Братья по разуму
Тарантино и Родригес сняли фильмы «категории Я».
Кинокартины с небольшим бюджетом, малоизвестными актерами и невнятным сюжетом принято называть фильмами «категории Б». Есть еще фильмы «категории В», где бюджет и вовсе крохотный, актеры совсем не известны, а сюжет вообще не заслуживает внимания. А Квентин Тарантино и Роберт Родригес сняли, по их словам, фильм «категории Я».
Кинокартины с небольшим бюджетом, малоизвестными актерами и невнятным сюжетом принято называть фильмами «категории Б». Есть еще фильмы «категории В», где бюджет и вовсе крохотный, актеры совсем не известны, а сюжет вообще не заслуживает внимания. А Квентин Тарантино и Роберт Родригес сняли, по их словам, фильм «категории Я».
Совместный проект двух режиссеров, давних коллег и друзей, называется «Грайндхаус» и состоит из двух полнометражных фильмов: «Доказательство смерти» Тарантино и «Планета страха» Родригеса. И, конечно, не имеет ничего общего с фильмами ни «категории Б», ни «В», ни тем более уж «Я». Общий бюджет — 53 миллиона долларов.
Среди актеров такие звезды, как Курт Расселл и Брюс Уиллис. И только сюжет отдает некоторой сумасшедшинкой. Тарантино снял фильм об убийце-психопате, охотящемся на женщин за рулем гоночного автомобиля. Родригес — о девушке с автоматом вместо ноги, сражающейся с армией зомби. Но в этом и заключается вся суть их проекта. Этими фильмами режиссеры отдают дань старым низкопробным фильмам, в которых было много крови и насилия, но в то же время присутствовало какое-то свое странное, извращенное обаяние.
В Америке, где и были популярны подобные фильмы в 60 х—70-х годах, «Грайндхаус» в прокате провалился: кассовые сборы составили всего 24 миллиона долларов. В США обе картины показывали вместе, но американцы подобной щедрости — два фильма по цене одного — не оценили. Это, кстати, тоже была дань прошлому: в старых кинотеатрах, когда еще не было мульти- и мегаплексов, фильмы крутили один за другим. Точно так же хотели поступить и Тарантино с Родригесом. Но обманулись. Поэтому во всем остальном мире премьеры «Доказательства смерти» и «Планеты страха» проходят отдельно. И первой в прокат выходит картина Тарантино. Именно с ним, а также исполнителем главной роли в его фильме Куртом Расселлом и актрисой, сыгравшей одну из главных женских ролей, Розарио Доусон, специально для «МК-Бульвара» побеседовал Дэймон Уйас.
Квентин Тарантино:«Я не делаю сцены драк и погонь нормально, я не делаю их хорошо, я делаю их самыми лучшими в кино»
— Главную роль каскадера Майка вы изначально хотели отдать Микки Рурку. Вам пришлось ее переписывать под Курта Расселла?
— Нет, абсолютно. И когда Курт согласился на роль, я был на седьмом небе от счастья: он идеально вписывался в фильм. Да, обычно, когда я пишу сценарий, то представляю, кто будет играть ту или иную роль. Но потом что-то не получается, и я вынужден немного менять героя. Так было, например, с Биллом в фильме «Убить Билла». Я хотел, чтобы эту роль сыграл Уоррен Битти. Но не срослось, и я взял Дэвида Кэррадайна. Под него мне пришлось переписывать роль Билла. Но с Куртом все было иначе. Он сыграл все так, как и было у меня написано. Просто у него это получилось немного по-другому, чем могло бы быть у Микки Рурка.
— Вы, как обычно, снялись в небольшой роли и сыграли хозяина бара по имени Уоррен.
— Да. И это было забавно. По сценарию, Уоррен был владельцем бара, который сам стоит за стойкой. Но, когда мы начали снимать эти сцены, я понял, что не могу стоять в кадре на заднем плане и смешивать напитки: мне нужно видеть, как играют актеры. Поэтому мы взяли на роль Уоррена местного парня Тима, который работал барменом в том же баре, где мы снимали. Однако неожиданно роль Уоррена стала разрастаться все больше и больше. И тогда я снова стал хозяином бара. Но мы оставили и Тима. Все-таки в моменты, когда владелец заведения с кем-то выпивает или флиртует с девочками, кто-то должен смешивать напитки.
— На съемках «Доказательства смерти» вы впервые выступили в роли оператора. Зачем?
— Меня Роберт заставил. Он сказал: «Ты готов» — и буквально всунул мне камеру в руки. На его фильме «Планета террора» я работал вторым оператором. А потом решил попробовать и на съемках своего фильма. Роберт говорил: «Как раз сейчас самое время тренироваться. Если ты даже сделаешь какие-то ошибки, они пойдут на пользу фильму, добавят ему тот шарм дешевых малобюджетных фильмов. А ты в то же время многому научишься». И он был прав.
— В фильме очень завораживающие погони. Как вы их снимали?
— О, это было потрясающе. Знаете, когда я снимал еще «Убить Билла», то часто повторял: «Режиссеры, которым удается снять хороший экшн-фильм, настоящие режиссеры». Я не утверждаю, конечно, что это единственный жанр, который должен быть в кино. Но для меня это так. И потому, когда я начинаю работу над фильмом и впервые что-то снимаю — как, например, драки в «Убить Билла» или погони в этом фильме, — я ставлю перед собой программу-максимум. Я не делаю эти сцены нормально, я не делаю хорошо; я делаю их одними из лучших, если не самыми лучшими в кино. Конечно, я очень переживал из-за этих погонь. Но, когда мы закончили съемки, я знал, что получил желаемое.
— В сцене аварии вы использовали компьютерную графику?
— Нет. Сначала я сказал: «Я не использую все эти компьютерные навороты в своих фильмах, но понимаю, что в машине живые люди и они не должны пострадать при аварии. Так что если очень нужно, то будем использовать графику». Но все знают, насколько сильно я все это ненавижу. И потому мы попытались просчитать, как сделать эту сцену без компьютерной графики. И нам это удалось: все, что вы видите на экране, снято вживую.
Курт Расселл:«Самое сложное в драке — получать по заднице»