Бонжур, мадам! Пардон, месье!
Самые известные экранизации «Трех мушкетеров»
Когда в прошлом году на экраны вышел фильм «Шерлок Холмс» Гая Ричи, поклонники книги-первоисточника, мягко сказать, удивились: таким знаменитого британского сыщика им видеть еще не приходилось.
Самый длинный
Первой сохранившейся экранизацией могут похвастаться французы. Копия фильма, считавшегося безвозвратно утерянным во время Второй мировой войны, была найдена и отреставрирована в 1995 году внуком режиссера. Этот блокбастер 1921 года с колоссальным по тем временам бюджетом в 2,5 миллиона франков собрал в прокате 17 миллионов. Фильм был разделен на 12 часовых глав и показывался в кинотеатрах в течение трех недель.
В 1933 году режиссер Анри Диаман-Берже снял звуковой ремейк собственного фильма, в котором задействовал большинство актеров из ленты 1921 года.
Самый трюковой
В том же 1921 году в США сняли свою версию романа. Роль Д’Артаньяна исполнил легендарный Дуглас Фэрбенкс. Кстати, изначально режиссер Анри Диаман-Берже предлагал главную роль в своем фильме именно Фэрбенксу, но тот отказался работать в таком «вульгарном жанре, как сериал». В обмен Дуглас предложил Анри возглавить постановку двухчасовой американской экранизации, но тут уже отказался Диаман-Берже. Из-за грандиозного успеха французской картины американский фильм долгое время не показывался не только на родине Дюма, но и в других европейских странах. Однако в США пользовался большим успехом. А прыжок Фэрбенкса, при котором он одной рукой хватал шпагу во время сцены драки, по сей день считается одним из самых интересных трюков эпохи раннего кинематографа.
Самый незаметный
Американский фильм 1935 года стал первым звуковым англоязычным фильмом. Однако кинокритикам он пришелся не по душе: они без устали сравнивали его с лентой 1921 года, и новая картина по всем параметрам проигрывала своей ранней немой предшественнице. А примечателен фильм тем, что сыгравший Рошфора Иэн Кит в экранизации 1948 года вернулся к той же самой роли. Только в фильме 1935 года именно Рошфор был главным идейным злодеем, а не кардинал Ришелье.
Самый преемственный
Главные роли в музыкальном фильме 1939 года исполнили братья Ритц — популярное американское комедийное водевиль-трио, выступавшее с 1925 года по конец
Самый пародийный
В 1942 году руку к классике приложили мексиканцы. Однако к съемкам фильма-пародии подошли весьма серьезно: костюмы позаимствовали в Голливуде, а создавать декорации французского двора позвали художника-постановщика из Европы. Главную роль в картине сыграл известнейший в то время мексиканский комик Кантинфлас, которого французы сравнивали со своим Фернанделем.
Самый идеологический
В американской картине 1948 года кардинал Ришелье перестал быть кардиналом. Под давлением религиозных групп съемочная группа была вынуждена вообще «отлучить» Ришелье от церкви и «назначить» его в своем фильме премьер-министром. Д’Артаньяна в ленте сыграл Джин Келли, который называл эту роль своей самой любимой немузыкальной ролью. Миледи согласилась играть Лана Тернер, уверенная, что ее леди Винтер — персонаж второго плана. Из-за этого недопонимания Тернер едва не ушла с проекта, но в итоге все-таки продолжила съемки. При этом на роль Миледи претендовала
Самый недворянский
Режиссером французской картины 1953 года стал Андре Юнебель, более известный в России как автор «Фантомаса». Отдав роль слуги Д’Артаньяна Планше легендарному Бурвилю, Юнебель не обеспечил себе дальнейшее творческое сотрудничество с актером. Правда, из-за участия Бурвиля мушкетеры стали едва ли не героями второго плана: мастерство фехтования Д’Артаньяна в исполнении Жоржа Маршаля не шло ни в какое сравнение с тем, что мог сотворить в кадре Бурвиль со сковородой или графином.
Самый серьезный
Режиссер дилогии 1961 года «Подвески королевы» и «Месть Миледи» Бернар Бордери, известный прежде всего по фильмам про Анжелику, подошел к съемкам очень серьезно и с большим уважением к оригиналу.
В местах съемок, декорациях, костюмах, реквизите авторы картины щепетильно придерживались исторической достоверности. Все это лишило фильм юмора, но прославило большинство актеров. Например, Милен Демонжо (Миледи) вскоре получила главную женскую роль в трилогии о Фантомасе, Жан Карме (Планше) стал лучшим другом главного героя «Высокого блондина в черном ботинке», а Жорж Декриер (Атос) чуть позже прославился ролью Арсена Люпена в одно-именном сериале.
Самый судебный
В фильме 1973 года снялось довольно большое количество звезд: Майкл Йорк (Д’Артаньян), Оливер Рид (Атос), Фрэнк Финлей (Портос), Ричард Чэмберлен (Арамис), Джеральдин Чаплин (королева Анна), Чарлтон Хестон (Ришелье), Фэй Данауэй (Миледи), Кристофер Ли (Рошфор), Ракель Уэлш (Констанция) и др. Однако громкие имена не помешали режиссеру Ричарду Лестеру и продюсерам Илье и Александру Салкиндам пойти на обман. Отснятый материал они разделили на две картины, выпустив в 1974 году фильм «Четыре мушкетера». Актеры же получили гонорар за одну ленту. Недовольные таким раскладом, звезды подали в суд и выиграли дело. Но доплата все равно была гораздо меньше, чем если бы им отдельно оплатили съемки в двух фильмах. Однако с тех пор в Голливуде действует так называемое условие Салкиндов, согласно которому в контракте актера прописывается пункт о том, в скольких именно фильмах он участвует в процессе съемок, за сколько он получит гонорары и какова будет его оплата, если уже в момент монтажа количество фильмов будет меняться.
Самый советский
Отечественный трехсерийный телефильм «Д’Артаньян и три мушкетера» 1979 года по сей день очень любим российскими зрителями, которые готовы подпевать каждой песне и считают эту экранизацию лучшей среди всех прочих. Западные критики относятся к картине сдержанно, удивляются такому явлению, как «советский мюзикл без коммунистической пропаганды», и считают сцены схваток слишком неправдоподобными. Но при этом отмечают, что фильм не лишен своего очарования, да и актеры весьма привлекательны.
Самый трогательный
На роль Д’Артаньяна в фильме 1993 года пробовались Джонни Депп и Брэд Питт, но в итоге проиграли ее Крису О’Доннеллу. Гари Олдман, в свою очередь, уступил кардинала Ришелье Тиму Карри. А Атоса, Портоса и Арамиса в итоге сыграли Кифер Сазерленд, Оливер Платт и Чарли Шин. Эта экранизация отличалась вольностями как в истории Франции, так и в сюжете, особенно в том, что касалось Миледи. Леди Винтер в исполнении Ребекки де Морней искренне любила Атоса и помогала мушкетерам, снабжая их информацией, прежде чем покончить жизнь самоубийством от отчаяния, когда ее бросил Атос.