Карьера

Как вести себя перед камерой: секреты, которые помогут выглядеть естественно и не бояться

Полезные лайфхаки от тренера по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям Седы Каспаровой

22 мая 2022 10:49
21755
0
Седа Каспарова, тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям, корпоративный тренер
Фото: материалы пресс-служб

Начнем с того, что говорить на людях — не норма, да и разговаривать со своим собственным отражением тоже достаточно странно. Тем не менее, в последние годы человечество стремительно движется к проявленности и демонстрации своей жизни. Думаю, что если историки через несколько десятилетий будут описывать наше время, то они скажут, что это был период, когда человек стал максимально заметным и видимым.

По большому счету у каждого владельца смартфонов со встроенной камерой, сейчас есть возможность создавать в соцсетях свое собственное «телевидение» и быть там ведущим, продюсером, корреспондентом. Для одних — это игра и забава, для других — бизнес, приносящий солидные деньги, для третьих — медиа, средство коммуникации.

Я, обладая 11-летним опытом работы на радио и телевидении, встречала очень мало людей, которые чувствовали бы себя комфортно перед камерой — большинство ощущало себя не в своей тарелке, а тренога с глазом для них была скорее угрозой, чем инструментом, с помощью которого можно поделиться с миром ценной информацией. Сегодня «тренога с глазом» есть у каждого в кармане, однако страхов меньше не стало.

Как бы там ни было, прятаться от камеры за текстом становится все сложнее и сложнее. И вместо того, чтобы прятаться, лучше стоит подумать о том, как использовать возможность показать себя перед камерой с максимальной выгодой для себя.

От камеры не убежишь: ситуации, когда нам приходится выступать перед камерой

По мере развития социальных сетей съемки и все их атрибуты — камеры, штативы, свет и многое другое — перестали быть прерогативой телевидения. Сейчас все это стало частью нашей обычной повседневной жизни: мы или потребляем видеоконтент, или создаем его, или же выполняем сразу обе эти функции. В разные периоды своей жизни мы бываем и зрителями, и критиками, и создателями контента, которые всякий раз надеются на одобрение и позитивную обратную связь.

Поводов, когда нам приходится появляться перед камерой, становится все больше. С разгулом пандемии и всеобщим переходом на удаленный формат работы, в онлайн-формат перешли даже собеседования. Многие люди именно тогда впервые в своей жизни сняли свое первое видео на телефон. Для многих это оказалось настоящим испытанием, для кого-то — даже трагедией, ведь они столкнулись с явлением, жалобы на которое я вижу и слышу беспрестанно: «мне не нравится мой голос, а на видео я получаюсь ужасно».

Собеседования, корпоративные встречи и другие мероприятия, во время которых нужно включать камеру, стали обязательной частью рабочего процесса. Прятаться за черным квадратиком Zoom’а очень хочется, но с каждым разом делать это становится все сложнее.

Многие эксперты, даже находясь в найме, продолжают свое движение к публичности. Они запускают и развивают свои собственные блоги. Для них запись сториз, ведение прямых эфиров, съемки видео становятся совершенно новым этапом развития. Они знают себя как людей из реального, офлайн, мира, умеют правильно в нем общаться, но часто совершенно не представляют, как вести себя перед камерой. Многие бросают свое развитие в видео-формате, думая, что ничего не получится. Однако при всем богатстве рынка и многообразии блогеров, людей, которые говорят хорошо и правильно, очень мало, а потому они очень ценятся.

Какие ошибки люди чаще всего делают перед камерой

1. Отсутствие визуального контакта

Это самая распространенная ошибка. Действительно, совершенно непонятно, куда смотреть и с кем разговаривать, если аудитория «неживая». Аудио и видео формат тем и сложен, что невозможно считать обратную связь от аудитории, обработать и интерпретировать ее, при необходимости скорректировать свою речь — посыл, подачу, интонацию.

Все это можно сделать при офлайн-выступлении, но, когда вы снимаете видео и видите только сами себя, то это не дает вам никакой обратной связи. В этом случае ориентироваться на себя, позировать не имеет никакого смысла. Гораздо полезнее представлять человека, который находится по ту сторону камеры. Смотреть при этом нужно в глазок камеры. Важно сконцентрироваться не на том, как вы выглядите — этим лучше заняться за кадром до начала съемок, а на том, какую информацию вы хотите донести своим зрителям.

Хоть вы и не видите аудиторию, но она вас видит. Зрители начинают рассматривать вас — критично и предвзято, находить недочеты — они найдутся всегда. Ваше волнение, стремление отвести глаза будет считываться и не останется незамеченным. Это сразу уменьшает ваш вес в глазах зрителя, падает ваша цена, вы становитесь менее значимым.

2. Положение рук

Блуждающие руки, замершие руки, руки в положении «бабушка вяжет», когда предплечья максимально прижаты к туловищу, а кисти совершают хаотичные движения — такие жесты привлекают внимание, а вместе с напуганным выражением лица производят не лучшее впечатление.

Волноваться в кадре — нормально, волноваться, выступая публично — тоже нормально, ведь эти действия не являются для нас привычными. Для того, чтобы найти свои жесты, нужно максимально расслабиться. Можно, например, сильно-сильно сжаться, напрячь все мышцы, а потом расслабить их, повторив этот цикл несколько раз. Можно попрыгать, потрясти руками и ногами, чтобы сбросить напряжение. После этого прислушайтесь к своему телу, оно само поможет найти комфортное и удобное положение.

Хаотичные движения и скованные жесты передают ваше напряжение и неуверенность. Вы можете еще не произнести ни слова, но по вашим движениям будет ясно, что вы чувствуете себя «не в своей тарелке». Можно, конечно, сказать, что камера для вас — это что-то непривычное, но зритель на это резонно ответит, что тогда не надо страдать и тратить время — и ваше, и его. Важно помнить, что человек, который может контролировать свои эмоции, производит впечатление того, кому можно доверять.

3. Растекающиеся мысли

Многие люди, снимающие видео, фокусируются на некой глубинной идее, которая известна только им. Они находятся «в потоке, в моменте, импровизируют», из-за этого путаются, не структурируют речь, уходят в дебри, используют слова-паразиты, «мычат».

Так быть не должно. Любое видео — это фактор стресса, необходимо готовить выступление заранее, чтобы избежать любых казусов.

Отсутствие логики, потеря основной мысли, мычание, запинки — все это говорит о неопытности, о несобранности, о неумении быть в контакте и отсутствии навыка доносить информацию. Даже записывая видео, важно сохранять намерение разговора — следить за речью, словами-паразитами, паузами, чтобы максимально перевести живой разговор в формат видео без потери качества.

Как выгодно подать себя в кадре: 4 критерия, на которые нужно обратить внимание

Любой человек воспринимает видео-картинку, ориентируясь на четыре критерия:

· визуальная часть — внешность, одежда, жесты;

· аудиальная составляющая — голос и речь;

· смысловая составляющая;

· эмоциональный контекст — то, что чувствует зритель при просмотре видео.

Если у вас есть возможность записывать видео стоя, то делайте это стоя — так у вас будет больше возможностей двигаться, переносить вес с одной ноги на другую, свободно жестикулировать — так будет создаваться ощущение, что вы человек, нацеленный на контакт. А вот от идеи снимать видео сидя за столом стоит отказаться — стол станет своеобразной, хоть и не очень очевидной, преградой между вами и аудиторией, который будет показывать, что между вами есть то, что вам мешает взаимодействовать.

Ваш внешний вид должен соответствовать погоде, стилю вашего выступления и вообще быть уместным. Старайтесь избегать черной одежды с высоким воротом, особенно, если съемки происходят в темном месте — так вы рискуете превратиться в Чеширского кота из сказки Кэролла. «Лыжные» свитера в кадре тоже выглядят достаточно странно. Также откажитесь от нарядов в мелкую полоску и мелкий рисунок — они будут рябить, мешая восприятию.

Микрофон, если вы им пользуетесь, улавливает мельчайшие особенности голоса и речи, усиливая определенные характеристики. Хотите ли вы их усиливать — большой вопрос. В любом случае перед началом записи проведите голосовую разминку: подышите, настройте связки, расслабьте мышцы гортани — это поможет голосу обрести мягкость. Такую разминку стоит делать на регулярной основе, это не будет лишним и в обычной жизни.

Структурируйте выступление — для этого обязательно пользуйтесь принципом «риторической руки». Ответьте на пять вопросов:

· что, кому и зачем вы рассказываете;

· что и за чем пойдет в вашем повествовании;

· какими словами вы будете оперировать;

· есть ли у вас время и возможность сделать репетицию;

· продумайте все детали выступления — с чего вы начнете, как пройдет ваше выступление.

Как справиться с волнением во время выступления

Составьте список страхов и продумайте, что можно будет сделать в каждом случае. Допустим, вы боитесь, что забудете текст — пропишите для себя все варианты развития событий и придумайте своеобразный «план эвакуации» на этот счет.

Волнение — это прежде всего эмоциональная реакция, которая имеет физические, телесные, проявления. Работать с ним как раз можно от обратного, через тело. Например, применяя дыхание по квадрату: на четыре счета надо сделать глубокий вдох, на четыре счета задержать дыхание, на четыре счета выдохнуть, на четыре счета снова задержать дыхание — можно сделать несколько таких циклов, чтобы успокоиться. О другом способе снять напряжение — напрячь все мышцы, а потом расслабить их — я уже рассказывала выше. Если есть возможность успокоиться через громкие звуки: покричать, помычать, позвучать — сделайте это. Так вы сможете услышать свой собственный голос.

Думайте о конечной цели — зачем вообще вы решились на съемку видео, какие преимущества и бонусы вам это даст, «продайте» мозгу идею того, что это «мучение» вам нужно.

Заинтересуйте себя, чтобы выступать было легче — узнайте что-то новое по вашей теме, чтобы вам хотелось поделиться этим с аудиторией. Когда вы зажигаетесь какой-то темой, вам становится легче рассказывать про нее и волнение уходит.

Если вы научитесь держаться в кадре, то вам по силам станет практически все. Если вы приобретете умение быть в контакте с воображаемой аудиторией, контролировать свои эмоции, то в реальной жизни вам скорее всего станет проще общаться и вести диалог. Хотя бывают исключения: есть люди, обожающие выступать онлайн, которые совершенно неспособны коммуницировать с людьми офлайн.

В любом случае — видео, это отличный тренажер, который помогает справляться со своими страхами, искать идеальный ракурс, находить свою рабочую сторону, выступать так, чтобы можно было показать людям наилучший результат.