Архив

Умный не платит дважды

Можно ли «липовые» ТСЖ вывести на чистую воду?

На телефон нашей редакции буквально каждый день поступают жалобы на ТСЖ и управляющие компании, которые обдирают жильцов как липку. «РД» решил выяснить, как бороться с фальшивыми ТСЖ? И как избавиться от навязчивого и неоправданно дорогого сервиса?

5 мая 2011 21:25
3804
0

— Я купил жилплощадь в комплексе «Аэробус» на этапе строительства, — рассказывает москвич Иван Левашов на заседании Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Москвы, куда он обратился с жалобой на свою управляющую компанию. — Когда дом был сдан, застройщик объявил, что на время, пока в доме нет (или совсем мало) собственников, они сами выберут нам управляющую компанию — «ТСЖ «Столица». А потом, мол, если захотите, переизберете их.

Но пока, по словам Левашова, «Столица» диктует свои правила и расценки, завышая показатели услуг где только возможно:

— Наша инициативная группа жильцов провела небольшое расследование и выяснила, что цены за коммунальные услуги и содержание дома превышены в среднем в два раза, — продолжал Иван Левашов. — А некоторые цифры взяты просто с потолка. Так, в 2009 году услуги по содержанию паспортистки жильцам обошлись в 37 тысяч рублей в месяц. А работала она тогда всего четыре часа один раз в неделю.

— Или в предоставленных нам счетах было указано, что эксплуатация 52 лифтов в нашем доме стоила нам 14 миллионов рублей в год, но тогда ведь работала только половина лифтов, да и то не всегда, — возмущается другая жительница «Аэробуса» Татьяна Смирнова.

По предоставленным в ФАС данным, поводов для не совсем честного изъятия денег у новоселов у «ТСЖ «Столица» было немало. Например, взималась плата за обслуживание придомового участка примерно в 1 миллион рублей в год. Но на эту территорию не оформлены права собственности, а значит, обустраивать и содержать его должны за счет города, а не жильцов. Жильцы жалуются, что услуги охраны, видеокамеры, даже почтовые ящики были выбраны без согласования с ними и оказались неоправданно дорогими и довольно некачественными. В общем, за услуги по обслуживанию и содержанию дома набегало 45 рублей за кв. м в месяц вместо городской ставки в 22,92 руб./кв. м.

— Это дом повышенной высотности, его гораздо сложнее содержать, чем обычные московские дома, — горячились представители «ТСЖ «Столица» на слушаниях их дела в столичном ФАС.

Однако Левашов и другие активные жильцы обратились в несколько независимых управляющих компаний. И те готовы с радостью обслуживать данный дом по городским расценкам, а одна — даже на рубль дешевле.

Кстати, по словам руководителя московского Департамента ЖКХ Андрея Цыбина, планируется создать реальный рынок управляющих организаций. Ведь тогда появится здоровая конкуренция между управленцами, а собственники получат более качественные и недорогие услуги.

— В нашу службу поступает множество жалоб на то, что управляющая компания дома взимает завышенные платежи с жителей, — говорит начальник Управления ФАС Москвы Владимир Ефимов. — По закону плата за содержание и ремонт жилья, а также перечень услуг, которые входят в эту строку в платежном документе, должна определяться на общем собрании собственников. Но на практике дела обстоят по-другому — часто такие собрания вообще не проводятся.

Вот и стараются управляющие компании придумать поводы для поборов. Так, в новостройке на Мичуринском проспекте управленцы брали с жильцов плату не только за подъем стройматериалов на лифте, но даже за проход в дом!

— У нас в новостройке в Жулебино тоже брали деньги за «катание на лифте» — тысячу рублей за один «грузовой» подъем, — жалуется москвичка Юлия Волкова. — Правда, мы как-то додумались не жаловаться, а только кооперировались по нескольку человек и старались побольше стройматериалов загрузить в лифт.

Владимир Ефимов утверждает, что такие навязанные услуги — это нарушения со стороны управляющих компаний, и с этим нужно бороться. Вообще сотрудники ФАС начали серьезную проверку деятельности управленцев. Чиновники даже собираются написать для москвичей специальную «напоминалку». В ней будет прописан перечень обязательных услуг, которые должна оказывать каждая управляющая компания. А на сайте Московского управления ФАС вскоре должна появиться подробная информация, как определить нечестных управленцев и как от них защититься.

Помимо этого в каждом столичном округе создана конфликтная комиссия, которая будет выступать третейским судьей в спорах между жильцами и управляющими компаниями. Телефоны таких комиссий можно узнать в Департаменте ЖКХ Москвы или в своей префектуре.

— Многие наши жители говорят, что в других новостройках и по 100 рублей за кв. метр платят, мол, у нас еще по-божески, — возмущается Иван Левашов. — Вот на нашей апатии, равнодушии и паразитируют все эти управленцы, которые обдирают нас как липку!

— Действительно, от активности граждан зависит очень многое, — утверждает и руководитель Московского управления ФАС. — Если вы недовольны управлением в своем доме, вы сами можете выбрать компанию, которая вас устроит. Также только вы можете определить, что именно нужно сделать в вашем доме: починить крышу или отремонтировать подъезд. Наконец, внимательнее относитесь к договору между собственниками и управляющей компанией. В него стоит включить механизм приемки выполненных работ.

То есть платить управляющей компании нужно только после проведенных ею работ, а если она плохо выполнила свою задачу (например, некачественно сделала ремонт подъезда), то жители могут вообще не платить. Только все это нужно заранее прописать в договоре.

— Если граждане со своей управляющей компанией не будут работать, — говорит Ефимов, — то, как бы мы ни старались решить проблемы нарушений в сфере ЖКХ, особого толка не будет.