Архив

Зайцев в полдень косили…

Ильф и Петров замолвили слово за московских безбилетников

Билетных контролеров мы, конечно, опасаемся, но не очень-то боимся: ну заловит, ну высадит… Однако отнюдь не всегда «контролерово племя» было таким безобидным.

20 августа 2007 18:21
1426
0

Билетных контролеров мы, конечно, опасаемся, но не очень-то боимся: ну заловит, ну высадит… Однако отнюдь не всегда «контролерово племя» было таким безобидным.

В истории пассажирского транспорта Москвы были по крайней мере два периода, когда встреча контролера с безбилетником могла обернуться для последнего многомесячным тюремным заключением! (К слову сказать, именно в результате появления таких драконовских законов и появился в народе знаменитый термин — заяц.)

Первая волна «контролерского террора» прокатилась по столичным трамваям-автобусам в середине 1930-х.

Чтобы одернуть чересчур уж разбаловавшуюся публику, городские власти отдали распоряжение: приравнивать отныне неоплаченный проезд в транспорте к «злостному нарушению общественного порядка». А за подобное прегрешение, по тогдашнему Уголовному кодексу, можно было запросто получить тюремный срок.

И получали! Особо вопиющий случай наказания за неправильную оплату проезда даже привлек внимание наших известных писателей-острословов Ильфа и Петрова. В газете «Правда» они опубликовали фельетон «Дело студента Сверановского», рассказав о том, что 28 апреля 1935 года некий молодой человек по имени Михаил Сверановский, ехавший на трамвае в свой родной автомеханический институт, был уличен ревизором в том, что вместо 15-копеечного билета купил 10-копеечный (в то время практиковалась оплата по станциям — в зависимости от дальности поездки). В итоге решительных «контролеровых» действий несчастный студиозус вместо институтской аудитории оказался в милиции и после составления протокола был посажен за решетку в КПЗ. А еще через 10 дней состоялся суд, который и приговорил беднягу Сверановского к двум годам тюрьмы «за хулиганство». Вот уж сэкономил пятачок, бедолага!

Впрочем, со временем столь жестокие меры против безбилетников сошли на нет (а может, и фельетон свое дело сделал). К 1937 году было уже совершенно не актуально ловить граждан на подобных мелочах, были заботы посерьезнее.

Следующий всплеск борьбы с «пассажирским беспределом» пришелся на 1947 год. В преддверии празднования 800-летия Москвы решили навести порядок на столичных улицах. Безбилетный проезд и столь популярная тогда у москвичей езда на «колбасе» (на трамвайном буфере-сцепке, выступающем позади каждого вагона) попали в разряд «нарушений общественного порядка» и могли караться сроком от трех до пяти.

В наземном транспорте тогда провели несколько масштабных «зачисток» с привлечением крупных милицейских сил. Именно сотрудники МВД отлавливали безбилетников, снимали «халявщиков», гроздьями облеплявших полюбившуюся им трамвайную «колбасу». Часть из этих нарушителей — те, кто поприличнее — отделывались внушительными штрафами, а вот другим повезло куда меньше: они угодили на тюремные нары, были высланы из столицы…

Акции устрашения дали ожидаемый результат. Москву «почистили», безбилетников припугнули… И главное — от поездок на сцепке, которые сплошь и рядом кончались несчастными случаями, публику отучили. А тут как раз и новые модели трамваев стали на линии поступать — уже вовсе без «колбасы».