Архив

Плановое хозяйство

Чтобы первый поход ребенка в школу или детский сад не стал настоящим бед-ствием для всей семьи, нужно… взять красный маркер, лист бумаги и крупными буквами написать «Режим дня». Вы уже начали зевать? Напрасно! Жизнь по распорядку состоит из одних только плюсов. И приучить своего отпрыска следовать раз и навсегда заведенному графику — проще простого. Куда сложнее заставить самого себя подчиниться Его Величеству Режиму.

8 ноября 2007 18:22
1884
0

Чтобы первый поход ребенка в школу или детский сад не стал настоящим бед-ствием для всей семьи, нужно… взять красный маркер, лист бумаги и крупными буквами написать «Режим дня». Вы уже начали зевать? Напрасно! Жизнь по распорядку состоит из одних только плюсов. И приучить своего отпрыска следовать раз и навсегда заведенному графику — проще простого. Куда сложнее заставить самого себя подчиниться Его Величеству Режиму.

Отом, что люди делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей», знают, похоже, все. Кроме школьного звонка. Ему абсолютно все равно, к какой «породе пернатых» относится ваше чадо. Он звенит строго по расписанию — в 8.30. И если еще пару лет назад вы даже представить себе не могли подъем в такую рань, то теперь это суровая неизбежность. И к ней, как ни крути, придется привыкать.

Считается, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейными традициями. Вопрос спорный. Есть отдельные особи, у которых привычка спать до полудня передается как форма носа, из поколения в поколение. И все-таки большинство людей предрасположены к стилю «жаворонков» — впрочем, у них нет особого выбора, ведь все конторы и офисы, школы и поликлиники работают именно по этому раннему графику.

Родители должны делать скидку и на то, что работоспособность ребенка семи-десяти лет меняется не только в течение суток, но и в течение недели, и всего учебного года.

Во вторник и в среду, как правило, дети грызут гранит науки наиболее продуктивно. К концу недели они заметно устают.

В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года активность выше всего с октября по январь. Потом наступает период повышенной утомляемости (третья четверть — самая трудная!), а с апреля до июня вновь начинается всплеск. С возрастом эти перепады становятся уже не так заметны. Детский организм крепнет и адаптируется к школьным испытаниям. Однако не стоит забывать, что даже кратковременная простуда ухудшает работоспособность ребенка на 2−3 недели. Что уж говорить о всяких хронических напастях!


ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ

Однако режим дня не нужно путать с муштрой. Не требуйте от своего малыша военной дисциплины. Главный принцип — это правильное и гармоничное сочетание сна и бодрствования, физической активности и умственного труда. Нужно выбрать самое подходящее время для прогулок, для чтения, для домашних заданий, исходя из индивидуальных особенностей вашего, только вашего ребенка. Он быстро устает? Не давите на него, дайте возможность сменить вид деятельности. Он не успевает? Не торопите — это лишь заставит его нервничать, темп его работы станет еще медленнее. Очень полезно (по принципу барона Мюнхгаузена) внести в дневной распорядок пару экспромтов типа разгона облаков. Ну или на худой конец — войны с Англией. Это позволит избежать ощущения обязаловки и ежедневной рутины.

Основа любого режима — здоровый сон. Кто же этого не знает! Однако по данным исследований, среднестатистический первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии такого ребенка не приходится. А если это входит в систему, то начинает просто угрожать здоровью — страдает нервная система ребенка. Он становится легковозбудимым, рассеянным, часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания.

Поэтому вот вам несколько нехитрых советов:

• ребенок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время. Так он легче засыпает и дольше отдыхает;

• время перед сном должно проходить не за просмотром боевиков и в бешеных скачках по дому, а в спокойных играх;

• не забывайте про водные процедуры перед сном, свежий воздух в комнате. Стакан теплого молока на ночь или травяной чай тоже помогут расслабиться;

• помните, что потребность в сне в 10−12 лет — 9−10 часов, в 13−14 лет — 9−9,5 часа, в 15−16 лет — 8,5−9 часов.

Однако самое трудное — это подъем! От того, как проходит время до начала уроков, во многом зависит работоспособность ученика в течение всего дня. Приучите своего ребенка (и себя заодно!) в рабочие дни подниматься моментально. Идеальное средство быстро привести себя в человеческое состояние всем известно — контрастный душ и физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых, едва ли она появится у ребенка.

Особо ленивым в качестве альтернативы подойдет другой способ. Дошколенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью коротких ежеутренних мультиков в определенный час. С началом школьных занятий эти сеансы станут своеобразным семейным ритуалом до начала уроков.

Ребенку постарше предложите такой прием для быстрого пробуждения: нужно в течение 1−2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Благодаря движениям пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи обеспечивают прилив кислорода к мышцам и мозгу и тем самым отгоняют сон.


КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Первый поход в сад, а потом в школу — это настоящая революция в жизни малыша. Скажете, ничего подобного, лично у меня никакой такой революции не случилось. А вы сами-то помните свое первое 1 сентября? Смутно? Урывками? Ну конечно! Просто потому, что в этот день вы безумно волновались. И на следующий день — тоже. И так почти месяц!

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Маленький человек привыкает жить и работать в новом режиме. Первые 2−3 недели детские психологи называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые впечатления организм отвечает огромным напряжением, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

В целом адаптация длится от двух до шести месяцев — в зависимости от индивидуальных особенностей.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют (согласно исследованиям, к этим «некоторым» относятся аж 60% детей!) У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления) или значительное его повышение (признак настоящего переутомления). Почти поголовно родители первоклассников наблюдают у своих чад головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. И уж совсем грустная статистика: в течение первой четверти число нервных срывов и психических расстройств у первоклассников возрастает примерно на 15%, а к концу учебного года их количество увеличивается до 20%. Поэтому родители просто обязаны помочь малышу. Для этого нужно быть чуть нежнее и великодушнее, чем обычно, внимательно прислушиваться к его словам, следить за поведением, уходить от любых конфликтов и ссор. Любое изменение состояния ребенка в начале учебного года, любое неадекватное поведение должны стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы тоже могут поддержать организм, но предварительно необходимо поговорить с педиатром.

А еще специалисты утверждают, что с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность.

А что такое движение для ребенка? Это его нормальные рост и развитие.

Выход очень простой и одновременно сложный. Пусть ваше чадо проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, купите ролики — и ему, и себе. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и активные прогулки — перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3−4 часа. Долго? Да, долго, практически невыполнимо, но именно на такой продолжительности настаивают педиатры. Согласитесь, ради будущего вашего малыша стоит сделать невозможное возможным.

Татьяна УСТИНОВА, писательница:

«Моему младшему сыну Тимофею семь лет, и ранние подъемы в школу даются ему нелегко. Дело в том, что дети и взрослые живут в нашей семье примерно по одному режиму. Мы «совы», засыпаем поздно. Хотя почти каждый день надеемся уложить Тимофея в 22.30. Конечно, ничего не выходит. И с утра мы поднимаем его одними и теми же словами: «Вставай, не то опоздаешь! Говорили тебе, надо раньше ложиться». Ни на какую зарядку времени и желания, конечно же, нет. После школы начинается борьба за выполнение домашних заданий.

Но тут с грехом пополам мы справляемся силой убеждения. Фраза «у нас своя работа, у тебя своя работа», как правило, срабатывает. Так что с учебой у нас особенных затруднений нет. Надо дружить со своим ребенком, и тогда он будет прислушиваться к словам родителей. Что касается дополнительной физической активности для школьника, то она ограничивается в основном прогулками с собакой. Так что примерно два раза в день Тимофей добровольно-принудительно дышит свежим воздухом. Меня не огорчает отсутствие строгого режима в нашей семье. Всем хорошо, все довольны".

Юлия ДАЛАКЯН, дизайнер:

«У нас с дочкой не было проблем с режимом, когда она пошла в школу. Дело в том, что Маша по природе своей очень организованный человек, вставала всегда вовремя, и мы не опаздывали к началу занятий. Может, помогало то, что мы не «совы», для которых ранний подъем это трагедия, а «голуби». Обходились без зарядки.

Возможно, Маше хорошим стимулом для раннего пробуждения служил вкусный завтрак — кусочек торта с зеленым чаем. Ну и конечно, телевизор вообще и мультфильмы в частности тоже настраивали на активный день.

Уроки после школы Маша тоже сама делала. Так что хлопот дочка мне не доставляла. Сейчас она уже взрослая.

Мне кажется, для школьника самое важное — микроклимат в семье, добрые, хорошие отношения. Тогда он «без боя» будет ходить в школу и с радостью возвращаться домой".

Светлана МАСТЕРКОВА, телеведущая:

«Главная задача родителей — убедить ребенка вовремя ложиться спать. Иначе он будет досматривать сны первые два урока, а это никуда не годится. Я всегда старалась уложить дочку в 22.00−22.30. Сейчас Насте уже двенадцать лет, но она придерживается этого распорядка до сих пор. Очень удобно — встала бодрая, полная сил, никакую зарядку делать не надо. Конечно, не всегда у Насти получалось заснуть в десять вечера, сказывались перенапряжение школьной недели, недосып. Она могла два часа вертеться с боку на бок без сна.

Что делать в этом случае? Я думаю, маме стоит проследить, чтобы ребенок не смотрел вечером шумные ток-шоу или боевики. Максимум, что можно разрешить, — программы про животных, про природу. Помогает заснуть и чашечка горячего чая, когда тепло разливается по всему телу. Родители должны проявлять к своему школьнику внимание и заботу, следить за его состоянием, ведь порой ребенок не понимает, что с ним происходит, отчего у него дискомфорт".