Архив

Уроки истории

Как снимали «Холодное лето пятьдесят третьего»

Двадцать лет назад в последние дни июля режиссер Александр Прошкин начал работу над картиной, которая поразила умы и души миллионов тогда еще советских зрителей. В фильме, снятом за несколько недель, впервые открыто рассказали о существовании ГУЛАГа, политзаключенных и искалеченных судьбах простых людей. «Холодное лето пятьдесят третьего» стало не только знаковой картиной, которую называли киношоком 1988 года. В ней сыграл свою последнюю роль Анатолий Папанов. «МК-Бульвар» решил вспомнить, как создавали фильм, отмечающий 20-летний юбилей.

25 июля 2007 17:28
879
0

Двадцать лет назад в последние дни июля режиссер Александр Прошкин начал работу над картиной, которая поразила умы и души миллионов тогда еще советских зрителей. В фильме, снятом за несколько недель, впервые открыто рассказали о существовании ГУЛАГа, политзаключенных и искалеченных судьбах простых людей. «Холодное лето пятьдесят третьего» стало не только знаковой картиной, которую называли киношоком 1988 года. В ней сыграл свою последнюю роль Анатолий Папанов. «МК-Бульвар» решил вспомнить, как создавали фильм, отмечающий 20-летний юбилей.

В истории:27 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии. На свободу из тюрем, лагерей и спецпоселений вышли около двух миллионов уголовников.


В кино: В 1986 году Александру Прошкину в руки попался сценарий о банде, которая ограбила поезд и пытается спрятать золото в захолустной деревеньке. Режиссеру детектив «Танец поденок» (поденки — крылатые насекомые, которые живут не больше суток) понравился, но он решил внести в него свои коррективы: эту историю перенести в 1953 год, когда началась так называемая бериевская амнистия, и назвать картину «Ближняя история» (потом и от этого названия решили отказаться).

В то время еще в открытую не говорили о сталинских репрессиях, поэтому работа над фильмом велась практически полуподпольно в течение нескольких месяцев. До того момента, как Прошкину попал в руки этот сценарий, он мечтал снять фильм, в котором главную роль сыграл бы Валерий Приемыхов.

С актером он познакомился в Доме творчества в Пицунде и просто влюбился в этого талантливого человека. Поэтому на роль бывшего капитана полковой разведки Сергея Басаргина (а на спецпоселении просто Лузги) Александр Анатольевич сразу же пригласил Приемыхова.

А вот на вторую главную роль — бывшего инженера Николая Скоробогатова (в лагерях Копалыча) — режиссер пробовал Георгия Юматова и Вацлава Дворжецкого. Дворжецкий сам прошел лагеря и многое видел и знал. Но, как оказалось, это только мешало актеру. Он вспоминал свое тяжелое прошлое с какой-то долей романтики и ностальгией.

Тогда Прошкин позвонил Анатолию Папанову. Знаменитый актер не сидел в тюрьме, но, когда он был совсем мальчишкой, с ним произошла одна неприятная история. Во время войны он работал на шарикоподшипниковом заводе литейщиком. И кто-то из цеха украл детали. Арестовали тогда всю бригаду, и Папанов просидел в Бутырке 9 дней.

Потом, во время съемок «Холодного лета…», актер вспоминал, что все время боялся ареста, потому что забирали одного за другим его друзей. Жена Папанова Надежда Каратаева отговаривала Анатолия Дмитриевича от этих съемок. Она считала, что мужу нужно отдохнуть и поберечь себя. Но Папанов загорелся этой ролью и уехал в Карелию.

Прошкин очень долго искал натуру для съемок. Режиссер как заядлый рыболов искал красивое большое озеро с хорошей рыбной ловлей. И нашел такое в деревне Руга недалеко от Петрозаводска. Снимали весь фильм в кратчайшие сроки — с конца июля до второй половины августа. Чтобы все успеть за короткое северное лето, приходилось работать без выходных.

В истории:Указ об амнистии от 27 марта 1953 года для политзаключенных начал действовать только через год. К 1 апреля 1954 года в местах лишения свободы содержались 1 миллион 360 тысяч 303 человека, треть из которых проходили по знаменитой «политической» 58-й статье.


В кино: Строить специальные декорации не понадобилось, так как в деревне было заселено всего два дома, а остальные стояли заброшенными. Позднее иностранцы, посмотревшие фильм, частенько спрашивали, во сколько съемочной группе обошлось построить такие колоритные декорации.

Две семьи, которые жили в этой деревне постоянно, приглашали киношников на грибочки и рыбку. Чтобы не обижать, но в то же время и не стеснять местных жителей, актеры ходили в гости по одному. Говорят, что там была и неплохая самогонка.

Чтобы посмотреть на знаменитых актеров, люди съезжались со всей округи. Когда снимали сцены на озере, в кадр постоянно попадали лодки местных аборигенов, которые привозили еще с собой и спиртное, чтобы выпить вместе с Папановым. А Анатолий Дмитриевич вообще не пил и очень тяготился таким проявлением народной любви.

Александр Прошкин еще перед началом съемок встретился с одним из ветеранов МВД — подполковником Гребельским. Этот профессор-криминалист принимал непосредственное участие в поимке уголовников, освободившихся после бериевской амнистии. Он и стал консультантом фильма. Вместе со съемочной группой Гребельский пересмотрел огромное количество судебных материалов. Под его руководством актеры досконально изучали язык уголовников, их иерархию и даже наколки.

Например, актеру Виктору Косых каждый день химическим карандашом рисовали на груди орла, который нес обнаженную женщину. И на пальце: колечко, наполовину закрашенное синим, — что обозначало «чушок» или «шестерка». И каждый вечер Виктор стирал их тройным одеколоном.

Когда съемочной группе удавалось погулять по Петрозаводску, то практически лысый Косых, пахнущий одеколоном, вызывал у местных жителей неоднозначную реакцию: большинство думали, что актер злоупотребляет спиртным.

Нина Усатова, которая сыграла глухонемую Лидию Матвеевну, специально ходила в интернат для глухонемых, чтобы понять, как они жестикулируют, смотрят на губы и вообще ведут себя.

В истории:По данным архивов, за период с 1940 по 1953 год на спецпоселениях без права возвращения к прежним местам жительства находилось около двух миллионов человек.


В кино: Александр Прошкин никак не мог закончить картину. И однажды в массовке он увидел обычного сельского учителя, ничем не приметного и не отличавшегося от других местных жителей. И тогда режиссеру пришла в голову мысль, как снять последний эпизод.

Сельскому учителю дали в руки точно такой же чемоданчик, как и у героя Приемыхова Лузги. И эти два человека, возвращающиеся из разных лагерей, случайно встречаются на улице. Они останавливаются, ставят свои чемоданчики, молча прикуривают и расходятся в разные стороны.

Позднее киношные чиновники просили убрать этот эпизод из картины, но Прошкин настоял на своем. Съемки с участием Папанова закончились на три дня раньше установленного срока. Анатолию Дмитриевичу нужно было ехать на гастроли в Ригу, но он решил воспользоваться свободными днями и заехать в Москву. Папанов начал преподавать в ГИТИСе и хотел посмотреть, как его ученики устроились в общежитии.

Через три дня Прошкин получил телеграмму из Риги с вопросом, почему они задерживают Папанова и срывают гастроли. А оказалось, что великого артиста уже нет в живых.

«Холодное лето пятьдесят третьего» могли и не выпустить в прокат, если бы не редактор одной из столичных газет. Он попросил Прошкина показать картину ночью у себя в редакции. Все были ошеломлены, и по Москве прокатилась волна полуподпольных показов. Фильм нелегально крутили даже в клубе КГБ.

И только после этого, уже в 1988 году, состоялась официальная премьера. Около касс выстроилась такая толпа, что за ней следила конная милиция. «Холодное лето…» стало тогда лидером проката, но смотрят и любят эту картину до сих пор.