Архив

Классные дамы

Любимые педагоги в кадре и за кадром

Гладиолусы, нарядные одноклассницы, школьная линейка, учителя. Время идет, но многие традиции, связанные с первым сентября, не меняются. И как бы мы ни относились к школе и ее преподавателям, они оставили заметный след в нашей судьбе.

31 августа 2011 20:11
6810
0

Варвара Васильевна МАРТЫНОВА («Сельская учительница»)

В кино: Сразу же после войны в 1947 году на экраны СССР вышла история о Варваре Мартыновой, которая после окончания гимназии отправилась учить детишек в глухую деревню. В картине «Сельская учительница» показана жизнь педагога с юности и до пожилого возраста. Сорокалетняя актриса Вера Марецкая прекрасно справилась и с ролью девушки, и женщины в годах. За эту работу она в третий раз была награждена Сталинской премией. Сама Вера Петровна говорила о созданной ею Мартыновой так: «Это чистый, нежный, типичный для русской действительности образ женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».

В жизни: Будущая звезда советского кино была прилежной ученицей и по настоянию родителей без особых усилий поступила на философский факультет Московского университета. Но, мечтая о кино, девушка смогла сдать экзамены еще и в две театральные студии. Во время работы над «Сельской учительницей» Марецкая встречалась с прототипом своей героини Екатериной Васильевной Мартьяновой, которая начала учительствовать в 1902 году в небольшом городке за Уралом, а позднее была приглашена в Москву в гимназию, которой проруководила более тридцати лет. Кстати, у нее учился Эльдар Рязанов. И, судя по воспоминаниям режиссера, настоящая Мартьянова сильно отличалась от доброй экранной героини.


Светлана Афанасьевна («Большая перемена»)

Изначально на роль Светланы Афанасьевны в «Большой перемене» планировалась Светлана Крючкова, а не Наталия Богунова.
Изначально на роль Светланы Афанасьевны в «Большой перемене» планировалась Светлана Крючкова, а не Наталия Богунова.

В кино: Актриса Наталия Богунова в 1972 году сыграла свою самую известную роль — педагога вечерней школы в картине «Большая перемена». Этот фильм был партийным заказом, поскольку в шестидесятых годах начали развивать идею о всеобщем среднем образовании. Естественно, все это решили отразить и в кино. Говорят, что изначально на роль блондинки-учительницы пробовалась Светлана Крючкова. Но на пробах эпизода, в котором она должна была ссориться с Ганжой (Збруев), так укусила его за палец, что актер начал ее бояться. К счастью для Крючковой, ее оставили в картине, и она сыграла Нелли Ледневу. А вот для актрисы Наталии Богуновой все было наоборот. Режиссер Алексей Коренев дал Наталии сценарий и сказал, чтобы она сама выбрала ту роль, какую захочет играть. Богуновой понравилась Светлана Афанасьевна. Фильм снимался легко, практически все начинающие актеры после этой работы стали звездами.

В жизни: Наталия Богунова всегда была прилежной ученицей и знала, что такое работать до седьмого пота, с малых лет. Она мечтала стать балериной, поскольку в соседнем доме располагалось хореографическое училище. Но ей уже исполнилось 9 лет, и время было упущено. И тогда она начала заниматься с педагогом, бывшей балериной, дома. Девочка вставала рано утром и до начала уроков бежала к учителю и то же самое проделывала вечером после уроков. Пожилая балерина была строга с ученицей и нещадно била ее по ногам, но в результате сотворила чудо. Богунова осуществила свою мечту и поступила в училище.


Наталья Сергеевна Горелова («Доживем до понедельника»)

фото: ИТАР-ТАСС
фото: ИТАР-ТАСС

В кино: «Доживем до понедельника», вышедший в 1968 году, наверное, самый известный фильм о школе. Сыгравшая молодую учительницу английского языка Ирина Печерникова даже не могла мечтать о такой роли. По признанию актрисы, она была влюблена в Вячеслава Тихонова (он сыграл в картине учителя истории), которого обожали все школьницы и студентки страны. Поэтому неудивительно, что на пробы девушка пришла в полуобморочном состоянии. Но благодаря мудрости и доброжелательности Тихонова Печерникова смогла взять себя в руки и показать, на что способна. Тогда у Ирины были длинные волосы, и режиссер картины Станислав Ростоцкий предложил примерить ей парик. Позднее гримерам приходилось подолгу возиться с париком, а актрисе — приезжать за два часа до начала съемок. Но, несмотря на все сложности, Ирина вспоминает это время как одно из самых счастливых в своей жизни.

В жизни: Юная Ирина Печерникова любила школу и училась с легкостью, несмотря на жуткую занятость. Дело в том, что девушка мечтала стать актрисой. И как-то соседка и звезда Малого театра Руфина Нифонтова на вопрос: «Что нужно, чтобы стать актрисой кино?» — ответила: «Все». Печерникова восприняла этот ответ буквально и начала ходить во все кружки подряд: танцы, фигурное катание, фехтование, гимнастика, стрельба, верховая езда, мотогонки и т. д.


Елена Сергеевна («Дорогая Елена Сергеевна»)

Рязанов снял «Дорогую Елену Сергеевну» всего за 25 съемочных дней.
Рязанов снял «Дорогую Елену Сергеевну» всего за 25 съемочных дней.

В кино: Эльдар Рязанов снял эту картину в самом начале перестройки в 1988 году. Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» поверг в шок зрителей. Ведь до Рязанова такую школу еще никто не показывал: десятиклассники-выпускники приходят к своей учительнице на день рождения. Но не с целью поздравить ее, а чтобы всеми правдами и неправдами забрать у дорогой Елены Сергеевны (ее сыграла Марина Неелова) ключ от сейфа, в котором лежат экзаменационные работы. Картина стала настолько знаковой, что в этом году во Франции вышел ее ремейк под названием «Эскалация».

В жизни: Наверное, никто лучше Марины Нееловой не смог бы сыграть эту роль. Маленькая, худенькая и всегда в себе. Марину хотелось защищать и окружать заботой. А вот в школьные годы Неелова предпочитала учебе походы в театр и консерваторию. При этом трудолюбия девушке было не занимать, ведь все детство она занималась балетом и умудрялась совмещать колоссальные физические нагрузки со школьной программой.


Марина Максимовна («Ключ без права передачи»)

Картина «Ключ без права передачи» привела Елену Проклову в ЦК партии.
Картина «Ключ без права передачи» привела Елену Проклову в ЦК партии.

В кино: О таких учителях можно только мечтать. В фильме «Ключ без права передачи» (1976) молодая Марина Максимовна проводила со своими десятиклассниками все выходные дни, обсуждала темы, которых не касались даже родители, и искренне любила своих ребят. Елена Проклова, сыгравшая идеального педагога, особенно выделяет эту роль из остальных. Она была награждена премией Ленинского Комсомола, после чего ее тут же выбрали делегатом съезда ВЛКСМ, а затем и членом ЦК. По воспоминаниям актрисы, это были интереснейшие четыре года в номенклатуре.

В жизни: О профессии педагога Лена знала с детства, поскольку ее отец преподавал в Военно-политической академии, а мама — в обычной школе. Может быть, поэтому кино-учительница в ее исполнении получилась столь убедительной. Да и как ученица будущая звезда была одной из лучших. Чтобы осуществить свою мечту и поступить в школу-студию МХАТ, девушка сдала экстерном экзамены за девятый и десятый классы, на что были способны далеко не все отличники.


Татьяна Николаевна КОЛЬЦОВА («Вам и не снилось»)

Елене Соловей в отличие от многих совсем не нравилась ее героиня в картине «Вам и не снилось».
Елене Соловей в отличие от многих совсем не нравилась ее героиня в картине «Вам и не снилось».

В кино: В 1980 году вышел фильм о первой любви «Вам и не снилось». Но помимо основных героев картины внимание зрителей привлекла учительница литературы, которую сыграла Елена Соловей. Подростки тогда мечтали, чтобы такая учительница работала и в их школе, и присылали актрисе мешки писем с приглашением на работу. Но самой Елене Соловей ее героиня не слишком нравилась. По словам артистки, в повести, по которой снимался фильм, учительница была отрицательным персонажем. А в «Вам и не снилось» ее характер был сглажен, но это не улучшило ее образ в целом.

В жизни: Елена Соловей не понаслышке знает о профессии педагога. В 1965 году после неудачной попытки поступить во ВГИК она устроилась работать в школу учителем пения. Причем девушка так увлеченно работала, что в скором времени этот предмет у большинства ребят стал самым любимым. Будущая актриса не просто разучивала песни про пионерию, а придумывала какие-то народные праздники, собирала ансамбли и делала постановки. Кроме того, Соловей и сама была прилежной ученицей. Во время работы в школе тщательно готовилась к вступительным экзаменам. И ее труды окупились поступлением на актерский факультет ВГИКа.