противоположностей".

Зою вы отдали в актрисы. Хотя некоторые артисты категорически против того, чтобы их дети становились на эту стезю.

Е. С.: «Препятствовать бессмысленно. Что за глупость! Дети — совершенно самостоятельные существа. Что касается внука Леши, я хочу, чтобы у него был выбор: получив хорошее, разностороннее образование, ему легче будет понять, куда идти дальше. Важна качественная школа, знание языков и так далее. Но если после десятого класса он скажет, что хочет быть актером, я не буду препятствовать. Не стоит лезть в жизнь детей».

А младшая дочь Маша не захотела быть актрисой или вы отговорили?

Е. С.: «Мария носит фамилию Эшпай — она внучка грандиозного композитора Андрея Яковлевича Эшпая. Ее бабушка тоже чрезвычайно музыкальна, имеет консерваторское образование. В пять лет Андрей Андреевич повел Машу к другу семьи, потрясающему педагогу Александру Бакулову, и участь ее была решена. Машу взяли в ЦМШ. Поначалу все складывалось непросто. Ведь профессиональные занятия музыкой могут сравниться по сложности, изнурительности, дисциплине только со спортом, балетом, гимнастикой. Это же жуткая каторга! Мне запомнились слова одного известного профессора консерватории, который говорил, когда ему в очередной раз приводили талантливого ребенка: „Прежде всего мне нужны талантливые родители“. Мы были совершенно не соответствующими ЦМШ родителями. Разъезды, гастроли… Но Маша все преодолела, поступила в консерваторию в класс к профессору Ирине Викторовне Осиповой. Когда Маруся только начинала, я ужасно волновалась на ее выступлениях, сейчас — получаю удовольствие».

Вы ведь и сами когда-то учились музыке…

Е. С.: «Да, училась у замечательного педагога Тамары Ефимовны Фрэнкиной в ДМШ при Гнесинке. Заниматься не любила, но учительницу свою обожала, хотя она была очень строгой, частенько меня ругала. Тогда на концертах я скучала, считала трубы на органе в Большом зале консерватории — в общем, это был ужас! Все изменилось к тридцати годам, когда Зоя начала заниматься музыкой. Я вдруг поняла, что испытываю невероятную потребность слушать классику.

Теперь регулярно хожу в консерваторию, на конкурс Чайковского. На предпоследнем влюбилась в юного английского пианиста Фредерика Кемпфа. Когда он играл Первый концерт Чайковского, я плакала. Это было гениально".

А вот светские тусовки никогда не любили, несмотря на публичность профессии.

Е. С.: «Я не понимаю, зачем буду попусту тратить время, когда можно почитать книжку или посмотреть, что происходит в других театрах. А лучше всего — увидеться с внуком, которого я просто обожаю».

Чего вам сейчас не хватает для абсолютного счастья?

Е. С.: «Времени. Наверное, я бы сейчас остановилась на какое-то время. Чтобы понять, куда двигаться дальше».

КСТАТИ…

Родилась в Ленинграде. Ведущая актриса Театра им. Вл. Маяковского. Народная артистка России. Лауреат государственной премии СССР.

В 2004 году актриса снялась в сериале «Дети Арбата».

Сыграла более чем в 35 фильмах: «В бой идут одни старики» (1973), «Афоня» (1975), «Обыкновенное чудо» (1978), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980) и другие.

В 1995 году Евгении Симоновой за роль в спектакле «Жертва века» была присуждена премия имени Станиславского. За роль в фильме «Цветущий холм среди пустого поля» (2000) была номинирована на премию «Ника».

В 2005 году Евгения Симонова удостоена высшей награды города Москвы «Хрустальная Турандот» за исполнение лучшей женской роли сезона в спектакле «Три высокие женщины».