Архив

История в стиле барокко

Купец-богатей подарил столице уникальный храм

«Его можно назвать самым загадочным и самым впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья» — так охарактеризовал известный знаток московской истории С. Романюк храм, возвышающийся у перекрестка Пятницкой улицы и Климентовского переулка.

24 марта 2011 17:35
3825
0

Церковь эта действительно очень отличается от других храмовых построек в Златоглавой. Даже своим «эксклюзивным» названием: во имя Климента, Папы Римского. К «титулу» прежде добавлялось еще и уточнение: «церковь Климента, что в Ордынцах». Так обозначали наши предки в XIV в. часть территории Замоскворечья, где проходила Ордынская дорога (она вела из города в Золотую Орду).

Место оказалось знаменательным для русской истории и в более позднее время. В начале XVII столетия здесь стоял «острожек» — «крепостица на Ордынцах», которую 24 августа 1612 г. штурмом взяли ополченцы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Та битва с польскими войсками положила начало окончательному изгнанию интервентов из столицы. А летописный рассказ о ней стал первым документальным упоминанием храма: сражались-то наши с поляками за «острожек, что был у Климента Папы Римского».

В дальнейшем сведения о Климентовской церкви встречаются в письменных источниках регулярно. Первый каменный храм на этом месте был возведен в 1657 г., в начале следующего столетия его перестроили, а во времена правления государыни Елизаветы неоднократно «поновляли» и «благоукрашали». Оно и не удивительно: ведь «дщерь Петрова» взошла на престол как раз в день Св. Климента. От тех елизаветинских архитектурных «поновлений» до наших дней дошли трапезная и скромная колоколенка, а вот само здание храма было перестроено в 1762—1770 гг.

Эта «реконструкция» осуществлялась «иждивением табачного и винного откупщика коллежского асессора Космы Матвеева». Но если имя богатого прихожанина-благотворителя нам известно, то архитектор, создавший столь замечательное церковное здание, до сих пор остается «засекреченным». Специалисты лишь гадают, кто это мог быть — Ф. Растрелли, И. Мичурин, А. Евлашев, П. Трезини?..

Неизвестный зодчий построил в купеческом Замоскворечье храм, являющийся великолепным образцом так называемого петербургского барокко. Других церквей, выполненных в таком архитектурном стиле, в Первопрестольной нет.

Судьба улыбнулась «Клименту» во время наполеоновского нашествия. Здание оказалось единственным крупным храмом, уцелевшим в центре Белокаменной при пожаре. Вдобавок французы, лихо разгулявшиеся в захваченном городе, не тронули церковное убранство. Возможно, потому, что Святой Климент почитаем не только у православных, но и у католиков.

В последующем замечательный памятник архитектуры в Климентовском переулке каким-то счастливым образом избежал перестроек. Здесь уцелели даже «родные» иконостасы, выполненные в XVIII в. в стиле барокко. Подобных не найти ни в одном другом московском храме! «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшего художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при императорской Академии художеств». (Из описи церковного имущества. 1817 г.)

Икона святых Климента и Петра вернулась в храм после реставрации. Фото: Александр Добровольский.
Икона святых Климента и Петра вернулась в храм после реставрации. Фото: Александр Добровольский.

С приходом к власти большевиков церковь Климента — как и многие другие «культовые постройки» — оказалась под угрозой уничтожения. В 1930 г. ее решено было взорвать. Уникальный храм спас известный художник Игорь Грабарь. Он добился встречи с Ворошиловым и смог убедить «красного полководца» заступиться за церковь, названную в честь святого, именем которого когда-то крестили самого Климента Ефремовича. Храм уцелел, но был закрыт. На протяжении семи десятилетий в нем располагалось книгохранилище «Ленинки» — Российской государственной библиотеки. Лишь в 2005 г. здание было возвращено Церкви, а после того как в 2008 г. библиотечные фонды были отсюда полностью вывезены, началась полномасштабная реставрация. Проблем у специалистов, занимающихся «лечением» старой замоскворецкой постройки, возникло немало.

— Пришлось заменить много кирпичей в кладке стен, — рассказывает руководитель реставрационных работ Людмила Максина. — Кроме того, выяснилось, что сильно пострадали от дождя и снега, растрескались белокаменные украшения. Мастера изготовили заново по прежним образцам около 100 кв. метров резных капителей, колонн… На крыше и куполах мы обнаруживали дыры, пробитые осколками зенитных снарядов, — это следы минувшей войны…

Со стороны Пятницкой ул. уже восстановлен участок старинной церковной ограды с фигурной кованой решеткой. Отстроен заново и очень необычный объект — входной павильон, который являлся одновременно и Святыми воротами, и «прикладезным» строением над Святым источником, существовавшим здесь прежде. Знатоки называли павильон-ворота выдающимся произведением русской архитектуры эпохи барокко, однако в 1930-е гг. его снесли и построили на освободившемся месте… общественный туалет.

— В дальнейшем, когда старинная ограда будет восстановлена на всех ее участках, мы планируем разбить на территории сад по образцу того, что существовал когда-то в прошлом, — делится планами настоятель церкви Климента протоиерей Леонид Калинин. — Сейчас в храме идет реставрация интерьеров — лепнины, настенной живописи, иконостасов… Нужно сказать большое спасибо рабочим и сотрудникам бывшего здесь прежде книгохранилища за то, что они на протяжении многих лет бережно относились к внутреннему убранству. Однако работа реставраторам все равно предстоит огромная… Вот лишь один пример. Чтобы надежно закрепить на сводах, стенах, в арочных проемах слой штукатурки с уцелевшими фресками, пришлось просверлить в нем сотни небольших отверстий и через них заливать внутрь специальный скрепляющий раствор.

Много потрудиться предстоит с иконами, которых сохранилось в храме около ста. Одна из них уже преподнесла сюрприз.

— На образе священномучеников Климента и Петра из главного иконостаса под слоями поздней живописи обнаружились фрагменты изображения, относящегося к XVII веку, — рассказывает специалист реставрационных мастерских Екатерина Грабас-Смоленцева. — Сейчас все работы уже завершены, и эта икона вернулась в храм. Кстати, она имеет одну особенность: центральная часть с изображениями двух святых написана на отдельной доске и может выниматься из обрамляющей ее рамы, на которой размещены малые иконы-клейма. Это не случайно: ведь чтимый образ Климента и Петра часто выносили из церкви во время крестных ходов.

О том, кто был архитектором уникального храма, остается лишь гадать. Фото: Александр Добровольский.
О том, кто был архитектором уникального храма, остается лишь гадать. Фото: Александр Добровольский.

Очень интересны четыре помещенных в куполе центральной главы овальных медальона с изображениями евангелистов, которые еще предстоит реставрировать. Мало кто знает, что это аналоги тех холстов, которые были написаны для храма Христа Спасителя. (Несколько лет назад именно медальоны «от Климента» послужили подсказкой художникам при воссоздании образов евангелистов для главного московского собора.)

Восстановление храма осуществляется на средства, выделенные Департаментом культурного наследия г. Москвы и Патриархией. Реставрационные работы планируется завершить в будущем году.