Архив

Из Парижа с любовью

По следам картины «Амели»

Мировоззрение многих впечатлительных барышень кардинально изменилось 20 сентября 2001 года, когда на экраны вышла картина «Амели». Десять лет спустя этот фильм по-прежнему является для них ориентиром в жизни и руководством в поиске удовольствий в маленьких повседневных радостях.

21 сентября 2011 19:35
5196
0

След 1: ИМЕННОЙ


● До: Режиссер Жан-Пьер Жене изначально писал главную роль под британскую актрису Эмили Уотсон, обратив на нее внимание в фильме «Рассекая волны». Именно поэтому в оригинальном сценарии папа героини был англичанином и жил в Лондоне. Однако Эмили была вынуждена отказаться, так как очень плохо говорила по-французски и уже была утверждена на роль в картину «Госфорд-парк». Тогда Жене решил взять на главную роль малоизвестную Одри Тоту, лицо которой однажды увидел на постере к фильму «Салон красоты «Венера». От Уотсон в ленте в итоге осталось лишь имя, которое на французский манер трансформировалось в Амели.

● После: После выхода фильма имя Амели стало пользоваться особой популярностью среди родителей, которые называли в честь главной героини новорожденных дочек. А в 2007 году в честь Амели Пуллен был назван новый вид стеклянной лягушки, найденной на склонах Анд в Эквадоре, — Cochranella amelie. Ученый, придумавший это имя, объяснял: «В выдающемся фильме „Амели“ маленькие незначительные детали играют важную роль в достижении радостей жизни. Точно такую же роль играют крохотные стеклянные лягушки и вообще все виды земноводных и рептилий в здоровье нашей планеты».


След 2: ЗВЕЗДНЫЙ


● До: Карьера Одри Тоту началась в 1996 году в фильме «Сердце мишени». Два года спустя 22-летняя Одри, уже «натренировавшаяся» на небольших ролях в различных телефильмах и сериалах, приняла участие в конкурсе юных дарований и выиграла его. Победа тут же принесла актрисе одну из ключевых ролей в мелодраме «Салон красоты «Венера». На Тоту начинали обращать внимание зрители, критики и жюри «Премии Сюзанны Бьянчетти», вручившее Одри главный приз как подающей надежды актрисе Франции. До начала съемок в «Амели» оставался год…

● После: Выход «Амели» немедленно отразился не только на самой Одри Тоту, но и на ее фильмах. Например, на ленте «Взмах крыльев мотылька», которую сразу в нескольких странах, включая Россию, окрестили «Амели−2». Тот факт, что эта картина была снята на год раньше, никого не смущал. К Одри также надолго приклеилось имя ее героини, и лишь экранизации романа Дэна Брауна «Код да Винчи», где Тоту снялась вместе с Томом Хэнксом, удалось это изменить. Однако сама актриса по сей день тяготится свалившейся на нее славой. Сейчас она снимается не чаще раза в год, а в августе и вовсе заявила, что в ближайшее время уйдет из кино.

Кстати, помимо самой исполнительницы главной роли фильм принес известность художнику Михаэлю Сова, чьи картины украшают спальню героини Тоту и руке которого принадлежит вымышленный друг Амели — крокодил. А также музыканту Янну Тьерсену, написавшему заглавную тему к фильму — «Вальс Амели». Вообще-то Жан-Пьер Жене хотел, чтобы музыку писал композитор Майкл Найман, но не смог с ним связаться. Тут-то режиссеру кто-то и подсунул диск с музыкой Тьерсена.


Cлед 3: ГОРОДСКОЙ


● До: Съемки фильма велись на настоящих улицах Парижа, прежде всего в районе Монмартр, где и проживает главная героиня. Кафе «Две мельницы» на улице Лепик, 15, где Амели работала официанткой, тоже не декорация. Заведение было открыто еще в начале прошлого века. Однако выбор натурных съемок в городе стоил группе немалых усилий. Чтобы фильм выглядел нарядным и картинка была еще более сказочной, режиссер попросил очищать каждое съемочное место от мусора, пыли, грязи и граффити. Труднее всего это было сделать на вокзале, но рабочие группы справились.

● После: Если чистоту, наведенную киношниками, сохранить так и не удалось, то достопримечательности Монмартра, показанные в фильме, обрели вторую жизнь. Например, владелец «Двух мельниц» уже всерьез думал о том, чтобы продать заведение. Но после премьеры картины кафе стало пользоваться бешеной популярностью. И он не только передумал продавать бизнес, но даже повесил у себя в зале огромный плакат фильма. Правда, табачный ларек оттуда убрал. Подзаработали на картине и торговцы недвижимостью, так как цены на квартиры в районе Монмартра резко взлетели. Владельцы пекарен тоже не остались в стороне и стали продавать новый вид булочек, названных в честь Амели. И даже хозяин местной арабской лавочки, прихватив на память после съемок несколько предметов реквизита, с радостью рассказывает своим посетителям о том, как проходила работа над «Амели».


След 4: ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ


● До: Прототипом садового гнома, отправленного Амели в кругосветное путешествие, стал гном одного шутника из Австралии. В середине 80-х годов он взял забавную фигурку из соседнего двора в поездку по разным странам и присылал потом соседу фотографии его садового любимца. В 90-х подобные шалости стали весьма популярны в Англии и Франции, и режиссер решил использовать эту шутку в своем фильме. Вообще многие истории, показанные в фильме, вполне реальны, так как Жене начал записывать разные необычные рассказы своих знакомых еще с 1974 года. Например, фотоколлекция, которую собирает Нино, существует на самом деле и принадлежит другу Жан-Пьера сценаристу Мишелю Фолько.

● После: Гном-путешественник приобрел после премьеры «Амели» мировую известность. Причем не только среди обыкновенных шутников-туристов. Он стал объектом различных компьютерных игр, героем сюжета нескольких видеоклипов и сериалов и даже рекламным лицом одной американской турфирмы.


След 5: ПРЕМИАЛЬНЫЙ


● До: Президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб назвал фильм «Амели» неинтересным и не включил его в список картин форума. Это вызвало большой скандал, так как и зрители, и критики были от картины в восторге. Жакоба оправдывает, наверное, лишь то, что, отбирая ленты для фестиваля, он посмотрел еще не смонтированную версию «Амели», да к тому же без музыкального сопровождения.

● После: Картина удостоилась огромного количества наград. Среди премий — две Британской киноакадемии и четыре «Сезара». «Оскар» фильму, правда, так и не достался, но картина была номинирована в пяти позициях.

К этому стоит добавить номинацию на «Золотой глобус». Однако главным достижением «Амели» можно считать то, что она входит в сотню лучших фильмов всех времен.