Архив

И тигры у ног моих сели

Хищные нравы на съемках «Полосатого рейса»

История о приключениях команды сухогруза «Евгений Онегин» и их необычных пассажирах стала лидером проката 1961 года и до сих пор любима многими зрителями.

29 июня 2011 20:37
4143
0
Дрессировщица Маргарита Назарова плавала не очень хорошо. Поэтому после нескольких дублей, в которых ей пришлось плавать вместе с тиграми от корабля до берега и обратно, она сильно устала. И животные — не по сценарию — искренне пытались помочь своей любим

Режиссеру фильма Владимиру Фетину пришлось нелегко уже при подборе актеров. Большинство артистов, прочитав сценарий, тут же отказывались от роли или ставили условия: не появляться с хищниками в кадре, что было неприемлемо. На пробах помимо творческой группы присутствовал еще и представитель комиссии по охране труда. Говорят, он смущал артистов необычными вопросами типа: «Что вы будете делать, если к вам в каюту войдет тигр?» И это были не просто вопросы, а, можно сказать, инструкция по технике безопасности. Актеры должны были знать: если тигр возьмет ногу в пасть, то ее ни в коем случае нельзя вырывать. Нужно аккуратно, но сильно пихнуть зверя кулаком в морду. Если же начать вырывать ногу, то животное может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти.

Эту крохотную, но яркую сцену Василий Лановой называет одной из самых любимых. Когда в Одессе снимался «Полосатый рейс», актер был в этом городе на отдыхе и снялся в эпизоде для собственного удовольствия за символические 50 рублей.
Эту крохотную, но яркую сцену Василий Лановой называет одной из самых любимых. Когда в Одессе снимался «Полосатый рейс», актер был в этом городе на отдыхе и снялся в эпизоде для собственного удовольствия за символические 50 рублей.

Знаменитая сцена о плывущей «группе в полосатых купальниках» в кадре выглядит легко и непринужденно, но на съемках все было по-другому. Пляж, на который выходили из воды животные, огородили высокой сеткой. По сценарию люди на пляже в панике бегут от тигров. Однако, оказавшись на опустевшем пляже, животные увлеклись вещами, которые остались от убежавших статистов. Хищники так заигрались, что одна из тигриц в азарте перемахнула через ограждение, за которым собралась толпа зевак. Мирные граждане, пришедшие посмотреть, как снимается кино, в панике бежали. Как и дежурившие около ограждения рабочие с колотушками, которыми они должны были при случае отпугивать тигров. Дрессировщики бросились за тигрицей, хвост которой уже терялся в кустах. И тогда к зверю подскочила молоденькая девушка Тоня, работавшая на «Ленфильме» осветителем. У нее в руках была большая брезентовая рукавица. Ею и ударила Тоня по носу тигрицы. Хищница не ожидала такой наглости, фыркнула и побежала обратно за ограждение. Бесстрашной девушке повезло, что после веселья на пляже животное было в хорошем расположении духа.

Евгений Павлович всячески отнекивался от съемок в ванной вместе с тигром. Но режиссер пошел на хитрость. Он сказал актеру, что между ним и тигром будет толстое стекло, а когда Леонов закрыл глаза — убрал его. Так что все эмоции в этой сцене не поддельные.
Евгений Павлович всячески отнекивался от съемок в ванной вместе с тигром. Но режиссер пошел на хитрость. Он сказал актеру, что между ним и тигром будет толстое стекло, а когда Леонов закрыл глаза — убрал его. Так что все эмоции в этой сцене не поддельные.

Доставалось от четвероногих артистов и дрессировщикам. Так, Маргарите Назаровой по сценарию нужно было изобразить испуг: буфетчица Марианна идет между клеток с тиграми, вздрагивает от каждого их движения и кидает им сосиски. Говорят, что укротителю ни в коем случае нельзя показывать своим подопечным испуг. А Назарова сделала это настолько виртуозно, что ей поверили даже хищники. В этот же день после съемок эпизода две тигрицы попытались напасть на нее, причем неоднократно, но Маргарита Петровна сумела показать, кто здесь на самом деле хозяин.

Чтобы снять этот крохотный эпизод, актеру Алексею Смирнову пришлось целый месяц просидеть возле клеток с тиграми, разговаривать с животными и кормить их. И когда звери немного привыкли к артисту, он рискнул схватить хищника за хвост.
Чтобы снять этот крохотный эпизод, актеру Алексею Смирнову пришлось целый месяц просидеть возле клеток с тиграми, разговаривать с животными и кормить их. И когда звери немного привыкли к артисту, он рискнул схватить хищника за хвост.

Но самое тяжелое испытание выпало на долю Евгения Леонова, который сыграл псевдодрессировщика повара Шулейкина. Сцену в ванной придумали уже во время съемок, но актер не захотел сниматься голышом в непосредственной близости от тигра. Как только Евгения Павловича ни уговаривали: и что у тигра нет зубов и когтей, и что он добрый, как котенок. На что артист шутил: «Котеночек в двести килограммов живого веса. Съест меня и еще на сто кило подобреет». Тогда дрессировщик Константиновский предложил Леонову подстраховать его: лечь за ванной и перед тигром, чтобы не было видно в кадре. Но актер не соглашался. Тогда на судно, на котором шли съемки, привезли огромное пуленепробиваемое стекло, которое поставили за спиной Леонова и перед мордой тигра. Однако оператор тут же заметил, что загородка бликует и ее будет видно зрителю. Тогда стекло решили не ставить, «забыв» сообщить об этом артисту. И вот начались съемки: за ванной стоит стекло, Леонов скидывает одежду и садится в пенную воду. Кстати, в этот момент актеру завидовали все, поскольку пресная вода была дефицитом. После того как Евгений Павлович намылил голову и закрыл глаза, стекло потихоньку убрали и запустили тигра. Пурш, так звали хищника, удивился открывшейся перед ним картине и ткнулся носом в Леонова. Когда артист протер глаза, то от страха ушел под воду. А потом с воплями, выскочив из ванны, пересек весь теплоход и спрятался в каюте капитана. Все были в восторге от снятого и увиденного. А вскоре это смогли оценить и 32 миллиона человек, которые пришли в кинотеатры в 1961 году.


Мой ласковый и нежный зверь

Тигр по кличке Пурш был любимцем дрессировщицы Маргариты Назаровой. Доходило до того, что она ходила с ним в кафе, ездила на машине и выгуливала на поводке в парке. Этот хищник благодаря свой хозяйке стал настоящей кинозвездой. Он снялся в трех художественных и двух документальных фильмах.


«ОПАСНЫЕ ТРОПЫ», 1954

Приключенческий фильм о диверсанте, который мешает советским микробиологам справиться с эпидемией, свирепствующей в тайге, стал первым художественным фильмом для Пурша. Ему исполнилось всего два года, и его недавно перевезли из рижского зоосада специально для съемок. Там, на съемочной площадке, впервые и увиделись Маргарита Назарова и Пурш. Актриса Лилия Юдина категорически отказалась от любого общения с тиграми, поэтому в качестве дублерши была приглашена акробатка и мотогонщица Назарова. Прошло много месяцев кропотливой работы, прежде чем между дрессировщицей и тигром завязалась дружба.


«УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ», 1954

Сразу после «Опасных троп» Назарова и Пурш отправились в Ленинград на съемки «Укротительницы тигров». Комедия о девушке Лене, которая работает сначала уборщицей в цирке, потом ассистенткой знаменитого мотогонщика, а затем и сама становится дрессировщицей, чем-то напоминает судьбу самой Маргариты Петровны. На съемках Пурш вел себя как настоящий профессионал. И даже простил пинок под зад от актера Сергея Филиппова, который сыграл в фильме скандального укротителя. Пурш познакомился на площадке и с Людмилой Касаткиной, и с Павлом Кадочниковым. Но больше всего ему понравилось шалить, как и было задумано по сценарию.


«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС», 1961

В картине снимались 10 цирковых тигров. А для Пурша эта комедия стала пятой работой. Тигр славился мягким нравом, его не беспокоило большое скопление людей, и он был единственным зверем, способным на дубли, то есть мог повторить то, что делал до этого. Только Пурш отважился взять в зубы шланг с водой, остальные боялись даже подойти к нему, поскольку в цирке их иногда успокаивают из шланга с водой. А еще у Пурша началась настоящая звездная болезнь: он отказывался делать повторы, капризничал, важничал и даже огрызался. Все это длилось до тех пор, пока более молодой тигр Урал без команд и просьб взял и выполнил трюк Пурша. С тех пор кинозвезда вновь стала покладистым зверем.