Архив

Информация к размышлению

Почему CNN называли «сетью куриной лапши»?

Когда на просмотр сериалов и ток-шоу категорически нет времени, среднестатистический зритель включает телевизор хотя бы раз в день: чтобы посмотреть новости. Информационная программа — это лицо канала, а стиль подачи новостей — то, что создает ему репутацию. «МК-Бульвар» решил выяснить: какой стиль подачи информации взят за основу ведущими мировыми каналами?

1 августа 2007 18:23
1095
0

Когда на просмотр сериалов и ток-шоу категорически нет времени, среднестатистический зритель включает телевизор хотя бы раз в день: чтобы посмотреть новости. Информационная программа — это лицо канала, а стиль подачи новостей — то, что создает ему репутацию. «МК-Бульвар» решил выяснить: какой стиль подачи информации взят за основу ведущими мировыми каналами?


Америка против Великобритании

Идея телемагната Теда Тернера основать круглосуточный кабельный канал новостей поначалу была встречена без особенного энтузиазма — кому будет интересно смотреть новости с утра до ночи? Однако с появлением CNN стало ясно: расчет Тернера был абсолютно верен.

На создание CNN ушло 20 млн. долларов и 374 дня — телекомпания начала трансляцию 1 июня 1980 года и создала жесткую конкуренцию трем ведущим американским каналам: ABC, CBS и NBC. Конечно, это произошло не сразу. Поначалу за неуспехи на рынке СNN даже называли «сетью куриной лапши» (по первым буквам аббревиатуры Chicken Noodle Network). А по-настоящему одной из самых влиятельных в мире телекомпания стала в начале 1990-х годов. После освещения каналом войны в Персидском заливе даже появился термин «эффект CNN», когда «большая тройка» основных американских телеканалов ограничивалась лишь выпусками новостей, а CNN показывала войну в развитии, с подробными комментариями политиков и дипломатов. Канал, влияющий на ход политического процесса? Такого еще не было. Рейтинг CNN вырос в десятки раз, а телекомпания заслужила репутацию авторитетного источника новостей.

Чаще всего CNN достается за то, что новости там делаются на скорую руку. Руководство пытается оправдываться: если у NBC есть целая ночь, чтобы сделать шоу «Сегодня», у CNN часто нет времени на подготовку материала. Стремление быть всегда первыми и быстрая реакция на события часто подрывали репутацию канала. Во время выборов президента США в 2000 году CNN, не дождавшись подсчета голосов, объявила президентом сначала Альберта Гора, затем Джорджа Буша. А спустя некоторое время сообщила, что требуется пересчет голосов: победитель в президентской гонке пока неизвестен.

Иная ситуация в Британии. Новости телекомпании BBC соответствуют даже слишком высоким информационным стандартам. Не случайно стажировка на BBC считается очень престижной. Основанная в 1922 году, на сегодняшний день телекомпания насчитывает около 26 000 сотрудников, а ее ежегодный бюджет составляет около 4 миллиардов фунтов. Основная миссия BBC — информация, образование и развлечение. Хартия канала гласит: «Быть абсолютно свободным от политического или коммерческого влияния». Журналистам корпорации запрещено высказывать собственные взгляды на освещаемые проблемы: репортажи строятся так, чтобы аудитория смогла сама сделать выводы из полученной информации. Как раз о своей аудитории канал BBC заботится больше всего — зрителям предлагается качественная аналитика и разносторонние взгляды на события. Если американские новости часто склонны к погоне за сенсациями и раздуванию мыльных пузырей, то британские новости в этом смысле более обстоятельны: информация никогда не выдается в эфир, пока не будет тщательно проверена.

Еще один из важнейших принципов работы BBC — борьба за ясность и чистоту родного языка. Речь информационных ведущих — пособие для иностранных студентов, которые хотят услышать классическое английское произношение. Правда, со временем помимо эталонов британского английского в репортажах корреспондентов и ведущих канала все чаще можно услышать и некоторые региональные акценты. ВВС смягчила свою политику, мотивируя это тем, что таким образом канал сможет как можно полнее отразить все многообразие населения Британии.

Жесткая политика в отношении языка вещания иногда доходит до крайностей. Так, когда в 2005 году произошла серия терактов в лондонском метро, телекомпания не рекомендовала своим сотрудникам использовать в репортажах слово «террорист», заменив его на нейтральный термин «бомбист». Так выглядел доведенный до идеала принцип отстраненности в подаче информации. А на первых порах существования CNN и вовсе доходило до курьезов. Тед Тернер почему-то категорически запретил сотрудникам употреблять в эфире слово «иностранный» или производные от него. Обмолвившимся грозил штраф в 100 долларов. Один раз, транслируя в прямом эфире интервью с российским министром иностранных дел, ведущий прямо назвал должность российского политика. Тернер немедленно позвонил на канал: «Я же говорил никогда не пропускать это слово на CNN!» Как ни пытались его убедить, что это название должности, основатель CNN не сдавался: «Скажите министру, чтобы сменил звание».


Российский подход

Три крупнейших отечественных телеканала — Первый, «Россия» и НТВ — имеют собственные информационные программы и взгляды на подачу информации. Визитная карточка Первого канала — это вечерняя программа «Время», традиционно выходящая в эфир с 1 января 1968 года в девять часов вечера. Новости Первого канала — калейдоскоп из важнейших событий дня, касающихся политической жизни страны, социальной сферы и международных новостей.

Не секрет, что программа «Вести», выходящая на втором канале, отдает предпочтение освещению деятельности российского правительства, однако при этом воздерживается от сухого, официального стиля подачи информации. Специфика программы — в сбалансированном, сдержанном и ответственном отношении к тому, что говорится в эфире. Девиз канала НТВ: «Новости — наша профессия». Много лет назад в основу информационных программ канала был положен стиль доверительного общения со зрителем. Зачастую в новостях канала главными героями становятся не политики, а обычные люди, на примере которых показывается, как решаются социальные или государственные проблемы страны.

Что касается важнейших событий, происходящих в стране, каждый канал старается быть первым в их освещении, подойти к репортажу как можно более ответственно и отразить в материале разные точки зрения на проблему в соответствии с программной политикой своего канала. При этом ни в коем случае не будучи похожим на конкурентов. Ведущие и корреспонденты внимательно отсматривают все новости, которые выходят на других каналах, и стараются найти авторский подход к проблеме или пригласить в студию экспертов, мнение которых еще не было отражено на соседних кнопках.

Что касается ограничений в подаче информации, они есть и у нас. Например, в эфире запрещено употреблять слово «трупы». Во фразе «трупы пассажиров разбившегося лайнера» редакторы используют слово «тела».

Кроме того, в репортажах недопустимо показывать слишком кровавые картинки с мест событий. Редакторы строго следят за тем, чтобы речь ведущих была грамотной с точки зрения правил русского языка: в предложениях следует правильно расставлять смысловые акценты, произносить слова и ставить ударения в них.

Считается, от того, каким будет «лицо канала», то есть новости, зависят и его рейтинги. Однако признанный мэтр отечественного телевидения Владимир Познер убежден, что все не настолько критично. «Это в России мы считаем, что новости — лицо канала, — признался он как-то в интервью. — Ни одна американская телесеть — ни CBS, ни NBC, ни ABC — так не считает. Ведь общенациональные новости идут всего один раз в день, с полседьмого до семи, когда на экран выходят „титаны“ вроде Питера Дженингса. Все остальное время — это местные новости».


Восточные манеры

Среди восточных телекомпаний выделяется катарская телесеть «Аль-Джазира» (в переводе с арабского это слово означает «остров»). Канал был основан в 1996 году, его штаб-квартира располагается в Дохе (Катар).

Девиз «Аль-Джазиры» — «Мнение и другое мнение» — соответствует ключевому принципу англо-американской журналистики: сбалансированно освещать мнения сторон. Всемирная известность к каналу пришла после освещения терактов в Америке 11 сентября 2001 года. Вскоре после этих страшных событий канал показал пленку, на которой было записано интервью террориста номер один Усамы бен Ладена: в своем «послании» он брал на себя ответственность за случившееся и угрожал новыми террористическими акциями. Транслируемые обращения боевиков и сделали каналу плохую репутацию — его стали называть «рупором террористов». С «трибуны» «Аль-Джазиры» они выражают свои взгляды, что радикально меняет концепцию по освещению терроризма, принятую большинством западных телекомпаний.

На обвинения в свой адрес телекомпания не реагирует. «Наша главная задача — выпускать эксклюзивные и качественные репортажи. „Аль-Джазира“ будет продолжать работать в своем стиле, представляя разные точки зрения, поддерживая собственную стратегию новостей, показывая обе стороны медали любого события, как она старалась делать с самого начала вещания», — подчеркивает владелец телекомпании шейх Хамад бен Тамер аль-Тани.

Особняком среди мировых коллег стоит служба информации телевидения Северной Кореи. Там все выпуски новостей посвящены в основном репортажам о деятельности лидера страны, товарища Ким Чен Ира, и заслугам его отца, товарища Ким Ир Сена. Ведущие в строгих костюмах официальным тоном рассказывают о достигнутых ими успехах в руководстве Кореи, а стиль подачи новостей напоминает Россию времен «железного занавеса».