Архив

Военная хитрость Мотыля

Как снимали «Женю, Женечку и 'катюшу»

В середине августа 1967 года на экраны страны вышел фильм «Женя, Женечка и «катюша». Несмотря на ограниченный тираж и резкую критику, картину, к неудовольствию партийных чиновников, зрители полюбили. Лето 2007 года для этой ленты стало особенным: в июне отметил 80-летний юбилей ее режиссер Владимир Мотыль, 40 лет исполнилось самому фильму и прошло 10 лет, как не стало одного из авторов сценария «Женечки» Булата Окуджавы.

14 августа 2007 22:17
2007
0

В середине августа 1967 года на экраны страны вышел фильм «Женя, Женечка и «катюша». Несмотря на ограниченный тираж и резкую критику, картину, к неудовольствию партийных чиновников, зрители полюбили. Лето 2007 года для этой ленты стало особенным: в июне отметил 80-летний юбилей ее режиссер Владимир Мотыль, 40 лет исполнилось самому фильму и прошло 10 лет, как не стало одного из авторов сценария «Женечки» Булата Окуджавы.


Ва-банк

Свой первый фильм «Дети Памира» Владимир Мотыль снял в 1963 году. Он был прекрасно воспринят начальством, и казалось, что начинающему режиссеру открыты все дороги. Но Владимиру Яковлевичу около двух лет не разрешали приступить к съемкам следующих картин, закрывая их еще на стадии сценария.

Объяснялось такое отношение киношных чиновников довольно просто: Мотыль принципиально не вступал в штат ни одной из студий, желая оставаться свободным от худсоветов, парткомов, профсоюзов и прочих советских ячеек. А кому хотелось связываться с таким неподвластным режиссером? В то время в печати появились статьи о том, что молодежь не хочет служить в армии, а кинематограф никак не борется с этой проблемой. Что на Западе есть военные комедии, которые привлекают и воспитывают молодых людей, а в СССР таких фильмов нет. И режиссер решил снять именно такое кино. Ему казалось, что это наиболее легкий путь в преодолении цензуры. Набросав основу сюжета о молоденьком интеллигенте, который попал на войну и делает все невпопад, и определившись с основными героями, Мотыль поехал в Ленинград к Окуджаве. Владимир Яковлевич был горячим поклонником его творчества и попросил Булата Шалвовича стать соавтором сценария.

Мотыль объяснил, что хочет, чтобы за основные диалоги, особенно в комедийных сценах, взялся именно он. И Окуджава согласился. Вдвоем они на целый месяц уехали в ялтинский Дом писателей. Поселившись в соседних номерах, они работали по отдельности, прописывая свой кусочек сцены. Затем обменивались рукописями, вычитывали, корректировали их и сводили воедино. Вернувшись в Москву и доделав уже режиссерские поправки, Мотыль понес сценарий на «Мосфильм», где его тут же запретили как не соответствующий указаниям партии, принижающий тему Великой Отечественной войны. И режиссер вновь отправился в Ленинград, только теперь не к Окуджаве, а на «Ленфильм». Настроения, царившие на студии, были либеральнее столичных, и Мотылю разрешили приступить к съемкам. Но спустя некоторое время «Женечку» опять закрыли. Тогда Владимир Яковлевич решился на отчаянный шаг — пошел на шантаж. В тот момент в ЦК пришел заведовать кино давний «знакомый» режиссера Филипп Тимофеевич Ермаш. Именно из-за этого человека Мотылю за «Детей Памира» не дали Ленинскую премию, так как Ермаш утверждал, что картину снял Лев Кулиджанов (на самом деле он, чтобы помочь начинающему режиссеру, только поставил свою фамилию в титрах). И, вспомнив эту нехорошую историю, Мотыль пригрозил Ермашу шумным разоблачением. Чтобы избежать скандала, Ермаш тут же надавил на директора «Ленфильма» — и Владимир Яковлевич приступил к съемкам.


Женя, Женечка и Захар

На роль главной героини Женечки Земляникиной руководством «Ленфильма» была выдвинута актриса Наталья Кустинская («Три плюс два»). По мнению режиссера, Наталья не была похожа на фронтовичку, поэтому, отсняв несколько сцен, Мотыль заявил, что или снимает Кустинскую с роли, или вообще закрывает картину. Ему пошли навстречу, хотя на общих планах актриса все-таки осталась. Владимиру Яковлевичу пришлось вновь искать главную героиню. Посмотрев питерских актрис, режиссер поехал в Москву. Но и в столице он не нашел нужного ему лица. Помог случай: он увидел портрет выпускницы Щуки Галины Фигловской. На тот момент она ушла из профессии, и Мотылю пришлось обратиться за помощью к работникам КГБ, так как выяснилось, что она работала на одном из оборонных заводов. Ее нашли в Подольске. Галина очень удивилась предложению режиссера, но согласилась на пробы, после чего ее тут же утвердили. На роль Захара Косых сразу же после первой пробы взяли Михаила Кокшенова. Именно таким рыжим деревенским крепышом режиссер и представлял Захара. На роль Жени Колышкина Мотыль решил пригласить Олега Даля. Разговор с актером продолжался не более пяти минут, за которые режиссер понял, что снимать будет только его. На «Мосфильме» Даль уже был запрещен, но в Ленинграде эти репрессии еще не действовали. Первые пробы Даль провалил, так как был не в форме после очередного запоя. Вторая попытка оказалась еще хуже первой. И Мотыль решился еще на одни пробы. Олег приехал собранным и внутренне сосредоточенным. Он с легкостью реализовал поставленные перед ним задачи, и пробы прошли блестяще.


Большие маневры


Сразу же после просмотра соответствующей комиссией фильм запретили и уложили на полку. И Владимир Мотыль решил применить военную хитрость и показать картину в политуправлении армии. Самым главным там был генерал армии и убежденный коммунистический идеолог Алексей Епишев. Он как раз уехал в отпуск, и на его месте временно находился флотский адмирал, один из его заместителей. На счастье, он оказался человеком с большим чувством юмора. Адмирал хохотал до слез и сказал, что картина хорошая. Так как фильм получил поддержку армии, то Госкино допустило «Женечку» к показу. Премьера прошла в Доме литераторов, о чем лично договаривался Окуджава (в Доме кино, где традиционно проходили премьеры, показ запретили). Сама картина вышла без рекламы и демонстрировалась в каких-то заштатных кинотеатрах. После «Жени, Женечки и «катюши» Мотылю запретили снимать фильмы. Но этот запрет привел к обратному результату. Режиссер решил взяться за приключенческое кино и снял «Белое солнце пустыни».

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм