Архив

Готовь школу к осени

В каждом округе Москвы ученики заговорят по-японски

До начала учебного года осталось всего ничего. Что нового ожидает столичных ребят 1 сентября? Какие новые учебники и предметы появятся в классах? Об этом корреспонденту «РД» рассказали специалисты Департамента образования Москвы.

24 августа 2007 16:47
930
0

До начала учебного года осталось всего ничего. Что нового ожидает столичных ребят 1 сентября? Какие новые учебники и предметы появятся в классах? Об этом корреспонденту «РД» рассказали специалисты Департамента образования Москвы.

— С 1 сентября все столичные школы переходят на новый базисный учебный план, — говорит главный специалист департамента Наталья ВАГАНОВА. — Он составлен на основе федерального плана, но с учетом того, что уже сделано в Москве. Что изменит этот план в жизни московских альма-матер?

1. Прежде всего увеличится количество учебных часов на иностранные языки. Теперь во всех классах будет не менее трех уроков иностранного в неделю. Причем все больше столичных школ переходят на изучение иняза со 2-го и даже с 1-го класса, а с 5-го вводится и второй иностранный язык.

Наряду с традиционными английским, французским и немецким в классах все чаще звучит испанский, итальянский, корейский и китайский языки. А японский Департамент образования решил ввести в каждом городском округе — как минимум в одной школе.

2. Расширится и преподавание национальных языков. Этнокультурное обучение началось в столице 20 лет назад. Сегодня школ с национальным уклоном уже 130. В них можно изучать литовский, армянский, татарский, украинский, белорусский, еврейский, турецкий, румынский и другие языки, а также соответствующую литературу, историю, культуру и пр.

Но этношкол все равно не хватает — многие родители жалуются, что приходится возить детей в «свои» альма-матер буквально через весь город. Поэтому в обычных районных школах начнут открывать классы с этнокультурным компонентом. Однако проблема это сложная, требует взвешенного и осторожного подхода, чтобы не возникли конфликты на национальной почве.

3. Детей мигрантов в Москве станут еще активнее обучать в школах и группах с преподаванием русского языка как неродного. Большинство ребятишек из стран СНГ плохо знают русский.
— Проблема решается двумя путями, — говорит Наталья Ваганова. — В районных школах открываются факультативы по преподаванию русского языка как неродного, занятия проходят два часа в неделю. В минувшем учебном году их было 252. А если ребенок совсем не понимает по-русски, его направляют в школу русского языка, где целый год с ним занимаются только великим и могучим. И заодно адаптируют к жизни в городе. Эти учебные заведения работают как школы полного дня, по сути, они помогают детям мигрантов приспособиться к новым условиям обитания. Ведь многие ребята из бывших республик СССР плохо представляют себе, что такое мегаполис: не умеют переходить улицы, пользоваться транспортом, покупать продукты в магазине и пр.

В Москве уже открыто 10 школ русского языка, в их классах учатся разновозрастные дети. По окончании им выдаются сертификаты, и ребята могут устроиться в обычные районные школы, чтобы получить российский аттестат.

4. В новом учебном году увеличится количество часов по математике — на 1 урок в неделю в 7—9-х классах. А вот число часов на физкультуру не изменится — будет по-прежнему два в неделю.

5. В 10—11-х классах появится новый предмет — «Экология Москвы и устойчивое развитие» (1 урок в неделю). Его разработала группа преподавателей во главе с экс-министром образования Геннадием Ягодиным. «Экологию» тестировали в течение шести лет в нескольких столичных альма-матер, а теперь решили ввести во всех городских школах. В Департаменте образования уверяют, что это не приведет к увеличению нагрузки на старшеклассников.

6. Для старшеклассников выпущено новое учебное пособие — «Религии мира» под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна. Оно предназначено для факультативного изучения основных мировых религий.

7. Все больше московских школ переходит на профильное обучение (когда в двух старших классах сами школьники выбирают ряд дисциплин, которые изучают углубленно). В новом учебном году таких школ будет уже 85%, причем в 15% городских альма-матер учебные планы уже строятся с учетом индивидуального графика школьника: для каждого старшеклассника он свой.

8. В новом году 41 столичное учебное заведение станет «Школами будущего». В них будут реализованы новейшие методы обучения, в том числе с использованием самых современных информационных технологий. В числе этих школ — только что построенная № 2030, самая большая в Европе.

В 2006 году 15 «Школ будущего» получили от московского правительства гранты на развитие — по 1 миллиону рублей, а в этом году им выделят уже 400 миллионов рублей.

Если в целом посмотреть на столичные школы, то надо отметить: Москва постепенно выползает из демографической ямы. Количество учеников снижается только в старших классах, а вот в «началке» их число увеличивается. Это позволяет московским педагогам строить весьма оптимистические планы на будущее — сокращение и безработица им не грозят.