Архив

Наш любимый клоун

Лучшие роли Савелия Крамарова

Его обожали простые зрители, хотя в кино чаще всего он играл хулиганов и алкоголиков. А ему достаточно было появиться на экране, как зрители начинали истерически хохотать. У Савелия Крамарова не было ни одной главной роли, а те, что были, начальство считало порочащими советского человека…

19 октября 2011 20:10
1984
0
фото: FOTOBANK.COM
фото: FOTOBANK.COM

«ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ», 1973

Кто: Дьяк Феофан.

Цитата:«Был у нас толмач-немчин. Ему б переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили».

Дьяк Феофан стал первой костюмной ролью Крамарова. Этот фильм оказался знаковым в биографии артиста. Незадолго до начала работы над ним Савелия Викторовича впервые выпустили за границу. А через некоторое время после «Ивана Васильевича…» артисту присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Говорят, что когда актер узнал об этом, то заплакал. И тут же отправился на могилу к матери, поделиться с ней своей радостью. В комедию Крамаров попал как актер, неоднократно снимавшийся у Гайдая, без проб. И он прекрасно создал образ дьяка, при этом между съемками успевал садиться за парту и сдавать экзамены в театральном институте.


«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ», 1971

Кто: Федор Петрович Ермаков, по кличке Косой.

Цитата:«Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!»

Роль Косого — одна из лучших в фильмографии актера, к тому же и одна из самых больших. Но Крамарова могло и не быть в этой картине, ведь его пробы очень не понравились худсовету. И только Георгий Данелия, с которым Савелий Викторович уже несколько раз работал, смог отстоять его и поручиться за актера. Георгию Николаевичу пришлось защищать артиста и во второй раз. Когда в 1981 году Крамаров покинул СССР, то все эпизоды с его участием из фильма приказали вырезать. И тогда Данелия предложил идеологам страны посмотреть «Джентльменов…» повнимательнее: ведь «беглец» сыграл вора и отщепенца, куда уж порочнее? И после таких доводов Косого оставили в покое.


«БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», 1972

Кто: Петя Тимохин.

Цитата:«Жалко, что у меня жизнь одна! Было б их три — три зарплаты получал бы!»

В 1972 году один из лучших комиков страны поступил в ГИТИС на актерский факультет. До этого момента он был актером с дипломом Лесотехнического института. Но отсутствие профессионального образования никак не сказывалось на народной любви к Крамарову. Часть съемок «Большой перемены» проходила на заводе в Ярославле. И вот однажды вахтер на заводской проходной не пускал киношников до тех пор, пока из машины не выглянул Савелий Викторович и не попросил открыть ворота. А когда съемки проходили в Сочи, актер приехал туда сразу с двумя молоденькими девушками. Мало того, он сумел влюбить в себя практически всю женскую половину киногруппы. Как потом вспоминала актриса Нина Маслова, на которую герой Крамарова Петя Тимохин написал анонимку, Савелий был большим интеллектуалом, не пил и не курил.


«12 СТУЛЬЕВ», 1976

Кто: Слесарь Полесов.

Цитата:«Ну до чего же дожили: вчера весь город обегал, плашек ⅝ достать не мог! Нет у них! А трамвай собираются пустить!»

В середине семидесятых годов у Крамарова начался один из самых тяжелых этапов в жизни. Его взяли на заметку в КГБ с тех пор, как разогнали кружок, в котором Крамаров занимался йогой. А уж после того, как дядя актера решил эмигрировать в Израиль, Савелий Викторович превратился в безработную звезду. Киношное начальство фактически поставило на артисте крест, заявив, что «актер Крамаров играет придурков и тем самым оглупляет общество». После такого приговора имя артиста практически забыли. Не побоялись пригласить Крамарова в свои «12 стульев» Марк Захаров, Данелия — в «Мимино», Миллионщиков — в «Живите в радости» и Васильев — в детский фильм «Новые приключения капитана Врунгеля», который стал последней работой актера в СССР.


«НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ», 1966

Кто: Илюха-бандит.

Цитата: «Глянул в стороны: и гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина…»

Так получилось, что в большинстве из пятидесяти с лишним картин (не считая голливудских) Крамарову приходилось играть хулиганов. Сам же актер, по его собственному признанию, никогда бандитом не был и даже никогда с ними не сталкивался. К работе над «Неуловимыми…» Савелий Викторович отнесся, честно говоря, несерьезно, потому что параллельно снимался у Георгия Данелии в картине «Тридцать три». В «Неуловимых…» у актера была эпизодическая роль и практически одна фраза о тех самых мертвых с косами. У Данелии же Крамарову досталась роль поэта, в которую он вложил всю душу. Но по иронии судьбы «Тридцать три» по идеологическим причинам сняли с проката, а Илюха-бандит из «Неуловимых мстителей» принес артисту огромную популярность, да и цитата тут же ушла в народ. Именно с этой картины у актера началась другая жизнь. Его, как узнаваемого и популярного артиста, начали приглашать на концерты. И благодаря таким гастролям Крамаров смог поправить свое благосостояние. Он наконец-то переехал из коммуналки в отдельную квартиру, купил машину и стал коллекционировать антиквариат.