Архив

Роковые пупсы

Как выбрать ребенку «правильную» игрушку?

Самой кошмарной игрушкой моего детства был пластмассовый крокодил красного цвета. Но у меня
о нем остались какие-то теплые и уютные воспоминания.
Какие воспоминания останутся у современных детей, играющих в жутковатых человеков-пауков, роботов-киборгов или пластмассовые наручники? Психологи от таких мыслей тоже в шоке. Недавно они предложили ввести в столице психолого-педагогическую экспертизу игрушек.

31 августа 2007 22:46
992
0

Самой кошмарной игрушкой моего детства был пластмассовый крокодил красного цвета. Но у меня
о нем остались какие-то теплые и уютные воспоминания.

Какие воспоминания останутся у современных детей, играющих в жутковатых человеков-пауков, роботов-киборгов или пластмассовые наручники? Психологи от таких мыслей тоже в шоке. Недавно они предложили ввести в столице психолого-педагогическую экспертизу игрушек.


Покемон без образа и подобия

Вердикт психологов однозначен: большинство продающихся у нас игрушек уродует психику детей. В лучшем случае они просто бессмысленны для развития малыша, в худшем — вредны. Ведь если на соответствие саннормам игрушки проверяют, то экспертизы влияния игрушек на развитие ребенка в России нет. А жаль. Что же у нас продают?

Каждый производитель игрушек решает сам, что ему производить и как. Специалистов в области педагогики «игрушечные» заводы и фабрики, как правило, не держат. И весьма смутно представляют себе развивающие возможности производимого ими товара.

Тем временем современные куклы уходят от образа человека все дальше, говорит Елена Смирнова из Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Вместо пупсов малышам предлагают черепашек-ниндзя, покемонов, монстров… Чем страшнее и ужаснее игрушка, тем больше на нее спрос, считают продавцы. Да и покупатели от них не отстают: по данным соцопросов, превыше всего они ставят «прикольные» и шокирующие изделия. И, конечно, часто ориентируются на рекламу.


Беременная Барби и писающий мальчик

С другой стороны, психологи в ужасе от такой тенденции современной кукольной индустрии, как излишняя натурализация и детализация образа. Яркий пример — различные «бэби бон» — в отличие от пупсиков советского времени, размером они с настоящую «ляльку», да и похожи на нее вплоть до складочек на теле и отверстий в известных местах. Мало того: они могут есть, пить, плакать, смеяться, писать и какать. Но вершиной натурализма психологи считают беременную Барби, без затей раскрывающую девочкам процесс родов — (младенца можно достать из живота и положить на место).

Впрочем, Барби отдыхают по сравнению с куклой Братз — девочкой-подростком типа мультяшной Глюкозы.

Яркий макияж и сексуальность придают ей излишнюю порочность, считает Смирнова. Как и к Барби, к Братз прилагается широкий арсенал женского имущества (вплоть до сапог, которые снимаются вместе с ногой).

Еще один вид излишней детализации — ярко-выраженные эмоции (до 15!) кукол: гримасы, плач, ор и пр. Иногда доходит до маразма: у кукол отчетливо видны прыщи, мешки под глазами, морщины, обвислые животы. Хуже всего, что эмоциональные маски у кукол часто не меняются (если плачет, то постоянно) — для ребенка это дополнительный стресс. Надо помнить, что дети подсознательно перенимают характер куклы и копируют ее повадки. Стало быть, от выбора куклы зависит и душевное здоровье малыша.


То ли кукла, а то ли конструктор

Следующую жутковатую тенденцию психологи называют дегуманизацией. Например, куклы-манекены. Женские головы для макияжа или причесывания предлагаются детям от трех лет. «В манипуляциях с головой, отчлененной от тела, есть что-то античеловеческое», — говорит Смирнова. А в последнее время по отдельности продаются даже руки-ноги (для маникюра-педикюра) и части тела для тату.

Еще одна тревожная тенденция — нарастающая автоматизация. Она убивает детскую активность и блокирует фантазию, считают психологи. Зачем что-то изобретать, когда нужно делать то, что велит кукла? А если кукла не стимулирует ребенка к игре, значит, быстро ему надоедает. Итог: ребенок начинает требовать все больше игрушек. Даже то, что к кукле прилагается масса аксессуаров (всякие домики-плиты-косметика для Барби) превращает ребенка в коллекционера и опять же тормозит развитие его личности.


* * *

Вопрос на засыпку: почему родители все это покупают? Чаще всего потому, что о вреде не догадываются. В большинстве случаев игрушки выбирают и покупают стихийно. При покупке взрослые ориентируются на внешний вид и аннотацию, где чаще всего сказано, что товар предназначен для детей старше 3 лет. Таким «клеймом» снабжают и совсем уж погремушки для малышей, и сложные логические головоломки для младшеклассников.

Тем временем, игрушка — основной инструмент формирования мировоззрения, культуры и развития детей от 0 до 7 лет. И, по мнению специалистов, ее нужно исследовать с точки зрения влияния на развитие ребенка. Они настаивают на введении в городе добровольной психолого-педагогической экспертизы для продающихся игрушек (в т. ч. компьютерных игр), а для тех игрушек, что поступают в детсады, — обязательной. Экспертиза должна установить, для какого возраста какая игрушка. А также определить, насколько игрушка вредна (или полезна) для малыша.

ИДЕАЛЬНАЯ ИГРУШКА ДОЛЖНА:

1 Соответствовать возрасту

2 Быть простой и доступной. Многие думают, что чем больше свойств у игрушки, тем лучше. Это не так. Например, пластмассовый слоник-телефон-паровоз на колесах в одном лице дезориентирует малыша.

3 Быть интересной ребенку, а не взрослому. Часто мама покупает игрушку, потому что она кажется ей красивой. Ребенок может придерживаться иного мнения.

4 Стимулировать действия ребенка. Заводная кукла или электронный тамагочи никогда не пробудит творчество в ребенке.

5 Поощрять самостоятельность. Не кукла должна управлять ребенком, а ребенок куклой. Поэтому матрешки и пирамидки куда полезнее Барби.

6 Вызывать добрые, гуманные чувства. Насилие, жестокость, агрессивность недопустимы.

В МИРЕ

* В Германии более полувека работает общественный институт со штатом социологов, психологов, педагогов, врачей, которые проводят оценку всех игрушек, поступающих в продажу.

* Во Франции есть закон о безопасности игрушек.

* В Испании при поддержке государства распространяют брошюру, как правильно выбирать игрушки и как защитить детей от некачественной продукции.

* В России есть стандарты санитарных и технических требований к игрушкам. В 2000 году создали экспертный совет, который должен был заниматься экспертизой настольных, компьютерных игр и игрушек. Но его распустили. Недавно на «круглом столе» в Госдуме предложили включить производство игрушек в перечень социально-значимых отраслей.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ИГРУШКИ:

ГРУППА 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию. Те, с кем можно общаться или обращаться как с живыми персонажами. Мишки, собачки, куклы. Наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр. Наборы с деталями костюмов и прочими атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, пожарный шлем). Транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки). Такие игрушки для ролевых игр нужны детям 3—6 лет.

ГРУППА 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Кубики, паззлы, конструкторы, мозаики, лото, домино. Подходят малышам 1—3 лет, которые овладевает различными действиями с предметами, пытаются соотносить форму, размер, расположение деталей.

ГРУППА 3. Игрушки для физического развития и воспитания. Мечи, кегли, обручи, скакалки. Нужны детям всех возрастов.