Дай лапу на здоровье мне!
В Москве взрослых и детей, страдающих серьезными заболеваниями, реабилитируют животные
Врач разведет руками, а медсестра напишет в медицинской карте диагноз, который звучит как приговор, — синдром Дауна, ДЦП, аутизм… В голове родителя сразу, словно молнии, простреливает мысль: что делать? У кого просить помощи?
Увы, лекарства, гарантирующего стопроцентный результат, не существует. Но помочь адаптировать больного ребенка к жизни может анималотерапия (реабилитация благодаря животным). Каким образом кони, кошки и дельфины помогают маленьким пациентам — выяснял корреспондент «РД».
Врач разведет руками, а медсестра напишет в медицинской карте диагноз, который звучит как приговор, — синдром Дауна, ДЦП, аутизм… В голове родителя сразу, словно молнии, простреливает мысль: что делать? У кого просить помощи?
Увы, лекарства, гарантирующего стопроцентный результат, не существует. Но помочь адаптировать больного ребенка к жизни может анималотерапия (реабилитация благодаря животным). Каким образом кони, кошки и дельфины помогают маленьким пациентам — выяснял корреспондент «РД».
Положительное воздействие животных на здоровье человека отмечали еще в древности. Так, например, в Древней Греции лечили болезни сосудов общением с кошками (считалось, что урчание кошки излучает полезную вибрацию, которая хорошо влияет на сосуды головного мозга). В пятом веке до н. э. Гиппократ отметил, что контакт с лошадьми — прекрасное средство восстановления душевных и физических сил. В Европе анималотерапию как нетрадиционный метод реабилитации признали в семнадцатом веке — первопроходцем здесь стала Англия (в 1792 году в английском городе Йорк терапию с животными начали использовать в работе с душевнобольными). В России «реабилитация животными» появилась сравнительно недавно: например, иппотерапию (реабилитация с помощью лошадей) в советские времена первыми попробовали в Грузии.
— Иногда для больного человека, особенно ребенка, наиболее важны не непосредственно терапия с ее упражнениями, а психологический момент, возникающий в процессе общения с животными. Ведь животному все равно: как ты выглядишь и какие у тебя дефекты. Взамен на добро собака, кошка или лошадь в любом случае будут платить добром. Именно этой честности и доверия не хватает людям в нашем мире, — говорит психолог детского реабилитационного центра «Наш солнечный мир» Инна Карпенкова.
По сути, немой разговор с любимым домашним зверем уже можно назвать анималотерапией: взаимодействие с доверительно настроенным питомцем помогает избавиться от стресса, унять пульсирующую боль в висках.
Такую «обыденную» анималотерапию называют ненаправленной. Направленной анималотерапией занимаются в специальных местах, куда люди приходят, чтобы обратиться к помощи животных — как маленьких братьев наших меньших, так и очень серьезных зверей.
Целебная холка
— Ну-ка, теперь давай ляжем на спинку! — инструктор по иппотерапии Вера Еланская помогает ребенку медленно лечь спиной на круп лошади.
Арине всего пять лет — это одно из первых ее занятий иппотерапией. У девочки серьезная форма психоэмоционального нарушения. На лошади Арина держится уверенно — иногда даже поглаживает своего серого Сивку-Бурку по холке. Упражнения, которые 5-летняя девочка выполняет, сидя на лошади, несложны — лечь на круп, а потом наклониться к шее лошади и обнять ее. Но больше всего Аришке нравится «летать» на своем коне — малышка с улыбкой раскидывает руки в стороны, гордо восседая в седле.
— Больные дети воспринимают лошадь как нечто большое, к чему можно прислониться и кому можно довериться, — комментирует инструктор Вера Еланская, — эмоциональное воздействие лошади на ребенка действительно играет большую роль в реабилитации.
Групповые занятия иппотерапией должны проходить в соответствующей обстановке — сегодня лошади катают своих юных седоков по Люблинскому парку. Лошади идут спокойным, размеренным шагом, а иногда пускаются в рысь. Инструктор спрашивает Арину, хочет ли она выполнить то или иное упражнение. Наездница или довольно кивает, или капризно качает головой.
— Конечно, вылечить серьезное психическое расстройство иппотерапией нельзя, — объясняет Вера, — но бывает и так, что состояние ребенка настолько стабилизируется, что он ходит в обычную школу и живет вполне нормальной жизнью.
Иппотерапию рекомендуют детям с синдромом Дауна, с детским церебральным параличом (ДЦП), аутизмом, генетическими заболеваниями и многими другими недугами…
Для каждого маленького пациента терапевт разрабатывает свой курс упражнений на лошади: детям с нарушенной координацией движений нужно больше двигаться, малышам с нарушенной психикой — больше общаться.
— Кроме непосредственно реабилитационной процедуры, дети получают еще и мощный эмоциональный положительный заряд, развивая навык общения. Ребенок сотрудничает с лошадью, учится строить с ней отношения и взамен получает тоже доброе, дружеское отношение животного, — считает инструктор по иппотерапии.
— У каждого животного есть свои уникальные особенности, которые используются в анималотерапии, — комментирует Инна Карпенкова. — У лошади есть три главных достоинства — ее шаг, ее размер и температура тела. По своему ритму шаг лошади напоминает ходьбу здорового человека, кем и ощущает себя в момент занятия ребенок. Температура тела у лошади выше, чем у людей, — что полезно для людей при всех заболеваниях. А внушительный размер животного поможет больному ребенку увидеть в хвостатом товарище своего защитника. И кстати, у лошади есть еще одна уникальная особенность — это готовность общаться с людьми.
В иппотерапии есть дополнительное специальное упражнение для детей, страдающих ДЦП, — просто… дружеское похлопывание лошади (если ребенок с неловкими движениями погладит, например, хомячка, то своими резкими движениями он только повредит животное и сам испытает шок).
— Самой лошади такие хлопки только приятны, отчего ребенок чувствует себя только увереннее, — считает Инна Карпенкова.
Важной особенностью иппотерапии является возможность управлять лошадью — самооценка ребенка значительно повышается, он чувствует, что именно его слушается большое животное. Ощущения, которое, согласитесь, дети, находящиеся под постоянной опекой взрослых, испытывают редко.
Доктор Флиппер
Вечно улыбающийся дельфин у многих ассоциируется с мечтой. Мечтой, к которой можно прикоснуться, он становится и для больных детей. Реабилитация дельфинами, как и иппотерапия, рекомендуется при различных тяжелых заболеваниях. Дельфинотерапия — это и мощнейший антидепрессант, который может помочь снять стресс. Тем более что сами волны, пусть не морские, а в бассейне, уже успокаивают — положительное влияние воды на эмоциональное состояние человека известно всем.
Яков улыбается счастливой улыбкой — большая редкость. Маленькими ручонками паренек хватается сразу за двух дельфинов. Это, кстати, самый распространенный вид упражнения — ребенок двумя руками держится за плавники дельфинов, образуя своеобразный водный буксир.
— Само общение с дельфинами, безусловно, оказывает целительный эффект, — комментирует Инна Карпенкова.
По словам Карпенковой, главная целительная особенность дельфинов состоит в ультразвуковом излучении, которое идет от этих морских прыгунов. Ультразвуком дельфин как бы настраивается на волну ребенка, с которым входит в контакт.
За самой эффективной дельфинотерапией лучше ехать на море, в места обитания самих хвостатых докторов.
Дело в том, что там флипперы содержатся в открытой акватории, где ничто не мешает им излучать свой ультразвук в полной мере. В бассейне эффективность ультразвука несколько снижается, встречая преграду в виде бортиков бассейна.
— Дельфины — самые любимые мои животные, — говорит двенадцатилетний Яков.
— Я хочу, чтобы дельфин стал символом Олимпиады в Сочи, — делится мальчик своими мечтами.
Мурка Гиппократа
Еще один, не менее популярный вид анималотерапии — фелинотерапия, то есть целительное общение с кошками. Достоинство фелинотерапии в том, что к ней можно приспособить любую положительно настроенную кошку, в том числе и свою домашнюю мурку.
— Фелинотерапия станет хорошей диагностикой, — говорит Инна Карпенкова, — есть даже такая примета, что кошки всегда ложатся на больное место. Особенность кошачьих докторов — их урчание, которое на деле превращается в вибрацию, полезную организму. Возможно даже, что кошки обладают еще какими-то магическими свойствами.
Терапевтическое воздействие мурзиков будет полезно для больных с нервными расстройствами, а особенно — для детей, страдающих недугами сердца, и, как это ни странно, костной системы. Дело в том, что любимое нами мурлыканье кошки издает звуковые колебания, частота которых значительно уплотняет кости.
Никаких особенных упражнений в фелинотерапии не предусмотрено — достаточно просто повозиться со своей кошкой. А главное, это можно сделать дома.
Некоторые умельцы приспособляют своих пушистых любимцев для облегчения головной боли — для этого достаточно просто уткнуться в шерсть мурки головой, закрыть глаза и полежать в таком положении около минуты. Правда, это упражнение рекомендовано больше взрослым.
Собака — друг человека и помощник врача
Канистерапией называют лечение с помощью собак. К главной цели этого вида анималотерапии — активности — детей подвигают сами собаки. Для канистерапии был выведен специальный вид собак — золотистые ретриверы.
— Эти собаки замечательны тем, что они чрезвычайно добрые. Поэтому они так легко входят в контакт с детьми, — рассказывает Инна Карпенкова.
В канистерапии есть один немаловажный аспект — собака может стать настоящим другом. В частности, московские канистерапевты заметили, что золотистые ретриверы умеют феноменально передавать энергию своей радости. Когда ребенок, например, расчесывает шерсть собаки, хвостатому зверю это приятно, и ребенок очень явственно это чувствует. Канистерапию очень часто рекомендуют детям с ДЦП — во многом из-за чувствительности этих собак. Есть одно упражнение, которое незаменимо для ребят с сильно нарушенной моторикой. Собака берет в пасть предмет и передает его больному ребенку. При этом Шарик чувствует, когда предмет надо отдать сразу, а когда его надо удержать. Малыш прикладывает силы, чтобы вынуть предмет из пасти друга, развивая таким образом свою моторику и силу.
— В комплекс канистерапии, проводимой московскими специалистами, входит обучение ребенка отдавать собакам команды. Собака их выполняет, за старания ребенок угощает животное лакомством. Ребенок учится управлять поведением животного в доброжелательной форме, постепенно понимая, как ему управлять собой.
В канистерапии ребенку иногда будет достаточно просто поводить собаку на поводке или поездить в санках, которые тащит песик. А еще собака может улучшить кровообращение — золотистый ретривер просто вылизывает лицо малыша, делая ему таким образом уникальный массаж.
* * *