Архив

С королевским размахом

Кейт Бланшетт изменила историю

Исторические фильмы — жанр весьма опасный. Редкий историк не попытается найти ляпы в сценарии и не обрушится с критикой на создателей. Но среди зрителей подобные картины пользуются большой популярностью благодаря своей роскоши, красоте и таинственному ореолу прошлого. На примере нового фильма «Золотой век» «МК-Бульвар» попытался разобраться в тонкостях съемочного процесса.

14 ноября 2007 22:49
1277
0

Исторические фильмы — жанр весьма опасный. Редкий историк не попытается найти ляпы в сценарии и не обрушится с критикой на создателей. Но среди зрителей подобные картины пользуются большой популярностью благодаря своей роскоши, красоте и таинственному ореолу прошлого. На примере нового фильма «Золотой век» «МК-Бульвар» попытался разобраться в тонкостях съемочного процесса.

«Золотой век» является продолжением картины «Елизавета» (1998) с Кейт Бланшетт в главной роли и рассказывает о правлении английской королевы Елизаветы I в 80-е годы XVI века. Режиссер обоих фильмов Шекхар Капур признает, что не всегда точно следовал исторической правде. «История — это интерпретация событий, и за 400 лет реальные факты могли быть сильно приукрашены или, наоборот, даже вычеркнуты из летописи», — говорит Капур. Поэтому некоторые события «Золотого века» режиссер придумал сам. Например, известно, что перед тем как английские войска отправились на битву с испанской армадой, королева выступала перед своими солдатами с напутствием, в котором признавалась, что готова сама сражаться за свою страну. Однако никто не знает, надевала ли Елизавета когда-нибудь доспехи, чтобы своим видом поддержать воинов. Но Капур решил все-таки заковать Кейт Бланшетт в латы, чтобы добавить драматичности. Сама актриса была от этого только в восторге, правда, потом призналась, что сцена далась ей тяжело как в переносном, так и в прямом смысле: доспехи весили несколько килограммов, к тому же ветер в момент съемок дул Кейт прямо в лицо.

И хотя Кейт понравилось сидеть на лошади в доспехах, ей, как любой женщине, было куда интереснее примерять наряды тех времен. Художник по костюмам Александра Берн это понимала и старалась придумать для Елизаветы самые красивые платья. Для нее это было не так уж и сложно, потому что Берн хорошо изучила эту эпоху еще во время работы над первым фильмом. Но она все равно не смогла избежать искушения добавить в костюмы современности. При создании платьев Елизаветы Александра черпала вдохновение в одежде Кристобаля Баленсиаги: в 1937 году дизайнер выпустил коллекцию нарядов в стиле испанского ренессанса. «Елизавета была иконой моды своего времени, и я хотела сделать ее более доступной для современного зрителя», — поясняет Берн.

Клайву Оуэну, сыгравшему роль Уолтера Рэйли, в которого влюбляется Елизавета, в плане смены нарядов повезло меньше. Берн выяснила, что, вероятно, у него было лишь одно придворное платье, так как Рэйли был ограничен в средствах. Поэтому Оуэну пришлось довольствоваться одним костюмом, к тому же сильно изношенным. А еще привыкать к бриджам и даже учиться в них элегантно ходить, как джентльмены того времени.

Но кто всегда вынужден идти на обман и выдавать одно за другое, так это художники-постановщики. В «Золотом веке» Вестминстерское аббатство сыграло роль испанского дворца Эль Эскориаль. Собор Винчестер на западе Англии прикинулся собором Святого Павла, разрушенным в 1666 году великим лондонским пожаром. Нормандский собор Эли на время превратился в королевский двор в Уайтхолле, а часовня Девы стала местом проведения королевского пира, который Елизавета дала в честь архиепископа Карла Австрийского.

Зато сам пир может считаться исторически достоверным: авторы фильма приготовили все блюда по настоящим рецептам того времени. По-настоящему же был построен корабль Уолтера Рэйли Tyger. Судно длиной 54 метра сделали из толстых бревен и стальных рам и украсили балками, лестницами и фигурами. Его строительство заняло несколько месяцев, после чего еще несколько недель судно старили при помощи огня, чтобы создалось впечатление, что корабль сильно потрепало в боях. В итоге даже Клайв Оуэн в своих неудобных бриджах ощущал себя на палубе крайне уютно, как истинный морской волк.


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ ПРО ЕЛИЗАВЕТУ I


Королева Елизавета I — самый популярный среди западных режиссеров монарх. Впервые появившись на экране в картине 1912 года, где ее роль исполнила Сара Бернар, сейчас Елизавета I может «похвастаться» более чем полусотней фильмов, в которых она «снялась». «МК-Бульвар» вспомнил три самых известных.

«МАРИЯ, КОРОЛЕВА ШОТЛАНДЦЕВ» (1972)

В фильме, рассказывающем о жизни Марии Стюарт, роль которой исполнила Ванесса Редгрэйв, королеву Елизавету I сыграла Гленда Джексон. За эту роль актриса удостоилась номинации на «Золотой глобус». А годом ранее, также за роль королевы Елизаветы, Джексон получила две премии «Эмми». Однако не за фильм, а за мини-сериал «Елизавета королева английская», который рассказал обо всей жизни Ее Величества: от юных лет до самой старости.

В 2008 году должна состояться премьера фильма-ремейка «Мария, королева шотландцев», где главную роль сыграет Скарлетт Йоханссон. Актриса на роль Елизаветы еще не утверждена.

«ВЛЮБЛЕННЫЙ ШЕКСПИР» (1998)

Картина, конечно, не о королеве Елизавете I, но ее присутствие там также очень важно. Эта роль второго плана досталась Джуди Денч, известной по роли главы разведки М в фильмах про Джеймса Бонда. За Елизавету актриса удостоилась премии «Оскар». А еще Денч получила оставшийся после съемок реквизит. Джуди была так впечатлена выполненными в натуральную величину декорациями театра, что киностудия ей их подарила. После этого актриса несколько лет искала место, куда поставить эти декорации, чтобы использовать их как настоящий театр. Но так и не нашла: они все еще пылятся у Джуди Денч на заднем дворе.

«ЕЛИЗАВЕТА ПЕРВАЯ» (2005)

Актрисе Хелен Миррен везет на королевские роли. За Елизавету I в одноименном четырехчасовом телефильме, рассказывающем о последних годах жизни Ее Величества и ее отношениях с графом Лейстером (Джереми Айронс) и графом Эссексом (Хью Дэнси), Миррен получила премии «Эмми» и «Золотой глобус». А год спустя за роль королевы Елизаветы II в фильме «Королева» удостоилась «Оскара», «Золотого глобуса» и премии Британской киноакадемии. А много ранее, в 1994 году, Хелен получила премию Каннского кинофестиваля за роль королевы Шарлотты — жены британского монарха Георга III в фильме «Безумие короля Георга».

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм