Архив

…и стакан парного молока

«РД» отправился в поликлинику и собрал рекомендации невролога, окулиста, ортопеда и диетолога

Каникулы подходят к концу, впереди — новый учебный год. Что нужно знать родителям, чтобы здоровье их детей не ухудшилось при увеличении умственной и физической нагрузки?
Мы заглянули в одну из московских детских поликлиник № 7 микрорайона «Вешняки» Восточного округа, где уже завершены профилактические осмотры нынешних первоклашек узкими специалистами, а их родители получили конкретные рекомендации врачей.

24 августа 2007 17:41
1727
0

Каникулы подходят к концу, впереди — новый учебный год. Что нужно знать родителям, чтобы здоровье их детей не ухудшилось при увеличении умственной и физической нагрузки?

Мы заглянули в одну из московских детских поликлиник № 7 микрорайона «Вешняки» Восточного округа, где уже завершены профилактические осмотры нынешних первоклашек узкими специалистами, а их родители получили конкретные рекомендации врачей.

Практически здоровых детей, которые в этом году идут в 1-й класс в отдельно взятом столичном микрорайоне «Вешняки» Восточного округа, врачи детской городской поликлиники № 7, обследовав почти 400 малышей, насчитали всего 45%. Примерно 10% — хроники (на первом месте — проблемы с опорно-двигательным аппаратом, в т. ч. нарушение осанки, и плоскостопие); на втором месте — эндокринологические заболевания.

Остальные имеют функциональные отклонения, и если на них вовремя обратить внимание, многих проблем со здоровьем детей в будущем можно избежать.

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА КОРОЛЕВА, ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ № 7, ВРАЧ-ПЕДИАТР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ:

— Все нынешние первоклассники прошли целевую полную диспансеризацию. И в зависимости от выявленной патологии мы их направляли в Окружной консультативный диагностический центр при нашей поликлинике. Там детей дообследовали и дали лечебные рекомендации. В результате — по каждому ребенку педиатр написал врачебное заключение (эпикриз), заполнил медкарту формы № 26. Эта карта будет сопровождать ребенка до окончания школы. В нее внесены заключения всех врачей и даны советы родителям, педагогам и медработникам школ. Бывает, кого-то из ребят освобождаем от школьных завтраков и обедов. Родителям таких детей выдают денежную компенсацию, и они сами должны заботиться о питании ребенка в школе. Также даны рекомендации по санаторно-курортному лечению. А некоторым выписываем спецсправки о дополнительном выходном дне в неделю. Кому-то рекомендуем обучение на дому — к счастью, таких детей не так много. Как правило, это малыши с тяжелым диагнозом, дети-инвалиды, кто не сможет выдержать нагрузку в школе… Детей с отклонением в здоровье чаще мы выявляли в семьях, где ребенок не соблюдает режим дня. Этим родителям сейчас важно прислушаться к советам врачей, помочь своим детям выровняться. Нагрузка на ребенка с каждым годом будет только возрастать — и патологии усугубятся.


ОРТОПЕД


ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА СКРИПКА, ОРТОПЕД:

— Уже до школы очень многие дети неправильно сидели и приобрели нарушение осанки. Очень важно правильно организовать рабочее место первоклассника. Стол должен быть на уровне груди, его поверхность гладкой и наклонной. Стул с твердым основанием (не на колесиках). Спинка стула — удобной (лучше — ортопедической, соответствовать изгибу позвоночника). При письме между краем стола и грудью должен проходить кулачок ребенка.

Правильно ли малыш сидит за столом, можно легко проверить: поставьте руку ребенка локтем на стол, чтобы пальчики его руки доставали до уровня глаз. Ноги всей ступней должны стоять на полу, ни в коем случае не висеть. Руки должны лежать на столе, свисают только локти.

Читать, рисовать и даже заниматься лепкой лучше всего, сидя за своим рабочим столом. Это очень важно, чтобы ребенок имел свое рабочее место. Потому что школа — это уже работа.

Для ребенка 6—7 лет, который идет в школу, обувь должна быть по ноге, не на вырост. Из жесткой кожи и с жестким задником, чтобы держала форму стопы. Каблучок — 2—3 см (не на танкетке). А подметка должна гнуться.


ОФТАЛЬМОЛОГ

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ЧУЕВА, ВРАЧ-ОКУЛИСТ:

— Запрет на телевизор и компьютер для шести-семилеток не прихоть врачей. Как бы ни был защищен экран, частота мерцания его очень сильно ухудшает зрение, а оно у ребенка еще не совсем сформировано. Поэтому смотреть телевизор и заниматься у компьютера больше часа в день детям такого возраста просто опасно.

Идеально: компьютер лучше вообще детям этого возраста не показывать.

Для хорошего зрения и высота парты имеет значение — она должна соответствовать росту ребенка. Если сидеть согнувшись, защемляются мышцы шейного отдела, а значит, нарушается питание сосудов головного мозга, отсюда недостаток питания сосудов глазного дна, спазмы глазных мышц, и как следствие — близорукость.

Свет при подготовке к урокам лучше дневной. Ребенок не должен сидеть спиной к окну. Вечером обязательно включать верхний свет и настольную лампу. Свет должен падать слева.

Гимнастика для глаз на расслабление и укрепление глазных мышц:

1) нарисуйте черную метку на стекле, и пусть ребенок по 5—7 секунд смотрит вдаль на определенный предмет, а потом — на черную метку (10 раз);

2) зажмурить глаза и резко открыть их (10 раз);

3) поморгать глазами (10 раз);

4) повращать глазами в одну-другую сторону, вверх-вниз, вправо-влево, выписывать восьмерку (по 10 раз).


НЕВРОЛОГ

ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РУМЯНЦЕВА, НЕВРОЛОГ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ВОСТОЧНОГО ОКРУГА, ВРАЧ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ:

— Сейчас очень многие дети читают с пяти лет, сидят у компьютера чуть ли не с пеленок, часами сидят у телевизора. Отсюда — множество проблем. Такие дети уже переутомлены. Они часто заикаются, у них нередки нервные тики. Все это возникает на фоне гиперактивности и элементарного несоблюдения режима дня. В ближайшем будущем все эти негативные предпосылки грозят заболеваниями. Я бы советовала одновременно с поступлением ребенка в школу отправлять его на спортивные секции (танцы, бассейн и т. д.). Именно физические занятия помогут снижать стресс, который, безусловно, малыши испытают в школе.

Распорядок дня

1. Подъем должен быть за час до школы, в одно и то же время.

2. После школы ребенок не должен сразу садиться за уроки. Перерыв — час—полтора. За это время поесть, отдохнуть, позаниматься любимым делом, погулять на улице.

3. Подготовка к урокам не должна занимать больше часа. Через каждые 10—20 минут — отдых. Задача родителей — постепенно приучать ребенка к организации своего учебного времени, чтобы он знал, если сел за рабочий стол, должен заниматься.

4. Дальше — свободное время (секции, кружки, рисование, чтение любимой книжки); короткое время просмотра телевизора (не более 30 минут в день). Лично я больше за то, чтобы ребенок как можно больше двигался, находился на свежем воздухе.

5. Спать ложиться обязательно в одно и то же время. За полтора—два часа до сна — никаких игр, ни компьютера, ни телевизора.

6. За два часа перед сном ничего не есть. В лучшем случае — яблоко или другой фрукт, стакан кефира. Можно стакан теплого молока с чайной ложкой меда — в качестве снотворного.


ДИЕТОЛОГ

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА КОРОЛЕВА, ВРАЧ-ПЕДИАТР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ:

— Для школьника младших классов обязательно четырехразовое питание (завтрак, обед, ужин, плюс полдник). В школе — горячие завтрак и обед (сухоядение — бутерброды, булочки и т. д. — недопустимо). К сожалению, родители, если у их детей есть отклонения в здоровье, стараются взять компенсацию и давать в школу бутерброды. Мы против этого.

Дома, перед школой, тоже необходим нормальный завтрак — кашки, творожок, йогурты, чай. Обед с первым блюдом в одно и то же время.

В полдник — фрукты, кисломолочные продукты (перекусы между едой нежелательны, т. к. это ведет к желудочно-кишечным расстройствам, к ожирению). К сожалению, среди шестилеток процент ожирения растет — связан именно с несоблюдением режима питания.

Исключите из меню все острое, соленое, копченое, пережаренное, жирное; газированные напитки — «спрайты», «колы», «фанты», «пепси». Эти напитки особенно вредны, если у ребенка есть отклонения в неврологии и желудочно-кишечном тракте. Идеально: пить минеральную негазированную воду (норма — до 1 литра жидкости в день).

В рационе первоклассника обязательно должны быть мясо, рыба — это полноценный белок, который нужен для строения клеток растущего организма, молочнокислые продукты. А также фрукты и овощи, выросшие в нашей средней полосе.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях