Архив

Еще в животе, но уже личность!

Ваш малыш говорит с вами задолго до его рождения — его надо только услышать

Авиценна считал мелодию способом лечения, Аристотель уверял, что музыка влияет на формирование характера. Известный российский педиатр, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Международной академии наук и искусств Михаил Лазарев четверть века назад понял, что песня помогает не только строить и жить, но и рожать, и развивать ребенка — в том числе в утробе. На днях Михаил Львович представил широкой общественности свой труд — книгу «Мамалыш, или Рождение до рождения».

21 ноября 2007 22:54
1537
0

Авиценна считал мелодию способом лечения, Аристотель уверял, что музыка влияет на формирование характера. Известный российский педиатр, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Международной академии наук и искусств Михаил Лазарев четверть века назад понял, что песня помогает не только строить и жить, но и рожать, и развивать ребенка — в том числе в утробе.

На днях Михаил Львович представил широкой общественности свой труд — книгу «Мамалыш, или Рождение до рождения».

— Я считаю, что ошибка основателя отечественной психологии Льва Выготского, полностью отрицавшего психические свойства человека до рождения, которого он считал всего лишь эмбрионом, на 70 лет затормозила в нашей стране фундаментальные исследования в области формирования личности до рождения. Выготский был непререкаемым авторитетом, он умер в конце 30-х и до 80-го года прошлого века никто даже не пытался выдвигать теории о том, что ребенок до рождения может проявлять свойства личности.

— Вы не только выдвинули такую теорию, но и разработали методику общения мамы с ребенком в утробе…

— В своей книге я впервые публикую теорию перинатальной личности, которая, с моей точки зрения, обосновывает возможность общения с ребенком до его рождения. И на 500 страницах описываю методику этого общения. Это 34 занятия в течение всей беременности (примерно по занятию в неделю).

— То есть, начинать общаться с малышом можно примерно с 6-й недели беременности?

— Можно и раньше — просто примерно на этом сроке женщины узнают о беременности. К моей методике есть музыкальное приложение — 17 часов музыки на CD-дисках. Причем музыки, которую должна петь мама собственным голосом. Первая часть дисков — т. н. авторский показ: песни в моем исполнении, а также в исполнении певицы Анжелики Марковой и детей из Детского музыкального театра г. Реутов. Вторая часть — фонограмма: самой маме предлагается что-то исполнять. Ведь метод рассматривает только собственное голосовое воздействие мамы на ребенка!

— В чем основной смысл новой теории?

— У ребенка с момента его первого шевеления, которое осязает мама (примерно с 16-й недели, хотя двигается он и раньше) формируются (либо не формируются) его коммуникативные навыки. И если мама не отвечает адекватным ответом на его «двигательную речь», у ребенка в конце концов исчезает его физиологическая способность в ответе, в подтверждении своих двигательных действий. Что приводит к очень серьезному феномену, который я назвал синдромом перинатального неподтверждения личности. Или феноменом перинатального Маугли. Известно, что ребенок, попадающий после рождения в волчью стаю, навсегда утрачивает возможность формирования социальных навыков. С моей точки зрения нехватка сенсорного воздействия до рождения, вызывает такой же феномен у плода. Увеличение рождения количества незрелых детей (7—8 баллов по шкале Апгар) в последние 50 лет — тоже результат недополучения ими сенсорного воздействия, особенно, в последнем триместре беременности. В каком-то смысле это объясняет очень странный феномен угасания большого процента нейронов к рождению. Некоторые ученые называют это явление апоптозом — закономерной гибелью нейронов. Я же считаю, что многие нейроны просто остаются невостребованными — поэтому процент незрелых детей увеличивается.

— Вы чем-то можете подтвердить свою теорию?

— Своей 25-летней работой на популяции более чем в 20 тысяч детей. Только в Набережных Челнах уже в течение 10 лет более 60% беременных проходят мою дородовую программу «Сонатал». Дети, прошедшие ее, резко опережают сверстников по всем известным в педиатрии параметрам. Они рождаются с более высокой оценкой по шкале Апгар, лучше развиваются — раньше начинают садиться, ходить, говорить. Они болеют в 2 раза реже сверстников (этот показатель держится на протяжнии 10 лет, что подтверждают данные Горздрава).

Смертность среди этих детей в 2—2,5 раза меньше, чем среди их сверстников. А еще «сонатальные дети» лучше осваивают точные науки, иностранные языки, у них лучше память. На 20 тысяч детей нет ни одного ребенка с тугоухостью — это феноменальный результат! Как известно, с тугосухостью часто связана задержка речи, а если у детей хороший слух, они раньше начинают говорить. Для меня, как для педиатра, важно и то, что процент бронхиальной астмы среди этих детей в три раза ниже, чем в другой группе. Ведь 30% случаев бронхиальной астмы связаны с гипоксией плода. А хорошее кровоснабжение плаценты по моей методике позволяет снять синдром перинатальной гипоксии. К тому же беременные, осваивающие методику, меньше подвержены токсикозам. Да и музыкальность «сонатальных детей» резко отличается от их сверстников. Это «побочный эффект» перинатальной коммуникации — я его не планировал.

— Вы называете себя основателем сонатал-педагогики. В чем ее суть?

— Сонатал в переводе с латинского — музыка рождения. Суть метода проста. Мама обязательно отвечает на каждое шевеление ребенка (кроме ночного времени) адекватно той речевой и двигательной формуле, которую предлагает малыш. А именно — столько раз, сколько он; так же сильно, как он и в том же месте, где он прикасается к животу. Один из вариантов такого ответа — изобретенный мною музыкальный пояс. На нем семь звуков, семь нот: «до» расположено внизу, ближе к лону, а «си» — наверху, ближе к грудной клетке. Движение ребенка воспринимает система датчиков, с помощью которых воспроизводятся звуки. Эта стимуляция формирует у ребенка дородовый музыкальный слух. Если же пояса нет, мама, учитывая зону прикосновения ребенка к животу, отвечает емуголосом. Если ребенок касается внизу — поет низкий звук, если вверху — высокий. Помимо этого мама ежедневно пропевает гаммы, перемещая тело (живот) от положеня сидя («до») до положения стоя («си»). У ребенка формируется ощущение высотности звука за счет его перемещения. Несмотря на то, что малыш расположен вниз головой, он привыкает, что «до» внизу, ближе к земле.

— Есть ведь еще и специально разработанные вами песни для беременных. Зачем нужны они?

— Да, есть большая музыкальная программа — 370 песен и 5 детских опер (например, опера «Курочка Ряба»), специально написанных для этого периода жизни. Это уже не просто ответы, а расширенные ответы на движения ребенка. Мама должна подтвердить пропеваемое слово адекватным движением. Если она поет про мячик, должна раскачиваться. И ребенок ассоциирует конкретное слово с движением. Очень важно, чтобы движение соответствовало пропеваемому образу. Если мама будет петь про мячик, но при этом вращаться, как волчок, первые рефлексы ребенка будут не адекватны той реальности, которую он увидит после рождения. Вся эта музыкальная программа направлена на формирование дородовой речевой конституции. Кстати, если ребенок вдруг начинает говорить матом в два года, мы, конечно же, понимаем, что в его семье сей текст преобладал. Папа и мама сформировали у ребенка соотвествующую речевую конституцию. Отсюда понятно, что мама, слушающая рок-музыку, формирует соответствующую музыкальную конституцию, в каком-то смысле разрушая биоритмы ребенка. Становится понятным смысл древнего изречения — будущая мама должна смотреть на красивое и слушать хорошую музыку.

— Какую музыку можно считать хорошей?

— Законы «перинатального искусства» — это некие краткие формулы, шифры большого будущего искусства. Тут очень важны большая подвижность ритма; обязательная повторяемость каждой фразы (я назвал это законом репликации, как у ДНК). В общем, это новый жанр — музыка материнства и детства. Кстати, колыбельная «Баю-баю» — некая матрица перинатального искусства. Законы жанра соблюдены: повтор фразы, простая смысловая формула, ритмичность…

— Вы не раз говорили о том, что поэзия Чуковского идеально подходит для пения беременными, а вот Маршак — нет. Почему?

— В поэзии Чуковского я нашел некую разгадку этой формулы — он чутко чувствовал физиологию детей, и его стих очень подвижен. Он не рубленый, как у Маршака (4 равные строчки по длине — ребенок так не дышит). У Чуковского все строчки разные, постоянные повторы… Я считаю, что он был бы гениальным музыкантом, если бы знал об этом.

— Вы предлагаете теорию не только дородового, но и раннего развития ребенка…

— Каждый предъявленный ребенком впервые новый звук или слог мама должна воспроизвести. К примеру, ребенок видит ворону и говорит «ва». Мама немедленно записывает большими буквами воспроизведненый слог, показывает его ребенку, и, если точно знает, что он посвящен вороне, пишет слово «ворона» и рисует ее.

Так формируется активный букварь ребенка, в корне отличный от тех букварей, которые предлагают сегодня детям раннего возраста. Ведь они предлагают ребенку то, что он сам не изобрел. Ему навязывают слова, картинки, кубики, которые не он выбирал. Стержень моей программы раннего развития — активная речь ребенка. Этот словарь не только рисуется, но и записывается на диктофон. И запись должна быть всегда под рукой у мамы — когда ребенку дают слушать то, что он произнес, возникает биологически-обратная связь.

Ребенок слышит свою речь и видит ее — это резко активизирует его речевые возможности. Такой ребенкой к 3-м годам легко читает собственные слова (он их запомнил) — это совсем другая идея раннего развития.

— В свое время вы хотели открыть в Москве школы для беременных при женских консультациях, как в Набережных Челнах. Идею так и не удалось реализовать?

— Увы, нет. Для этого нужен приказ Департамента здравоохранения. Столичные консультации уже имеют школы для беременных. Мы же говорим о перинатальных школах — а это другое образовательное пространство, и консультации этим никогда не занимались. В других городах (моя методика применяется в 140 городах страны) такие школы поддерживают. В тех же Челнах консультации получили право заниматься этим бесплатно. Но мне хотелось бы, чтобы была система таких школ по стране.

Идею теоретического обоснования формирования личности до рождения уже поддержала Общественная палата (ОП). И в агвгусте по ее решению мы провели в Переславле-Залесском летнюю школу «Личность до рождения», где ученые, педагоги и практики из разных стран искали аргументы в пользу того, что с ребенком до рождения нужно общаться. В работе принимал участие Леонид Рошаль. В рамках договоренности между Первым вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Медведевым и секретарем ОП РФ академиком Евгением Велиховым были подготовлены документы, которые сейчас находятся у министра экономики и регионального развития РФ Эльвиры Набиуллиной.

В частности, подготовлены предложения по дородовому сертификату для беременных, встающих на учет в женской консультации. По этому сертификату консультации смогут получать по 4 тысячи рублей за беременную — деньги пойдут на бесплатное обучение будущих мам и их еще не рожденных детей в перинатальных школах. Но это пока проект.

Еще г-н Велихов выдвинул инициативу государственной регистрации детей до рождения, что вызвало массу дискуссий. Он предположил, что это позволит резко снизить число абортов в стране (что, кстати, подтверждает опыт Набережных Челнов, где мы проводили соответствующие исследования). После введения системы дородового воспитани — абортов там стало действительно значительно меньше.