Иду на «ты»!
Ремень в руках родителей: учитель или мучитель?
«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь», — мудро заметил Платон. Однако как непросто бывает родителям сохранить самообладание, когда с ними в схватку вступает собственный ребенок!
Поставить в угол, запретить прогулку с друзьями, лишить компьютера, отлупить — к каким только средствам не прибегают мамы и папы в «воспитательных целях». Но будет ли тоскливое «я больше так не буду-у-у-у!» звучать искренне? Как «правильно» наказывать детей — «РД» рассказала детский психолог Анна ШТЕЙН.
«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь», — мудро заметил Платон. Однако как непросто бывает родителям сохранить самообладание, когда с ними в схватку вступает собственный ребенок!
Поставить в угол, запретить прогулку с друзьями, лишить компьютера, отлупить — к каким только средствам не прибегают мамы и папы в «воспитательных целях». Но будет ли тоскливое «я больше так не буду-у-у-у!» звучать искренне? Как «правильно» наказывать детей — «РД» рассказала детский психолог Анна ШТЕЙН.
Малышам можно все?
Существует теория, что самым маленьким можно позволять делать все что угодно. Тем более вряд ли в их поведении есть злой умысел. Зато, когда дети «напроказничаются» всласть, то дальше будут расти спокойными и рассудительными.
Однако многие родители считают наоборот: «Строгое „нельзя!“ ребенок должен усвоить с пеленок. Иначе если ему все позволять, он станет просто неуправляемым: перевернет все вверх дном в квартире, своими криками всех соседей достанет…»
Комментарий психолога:
— На 80% человек формируется к пяти годам. Но пока он маленький, каждую секунду познает окружающий мир — и каждый шаг часто связан для него с опасностью. Залезть на шкаф, попробовать пальцем кипяток, приложиться языком на улице к заледенелой железяке, сунуть пальцы в розетку — все это малыш делает, чтобы опытным путем ответить на волнующий его вопрос: «И что???». А вовсе не назло родителям и не для того, чтобы специально довести их до белого каления.
Поэтому, по крайней мере до 4 лет, детей наказывать бесполезно и бессмысленно. У них некритическое мышление, и осознать логическую связь «проступок — наказание» они не в состоянии.
Что делать? Постарайтесь мягко отвлечь ребенка от «злодеяния», переключить его внимание. Он приготовился полить кошку из чашки с чаем, а вы ему: «смотри скорей, птичка полетела!». И инцидент исчерпан.
А вот если ребенок капризничает и плачет, то тут вместо наказания нужно просто найти причину плохого настроения и устранить ее.
Где мой ремень?
Но дети растут быстро, и их «пакости» становятся более осознанными. Как же тут не залепить звонкий шлепок по попе? С одной стороны, в дореволюционной России не зря вроде бы по субботам порки устраивали, «дурную кровь гоняли» — это считалось отличной воспитательной мерой. С другой — в ряде стран «любовный» папин шлепок приравнивается не к выражению родительской ласки, а к проявлению насилия в семье, и следовательно, рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Кроме того, современные психологи уверяют, что «метод кнута» может серьезно отразиться на психике ребенка. Цель наказания — ребенка чему-то научить. В результате побоев ребенок усваивает, что это принцип человеческих отношений. Дети, которым за плохое поведение достается ремень, вырастают или агрессивными, или трусливыми. У девочек, которых били родители, формируется психология жертвы. Она, когда вырастет, скорее всего будет страдать от кулаков мужа и, возможно, — как это ни парадоксально! — начнет поднимать руку на собственных детей. Мальчик же может вырасти настоящим подкаблучником.
Комментарий психолога:
— Я уверена, что рукоприкладство — это лишь проявление родительского бессилия, а никак не педагогика.
Значит, не хватает слов и авторитета. Боли боятся любые живые существа. Физическим насилием можно выдрессировать кого угодно, ребенка в том числе, но помимо обиды он вынесет из подобного наказания лишь следующий урок: «этого нельзя делать в вашем присутствии».
Как наказать с пользой?
• «Прежде чем „вынести приговор“, нужно обсудить с ребенком его поступок. Чтобы он четко понимал, в чем не прав и за что несет наказание, — советует Анна Штейн. — Хорошо предупредить заранее о том, что грозит в случае „нарушения закона“ (например „если получишь „двойку“ по литературе, будешь вместо вечерних мультиков читать Чехова“). За одну и ту же провинность лучше всегда наказывать одинаково».
• Хорошо, если в качестве наказания можно исправить проступок. Починить сломанную вещь, отказаться от похода в кафе и на сэкономленные деньги купить испорченный прибор, тщательно отмыть пол от гуаши.
Но — внимание! — домашними делами лучше не спекулировать. Иначе ребенок будет воспринимать их не как свою обязанность по дому, а как «трудовую повинность». И мытье посуды будет вызывать у него стойкое отвращение.
• Не грозитесь наказать ребенка чем-нибудь «на веки вечные». («Больше никогда в жизни не подойдешь к компьютеру!») Такой долгий срок ребенок всерьез не воспринимает, а значит, не верит.
• Старое доброе «отправить в угол» не панацея от всех проступков, а достаточно тонкое психологическое наказание. Оно рассчитано на то, что ребенок почувствует одиночество и поймет, что может потерять родительскую любовь (в том случае, если в семье нормальные здоровые отношения и ребенок знает безусловно, что он любим!). Но злоупотреблять таким наказанием не стоит.
• Ни в коем случае не спекулируйте своими же подарками. («Показал язык воспитательнице в детском саду — сдай подаренную игрушку».) Игрушка-то была подарена без условий!
• А вот завести что-то типа «пионерского флажка» очень даже педагогично. Им может быть, например, солнышко, вырезанное из картона и символизирующее хорошее поведение. Положительный поступок — малыш получает дополнительный вставной лучик. Отрицательный — лучик «угасает», то есть убирается. Если в конце месяца солнце светит ярко, можно вместе купить заранее обговоренный подарок за хорошее поведение, сходить в кондитерскую или детский клуб.
• И вообще, лучшее наказание — договор. («Почистишь зубы — почитаю книжку», «Получишь „пятерку“ — пойдешь гулять»
НАКАЗАНИЕ — это воспитательная мера, а не выражение родительской агрессии или злости. Прежде чем замахнуться на ребенка, закричать или отнять игрушку, подумайте здраво, какой будет реакция малыша. Поймет ли он, что поступил неправильно, расстроится ли из-за этого (ведь вы своим действием именно этого хотите добиться?) или затаит на вас злобу и задумает месть.
Прежде чем выбрать наказание, родителю самому стоит задуматься, в чем причина плохого поведения ребенка.
Чаще всего раздражают родителей дети с медицинскими проблемами: гиперактивные, подверженные неврозам.
То есть те, кого принято считать трудноуправляемыми и кто своей вечной вертлявостью и сменой настроений в два счета выводит родителей из себя. На самом деле такие дети особенно нуждаются в спокойном и уравновешенном отношении к ним взрослых.