Архив

Бонжур, мадам! Пардон, месье!

Самые известные экранизации «Трех мушкетеров»

Когда в прошлом году на экраны вышел фильм «Шерлок Холмс» Гая Ричи, поклонники книги-первоисточника, мягко сказать, удивились: таким знаменитого британского сыщика им видеть еще не приходилось.

19 октября 2011 22:10
1917
0

Самый длинный

Первой сохранившейся экранизацией могут похвастаться французы. Копия фильма, считавшегося безвозвратно утерянным во время Второй мировой войны, была найдена и отреставрирована в 1995 году внуком режиссера. Этот блокбастер 1921 года с колоссальным по тем временам бюджетом в 2,5 миллиона франков собрал в прокате 17 миллионов. Фильм был разделен на 12 часовых глав и показывался в кинотеатрах в течение трех недель.

В 1933 году режиссер Анри Диаман-Берже снял звуковой ремейк собственного фильма, в котором задействовал большинство актеров из ленты 1921 года.


Самый трюковой

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

В том же 1921 году в США сняли свою версию романа. Роль Д’Артаньяна исполнил легендарный Дуглас Фэрбенкс. Кстати, изначально режиссер Анри Диаман-Берже предлагал главную роль в своем фильме именно Фэрбенксу, но тот отказался работать в таком «вульгарном жанре, как сериал». В обмен Дуглас предложил Анри возглавить постановку двухчасовой американской экранизации, но тут уже отказался Диаман-Берже. Из-за грандиозного успеха французской картины американский фильм долгое время не показывался не только на родине Дюма, но и в других европейских странах. Однако в США пользовался большим успехом. А прыжок Фэрбенкса, при котором он одной рукой хватал шпагу во время сцены драки, по сей день считается одним из самых интересных трюков эпохи раннего кинематографа.


Самый незаметный

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

Американский фильм 1935 года стал первым звуковым англоязычным фильмом. Однако кинокритикам он пришелся не по душе: они без устали сравнивали его с лентой 1921 года, и новая картина по всем параметрам проигрывала своей ранней немой предшественнице. А примечателен фильм тем, что сыгравший Рошфора Иэн Кит в экранизации 1948 года вернулся к той же самой роли. Только в фильме 1935 года именно Рошфор был главным идейным злодеем, а не кардинал Ришелье.


Самый преемственный

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

Главные роли в музыкальном фильме 1939 года исполнили братья Ритц — популярное американское комедийное водевиль-трио, выступавшее с 1925 года по конец 60-х. Правда, играли они не мушкетеров, а их слуг, выдающих себя за мушкетеров. А одну из ролей в картине исполнил легенда Голливуда Джон Кэррадайн — отец звезды фильма «Убить Билла» Дэвида Кэррадайна. Кстати, в 1973 году во Франции вышел фильм «Четыре мушкетера Шарло» (на фото вверху), где главные роли исполнили участники музыкальной комик-группы Шарло и где также все подвиги были совершены слугами мушкетеров и Д’Артаньяна. В советском кинопрокате эта картина заняла десятое место по посещаемости среди зарубежных лент.


Самый пародийный

фото: Album/East News
фото: Album/East News

В 1942 году руку к классике приложили мексиканцы. Однако к съемкам фильма-пародии подошли весьма серьезно: костюмы позаимствовали в Голливуде, а создавать декорации французского двора позвали художника-постановщика из Европы. Главную роль в картине сыграл известнейший в то время мексиканский комик Кантинфлас, которого французы сравнивали со своим Фернанделем.


Самый идеологический

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

В американской картине 1948 года кардинал Ришелье перестал быть кардиналом. Под давлением религиозных групп съемочная группа была вынуждена вообще «отлучить» Ришелье от церкви и «назначить» его в своем фильме премьер-министром. Д’Артаньяна в ленте сыграл Джин Келли, который называл эту роль своей самой любимой немузыкальной ролью. Миледи согласилась играть Лана Тернер, уверенная, что ее леди Винтер — персонаж второго плана. Из-за этого недопонимания Тернер едва не ушла с проекта, но в итоге все-таки продолжила съемки. При этом на роль Миледи претендовала 22-летняя Энджела Лансбери, много лет спустя прославившаяся на весь мир в сериале «Она написала убийство». Но ей поручили сыграть королеву Анну Австрийскую.


Самый недворянский

фото: Album/East News
фото: Album/East News

Режиссером французской картины 1953 года стал Андре Юнебель, более известный в России как автор «Фантомаса». Отдав роль слуги Д’Артаньяна Планше легендарному Бурвилю, Юнебель не обеспечил себе дальнейшее творческое сотрудничество с актером. Правда, из-за участия Бурвиля мушкетеры стали едва ли не героями второго плана: мастерство фехтования Д’Артаньяна в исполнении Жоржа Маршаля не шло ни в какое сравнение с тем, что мог сотворить в кадре Бурвиль со сковородой или графином.


Самый серьезный

Режиссер дилогии 1961 года «Подвески королевы» и «Месть Миледи» Бернар Бордери, известный прежде всего по фильмам про Анжелику, подошел к съемкам очень серьезно и с большим уважением к оригиналу.

В местах съемок, декорациях, костюмах, реквизите авторы картины щепетильно придерживались исторической достоверности. Все это лишило фильм юмора, но прославило большинство актеров. Например, Милен Демонжо (Миледи) вскоре получила главную женскую роль в трилогии о Фантомасе, Жан Карме (Планше) стал лучшим другом главного героя «Высокого блондина в черном ботинке», а Жорж Декриер (Атос) чуть позже прославился ролью Арсена Люпена в одно-именном сериале.


Самый судебный

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

В фильме 1973 года снялось довольно большое количество звезд: Майкл Йорк (Д’Артаньян), Оливер Рид (Атос), Фрэнк Финлей (Портос), Ричард Чэмберлен (Арамис), Джеральдин Чаплин (королева Анна), Чарлтон Хестон (Ришелье), Фэй Данауэй (Миледи), Кристофер Ли (Рошфор), Ракель Уэлш (Констанция) и др. Однако громкие имена не помешали режиссеру Ричарду Лестеру и продюсерам Илье и Александру Салкиндам пойти на обман. Отснятый материал они разделили на две картины, выпустив в 1974 году фильм «Четыре мушкетера». Актеры же получили гонорар за одну ленту. Недовольные таким раскладом, звезды подали в суд и выиграли дело. Но доплата все равно была гораздо меньше, чем если бы им отдельно оплатили съемки в двух фильмах. Однако с тех пор в Голливуде действует так называемое условие Салкиндов, согласно которому в контракте актера прописывается пункт о том, в скольких именно фильмах он участвует в процессе съемок, за сколько он получит гонорары и какова будет его оплата, если уже в момент монтажа количество фильмов будет меняться.


Самый советский

Отечественный трехсерийный телефильм «Д’Артаньян и три мушкетера» 1979 года по сей день очень любим российскими зрителями, которые готовы подпевать каждой песне и считают эту экранизацию лучшей среди всех прочих. Западные критики относятся к картине сдержанно, удивляются такому явлению, как «советский мюзикл без коммунистической пропаганды», и считают сцены схваток слишком неправдоподобными. Но при этом отмечают, что фильм не лишен своего очарования, да и актеры весьма привлекательны.


Самый трогательный

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

На роль Д’Артаньяна в фильме 1993 года пробовались Джонни Депп и Брэд Питт, но в итоге проиграли ее Крису О’Доннеллу. Гари Олдман, в свою очередь, уступил кардинала Ришелье Тиму Карри. А Атоса, Портоса и Арамиса в итоге сыграли Кифер Сазерленд, Оливер Платт и Чарли Шин. Эта экранизация отличалась вольностями как в истории Франции, так и в сюжете, особенно в том, что касалось Миледи. Леди Винтер в исполнении Ребекки де Морней искренне любила Атоса и помогала мушкетерам, снабжая их информацией, прежде чем покончить жизнь самоубийством от отчаяния, когда ее бросил Атос.