Архив

Зачарованные

Как «колдовали» над «Чародеями»

Каждый год 31 декабря… Нет, мы не ходим в баню, а смотрим кино, любимое, родное, которое давно знаем наизусть. Каждый год мы пытаемся найти для себя что-то новенькое, внимательно изучив программу. Но наши телевизоры чудесным образом показывают все те же старые и добрые фильмы. И почему-то без них салат оливье получается не таким вкусным, настроение не таким приподнятым, а ожидание праздника не таким волнующим. Четверть века назад на Новый год впервые показали картину «Чародеи». В преддверии самого любимого праздника «МК-Бульвар» решил произнести несколько тостов в честь этого фильма и вспомнить киноленты, без которых мы не можем представить себе Новый год.

10 декабря 2008 18:59
1388
0

Каждый год 31 декабря… Нет, мы не ходим в баню, а смотрим кино, любимое, родное, которое давно знаем наизусть. Каждый год мы пытаемся найти для себя что-то новенькое, внимательно изучив программу. Но наши телевизоры чудесным образом показывают все те же старые и добрые фильмы. И почему-то без них салат оливье получается не таким вкусным, настроение не таким приподнятым, а ожидание праздника не таким волнующим. Четверть века назад на Новый год впервые показали картину «Чародеи». В преддверии самого любимого праздника «МК-Бульвар» решил произнести несколько тостов в честь этого фильма и вспомнить киноленты, без которых мы не можем представить себе Новый год.


ЗА СМЕЛОСТЬ!

Фильм «Чародеи» появился только благодаря природной наглости режиссера картины Константина Бромберга, до этого снявшего «Приключения Электроника».

Как известно, в начале 80-х годов братьев Стругацких можно было почитать, как и Булгакова, только в самиздате. Поэтому смелое предложение Бромберга экранизировать повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу» просто обезоружило киношное начальство.

Еще Бромберг обратился непосредственно к авторам произведения, чтобы они написали сценарий будущего фильма. Стругацкие согласились, и вскоре был готов немного видоизмененный, дополненный новыми сюжетными линиями сценарий второй части повести «Суета сует». Но Бромбергу и в этом случае хватило смелости заявить мэтрам советской фантастики, что их работа никуда не годится.

Стругацкие переписывали сценарий 15 раз, внося все новые и новые режиссерские коррективы. В результате авторы «Понедельника» разругались с режиссером и долгое время всячески открещивались от фильма «Чародеи», утверждая, что он не имеет ничего общего ни с их повестью, ни с их сценарием.

Как ни странно, но именно после «Чародеев» Стругацкие стали безумно популярными. И спустя много лет даже заявили, что мюзикл получился недурной и работу над ним они вспоминают без отвращения.


ЗА ДАЛЬНОВИДНОСТЬ!

Около сотни актеров разных возрастов и регалий приходили пробоваться на роли в картину. Выбор был долгим и мучительным. Но зато получилось то, что получилось.

На главную роль Алены Бромберг приглашал первых красавиц страны: Ирину Алферову, Елену Проклову и Елену Цыплакову, Наталью Белохвостикову и Ирину Муравьеву. Но кто-то для сотрудницы волшебной фирмы был слишком интеллигентной, кто-то слишком красивой, а кто-то слишком простой. Настоящую ведьму смогла изобразить на пробах только Александра Яковлева, ей и решили отдать главную роль.

По задумке режиссера влюбленные Алена Санина и Иван Пухов должны были смотреться в кадре идеально, поэтому для холодной красавицы Яковлевой очень долго не могли подобрать вторую половинку. Пробовали Александра Проханова, Игоря Костолевского и Игоря Старыгина, Олега Янковского и Ивара Калныньша. Иванушку не могли подобрать так долго, что съемки начали без главного героя и при необходимости использовали дублера. И только когда пригласили на пробы Александра Абдулова, поняли — вот он, Иванушка. Абдулов пришелся по душе и своей будущей партнерше, с которой смотрелся просто великолепно. Единственная трудность возникла у актера со временем. Помимо работы в театре он уже снимался в четырех картинах. Поэтому над «Чародеями» пришлось работать ночью. Благо основные сцены снимали в лабиринтах «Останкина», куда пускали только в ночное время.


ЗА ЧУДЕСА!

Разве можно снимать кино про чудеса и самому с ними не столкнуться? Уже начались съемки «Чародеев», когда Константину Бромбергу, офицеру запаса, пришла повестка на военные сборы. Режиссер обратился за советом к Аркадию Стругацкому. Ведь поездка, которая планировалась минимум на месяц, могла поставить крест на картине.

Писатель сказал: «Иди и действуй по обстановке» — и на всякий случай дал свою книгу с автографом. Офицер в военкомате Бромберга внимательно выслушал, а потом поинтересовался: действительно ли он знаком со Стругацкими. А потом мечтательно произнес: «Вот бы их книжку достать». Естественно, книга, да еще с автографом, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Офицер тут же заставил Бромберга писать заявление об утере военного билета. А вскоре принес новенький, в котором была указана совершенно другая специальность. И с которой режиссера больше никто и никогда на военные сборы не приглашал. Так что чудеса встречаются не только на экране, но и в настоящей жизни.


ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА

«Морозко»

Под Новый год так хочется верить в сказку и Деда Мороза. Может быть, поэтому уже 44 года подряд этот фильм популярен не только у детей, но и у взрослых.

Как часто у нас это бывает, зимнюю историю о доброй Настеньке, Иване и Морозко начали снимать весной. Поэтому все снежные красоты пришлось искать на Кольском полуострове, под Мурманском. Оказалось, что там существуют самые настоящие сказочные леса и даже бывает северное сияние. А вот летние виды снимали рядышком, под Звенигородом. «Морозко» впервые показали в канун 1965 года.

«Ирония судьбы, или С легким паром»

Этот фильм вселяет надежду в тех, кто надеется встретить свою любовь в следующем году. Главную новогоднюю сказку страны снимали за год до премьеры. Как назло, зима 75-го была малоснежной. Натуру снимали на юго-западе Москвы, поэтому все улицы, попадавшие в кадр, посыпали пенопластом.

Пока ждали премьеры, вокруг картины ходили всевозможные слухи. Говорили, что «Иронию судьбы» запретили из-за пропаганды пьянства. Но вот уже 34-й год подряд ее смотрят миллионы телезрителей и надеются, что в следующем году все будет хорошо.

«Джентльмены удачи»

Премьера фильма состоялась 13 декабря 1972 года. И он стал настолько популярным, что вскоре решили — показ «Джентльменов» в новогодние праздники будет отличным подарком телезрителям. Правда, вначале фильм хотели запретить из-за того, что главные герои — бандиты, которые разговаривают на тюремном жаргоне. Но фильм отстоял тогдашний министр внутренних дел Николай Щелоков. Он так хохотал, что не было слышно экранных героев.

«Джентльмены удачи» с трудом можно назвать новогодней комедией, хотя именно встреча Нового года сблизила и изменила героев картины.

«Карнавальная ночь»

Эту историю снимали летом. Начинающий режиссер Эльдар Рязанов предпочел работать не в павильонах «Мосфильма», а в настоящих интерьерах, большинство из которых находились в коридорах и фойе Театра Советской Армии.

Еще не смонтированный материал посмотрели мэтры отечественного кино и вынесли вердикт: скучно и бездарно. Поэтому премьеры этой картины никто не ждал.

«Карнавальную ночь» закончили в рекордный срок в пять месяцев. И 29 декабря 1956 года ее показали по телевизору. Прошло больше половины века, а молодые люди до сих пор мечтают встретить Новый год в такой компании.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен