Архив

Одесса-мама

Как возвращали в прошлое знаменитый город

Одесский городской пляж по-летнему полон охотников за последними в этом сезоне теплыми солнечными лучами. А вот съемочной группе режиссера Марка Горобца не до отдыха. Считаные дни остаются до окончания съемок сериала «Жемчужина у моря», и на площадке кипит работа даже ночью.

6 октября 2011 00:17
4699
0

Действие сериала «Жемчужина у моря» разворачивается в 1969 году: в Одессе процветает бандитизм, на борьбу с которым из Москвы направляют нового прокурора Чебанова (Дмитрий Дюжев). В жизни актеру Дмитрию Дюжеву 33 года, его персонажу — уже 40. А потому в кадре он выглядит совершенно иным человеком, и это не только благодаря возрастному гриму и прическе. Готовясь к роли, беседуя с работниками прокуратуры тех лет, Дмитрий не только вникал в специфику их профессии, но и подмечал некоторые особенности, свойственные этим людям. Например, проницательный взгляд, под которым заведомо чувствуешь себя виноватым. Именно таким взглядом будет смотреть Дмитрий Дюжев на представителей одесского криминального мира.

Неповторимая Одесса с ее старыми двориками, сохранившимися старинными зданиями и, конечно, морским побережьем, выступала отличной декорацией к фильму. Хотя для того, чтобы «населить» город предметами советской эпохи, художникам-постановщикам Александру и Татьяне Кондратовым пришлось немало постараться. Впрочем, подобный опыт у них уже был: один раз они уже воссоздали Одессу для сериала «Ликвидация». И вот еще одна историческая работа, которую они расценивают как подарок судьбы. Досконально изучен местный Староконный рынок, где еще можно найти старинные вещицы, взят реквизит из Одесской киностудии — в основном мебель. Что-то, как, например, автоматы для продажи газировки, привезли из Киевской киностудии. Гордость реквизиторов — редкая модель советских часов под золото с будильником, которую нашли специально для героини Екатерины Гусевой, исполнительницы роли Марины, в которую влюблен прокурор Чебанов.

Екатерине Гусевой досталась возрастная роль. Актриса выглядит старше с помощью грима и парика.
Екатерине Гусевой досталась возрастная роль. Актриса выглядит старше с помощью грима и парика.

Продюсер на ноутбуке показывает нам несколько отснятых сцен, пока еще без монтажа, и мы понимаем, что и Екатерину Гусеву в «Жемчужине у моря» тоже не узнать: это и парик с короткой стрижкой, и возрастной грим. Яркая сцена драки, в которой у актрисы порваны колготки, коленки в крови, лицо в царапинах. «Несколько раз героиню Кати бьют, причем довольно жестоко, — рассказывает режиссер. — Должен сказать, что 99% всех трюков актеры выполняли сами. Никто не боялся быть грязным, потным или в крови. Я боролся за то, чтобы в кадре все выглядело по-настоящему, а не достигалось с помощью грима».

Несколько сцен сериала снималось в женском отделении настоящего одесского СИЗО, куда не пустили журналистов и под стенами которого мы ждали Дмитрия Дюжева, вышедшего на несколько минут, чтобы дать интервью. Режиссер картины Марк Горобец намеренно поместил актеров в «естественную среду» — там, говорит, и стены помогают. И хотя камера не передает особенный запах тюрьмы, не снимает глаза заключенных, прильнувших к единственному отверстию в двери камеры и наблюдающих за съемочным процессом, зрители, уверен режиссер, все равно почувствуют атмосферу, царящую в этих стенах. Перед началом съемок Дмитрий Дюжев лично зашел в некоторые камеры, пообщался с заключенными, раздал автографы. «Первый раз я побывал в тюрьме, когда мы еще „Бригаду“ снимали. На меня произвели большое впечатление этот запах, цвет стен, ощущение замкнутого пространства, малое количество света, воздуха. Невольно задумываешься, как ты по своей глупости или несдержанности можешь оказаться в таком месте на несколько лет», — делится актер.

Герой Эвклида Кюрдзидиса, лидер преступной группировки по имени Дато, убедит героя Петра Федорова Ивана, только что вернувшегося из армии, стать бандитом. Но даже этот поступок Ивана актер Федоров пытается оправдать. Говорит, время тогда было именно такое
Герой Эвклида Кюрдзидиса, лидер преступной группировки по имени Дато, убедит героя Петра Федорова Ивана, только что вернувшегося из армии, стать бандитом. Но даже этот поступок Ивана актер Федоров пытается оправдать. Говорит, время тогда было именно такое

Невозможно передать колорит Одессы и без яркого местного говора, свойственного городским жителям того времени. Для того чтобы актеры заговорили как настоящие одесситы — а это не только «гэ» и «шо», но и специфический одесский юмор, — специально привлекли консультантов, которые знакомили актеров с лингвистическими особенностями языка, интонациями, отдельными фразами. «Важно было не скатиться в пародию. Ведь мы привыкли слышать этот язык в юмористических сценках и анекдотах, а тут на нем нужно просто разговаривать», — объясняет Дмитрий Дюжев.

Во время ночной съемки, на которую пригласили журналистов, снималась сцена в ресторане. Под него «загримировали» один из залов в историческом здании со старинными интерьерами: поставили столы, за них рассадили массовку в одежде и с прическами 1960-х годов, на столах — абсолютно настоящие фрукты, оливье, винегрет. И даже посуда Villeroy&Boch. Харизматичному Эвклиду Кюрдзидису досталась отрицательная роль бандита Дато, который является лидером одной из преступных группировок. Напротив него за столиком сидит актер Петр Федоров («Обитаемый остров»), героя которого в сериале зовут Иваном. «Мой герой только что вернулся из армии и пытается начать нормальную жизнь, найти работу, но жизнь подталкивает его к тому, чтобы стать бандитом, — рассказывает Петр. — Хотя я все равно отношусь к нему с симпатией. Он понимает, что даже в криминальном мире есть мудрые и обаятельные люди, и становится бандитом чести».

Впрочем, несмотря на насыщенную криминальную подоплеку, первоначальное название сериала — «Бандитская Одесса» — изменили на романтичное «Жемчужина у моря». Ведь в центре него — все же любовная интрига. И поэтому создатели надеются привлечь к экранам самую широкую аудиторию. «Это ни в коем случае не боевик. Это история о судьбах, людях, о том, на что они готовы пойти ради любви, а через какие вещи, наоборот, не готовы переступить», — уверен режиссер Марк Горобец.