Архив

И снова здравствуйте!

Как звезды уходят и возвращаются в профессию

Актерскую и режиссерскую профессии выбирают люди талантливые, творческие и даже в каком-то смысле одержимые, которые не представляют себе без этого жизни. И трудно назвать причины, по которым они смогут отказаться от съемочной площадки или сцены.

9 ноября 2011 20:54
1707
0

АНДРЕЙ СМИРНОВ

Не снимал с 1979 по 2011 год

Режиссер великого «Белорусского вокзала» не вставал за камеру больше 30 лет. Сам Андрей Смирнов объяснял свой вынужденный простой наличием в те, советские времена, жесткой цензуры. В 1967 году его киноновеллу «Ангел», снятую для альманаха к 50-летию Октябрьской революции, запретили. Мало того: были уничтожены все негативы. И только по счастливой случайности и благодаря работнику «Мосфильма» была сохранена одна копия «Ангела». Даже из «Белорусского вокзала» — первого полнометражного фильма Смирнова — вырезали несколько важных сцен. И его следующая картина 1975 года, «Осень», вызвала немало нареканий. Неудивительно, что киношные цензоры надолго отбили у Андрея Сергеевича охоту заниматься режиссурой.

«Белорусский вокзал», 1970
«Белорусский вокзал», 1970

Последней советской картиной Андрея Смирнова стала «Верой и правдой» 1979 года, которая рассказывала об архитекторах, о влиянии партии на жилищное строительство и о массовом переезде людей в «хрущевки». По задумке, история должна была охватывать жизнь страны с 50-х до 70-х годов и показывать сталинскую, хрущевскую и брежневскую эпохи. Но цензоры еще на утверждении сценария практически убрали хрущевские времена. А уже в середине съемок остановили производство и заставили режиссера вырезать несколько важных сцен и сильно смягчить затронутые острые проблемы. Смирнову эта работа стоила здоровья и ухода из профессии. Но было бы удивительным, если бы такой талантливый человек вообще расстался с кино. Все эти годы он снимался как актер, писал пьесы и киносценарии.

Еще в конце восьмидесятых годов, когда началась перестройка и в обществе начали говорить правду о советском государстве, у Андрея Сергеевича появилась идея снять фильм о судьбе России на примере крестьянского восстания в Тамбовской губернии, которое было жесточайшим образом подавлено. Больше десяти лет режиссер писал сценарий, штудируя историю тамбовского восстания, бывая в местах событий, изучая колорит, диалекты и знакомясь с людьми. Еще четыре года ушло на поиски денег — и в 2008 году Смирнов приступил к съемкам. А в конце октября 2011 года состоялась премьера фильма «Жила-была одна баба» — работы, которую ждали 30 лет.


ТАТЬЯНА АГАФОНОВА

Не снималась с 1994 по 2008 год

С развалом СССР актрисы, обладающие внешностью труженицы, стали невостребованы для кинематографа. Поэтому в 1990 году Татьяна попробовала себя на телевидении, начала заниматься бизнесом, параллельно окончив юридический факультет Академии экономики и права. А случившийся в 1998 году кризис и вовсе пошатнул финансовые дела Агафоновой. Сниматься артистке предлагали крайне редко, и то в крохотных эпизодах. И Татьяна Ивановна решила заняться своим родовым деревенским домом, который стоял в Тверской губернии. А в 2002 году местные жители предложили москвичке возглавить их развалившийся колхоз. С тех пор Агафонова сменила в хозяйстве не только название — с «Вперед!» на «Авангард», но и выплатила долги по зарплате, сохранила то немногое, что осталось, и возродила, что было.

«Интердевочка», 1989
«Интердевочка», 1989

У Агафоновой никогда не было главных ролей, но ее колоритная внешность полюбилась многим. Первая же ее роль в мелодраме «Одиноким предоставляется общежитие» сделала актрису знаменитой. Потом были: «Рыжий, честный, влюбленный», «Забытая мелодия для флейты», «Интердевочка» и много других. Она три года работала в театре, но не смогла принять зависимость от коллектива и ушла в самостоятельное плавание.

«Дом Солнца», 2010
«Дом Солнца», 2010

Когда Агафонова возглавила колхоз, то она сразу предупредила своих подчиненных, что периодически будет срываться на съемки. Правда, уехать получилось всего 6 раз. Да и то в основном это были эпизоды в сериалах, самым известным из которых стал «Дальнобойщики». А вот в 2008 году о Татьяне Ивановне вновь вспомнили. Она уже снялась в 4 картинах, в том числе и в нашумевшем проекте Гарика Сукачева «Дом Солнца».


ОЛЕГ ШКЛОВСКИЙ

Не снимался с 1993 по 2003 год

Олега Шкловского можно назвать больше театральным артистом, чем киношным. В 1970 году, после окончания Школы-студии МХАТ, талантливого выпускника пригласил к себе Олег Ефремов в «Современник». И Шкловский прослужил в этом театре до 1990 года. Перемены, начавшиеся в стране, послужили толчком к переменам и в жизни Олега Менделеевича. Он занялся самопознанием, начал ходить в церковь и после долгих раздумий решил, что ошибся с выбором профессии, и написал заявление об уходе. В течение 10 лет Шкловский продолжал искать себя: он занимался восстановлением православного храма, пел в хоре, был чтецом и участвовал в реставрационных работах. Еще он преподавал восточные боевые искусства и даже несколько раз приходил на съемочную площадку. После долгих метаний актер все-таки вновь вернулся в профессию.

«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975
«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975

Шкловский стал знаменитым в 1975 году, сыграв Джеки Чеснея в картине «Здравствуйте, я ваша тетя!». Правда, молодой актер, как и фильм в целом, подверглись резкой критике. Но это никак не повлияло на огромную любовь зрителей к Олегу Менделеевичу. Он блистал в «Современнике» и снимался в таких фильмах, как «Зимний вечер в Гаграх», «Дежа вю», «Узник замка Иф» и других.

«Не родись красивой», 2005
«Не родись красивой», 2005

После перерыва Шкловский вернулся с интересной ролью раввина Авраама Гольда в российско-израильском проекте «Под небом Вероны» и совершенно противоположным образом Георгия Урядова в популярном сериале «Не родись красивой».


ИРИНА ЧЕРИЧЕНКО

Не снималась с 1995 по 2003 год

«Завтра была война», 1987
«Завтра была война», 1987

Знаменитая Искра Полякова из «Завтра была война» через год после выхода фильма на экраны ушла в монастырь. Несколько месяцев она была послушницей в женской обители, но потом все-таки решила вернуться к мирской жизни. Ее постоянно звали на съемки, но роли предлагали однотипные или пошлые, от которых актриса отказывалась. Оставался театр, но заработков катастрофически не хватало. Поэтому в 1991 году Ирина приняла предложение ее поклонника и бизнесмена встать за прилавок его магазина и продавать конфеты. Постепенно Чериченко стала интересоваться кондитерским ремеслом, доросла до директора по продажам и совсем забросила актерскую профессию. Как позднее вспоминала Ирина Вячеславовна, у нее просто не оставалось времени: она занималась бизнесом, воспитывала сына и строила дом.

«Возьми меня с собой», 2008
«Возьми меня с собой», 2008

В 2002 году актрису неожиданно пригласили на съемки в картину «Смотрящие вниз», в которой ее партнером выступал Андрей Соколов. Он-то и вытащил Чериченко на сцену, пригласив в свой спектакль «Койка», где Ирина Вячеславовна играет до сих пор. Посыпались предложения и от кинорежиссеров. А ее работа в сериале «Возьми меня с собой» вернула артистке зрительскую любовь.


ЕЛЕНА КОРЕНЕВА

Не снималась с 1982 по 1988 год

«Романс о влюбленных», 1974
«Романс о влюбленных», 1974

В 1982 году актриса вышла замуж. И не за кого-нибудь, а за американского гражданина, профессора, преподавателя русского языка и литературы. В сентябре этого же года Елена Алексеевна уехала на постоянное место жительство в США и целых пять лет моталась с мужем по университетским городкам. Но жизнь с профессором не сложилась, а вернуться на родину звезде «Романса о влюбленных» и «Покровских ворот» не дали.

«День полнолуния», 1997
«День полнолуния», 1997

В Америке Елена Алексеевна посещала курсы английского языка, но это не помогло найти ей работу по профессии. Поэтому она работала в кафетерии. А как только выпала возможность ездить и сниматься в России, тут же ею воспользовалась. В общей сложности Коренева прожила за океаном 11 лет и последние пять из них летала на съемки домой. А ее триумфальным возвращением в кино стала работа у Карена Шахназарова в «Дне полнолуния».


ЕЛЕНА ЦЫПЛАКОВА

Не снималась с 1998 по 2007 год

Как рассказывала Елена Октябревна, во время путешествия по Африке она заразилась малярией. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз, поэтому актриса находилась между жизнью и смертью, перенесла тяжелую операцию, а выздоровление никак не наступало. За время болезни Цыплакова много думала, пришла к вере в Бога и жажде перемен. Из-за лишнего веса актрисы, который она набрала, борясь с недугом, ее все реже и реже стали приглашать в кино. И Елена Октябревна, окончив режиссерский факультет ВГИКа, с головой ушла в режиссуру.

«Не болит голова у дятла», 1974
«Не болит голова у дятла», 1974

Сниматься Цыплакова начала еще в школе. Ее заметила Динара Асанова, которая приходила к Цыплаковым в гости (родители актрисы — известные художники-графики). В результате, когда Елене исполнилось 16 лет, на экраны вышел ее первый фильм «Не болит голова у дятла». Картина имела огромный успех, и на юную Цыплакову посыпались одно предложение за другим. А через 4 года, когда Лена была уже студенткой ГИТИСа, вышел фильм, принесший актрисе всесоюзную популярность. Это был «Школьный вальс», рассказывающий о выпускнице, которую беременной бросил одноклассник.

«Гардемарины, вперед!», 1987
«Гардемарины, вперед!», 1987

Возвращение Цыплаковой в кино как актрисы состоялось в сериале «Женщина без прошлого», одним из режиссеров которого была и сама Елена Октябревна.


ЕВГЕНИЙ ТАШКОВ

Не снимал с 1987 по 2010 год

В это трудно поверить, но после снятой в 1987 году картины «Ловкачи» режиссер фильмов «Приходите завтра» и «Адъютант его превосходительства» ушел на пенсию, после чего несколько лет преподавал во ВГИКе.

фото: PhotoXpress
фото: PhotoXpress

Как режиссер Ташков прославился с картиной «Приходите завтра», в которой талантливую Фросю Бурлакову сыграла его супруга Екатерина Савинова. Интересно, что сценарий к фильму написал также Евгений Иванович, поэтому в фильм включены настоящие факты биографии Савиновой.

«Приходите завтра», 1963
«Приходите завтра», 1963

Мало кто знал, что, будучи на пенсии, Евгений Иванович работал над сценарием фильма о жизни Федора Михайловича Достоевского, его взаимоотношениях с тремя женщинами, которые повлияли на его судьбу. Сценарий был готов еще 10 лет назад, но в те времена интереса к подобным картинам не возникало. И все это время режиссер искал деньги, чтобы осуществить задуманное. Только в 2010 году состоялась премьера картины, главную роль в которой сыграл сын режиссера Андрей Ташков.