Архив

Крепче за баранку держись, шофер!

Как рисковали жизнью на съемках «Дела Румянцева»

В начале весны 1956 года в кинотеатрах начали крутить новый фильм «Дело Румянцева». Только что прошел XX съезд партии, на котором разоблачили культ Сталина. На фоне всех этих событий, казалось бы, простенький шоферский детектив мог пройти и незаметно.

24 февраля 2011 17:59
4514
0
По сценарию, Саша Румянцев влюбляется в девушку Клаву (ее сыграла Нинель Подгорная). В реальной жизни в этот момент Алексей Баталов влюбился в свою будущую жену. Съемки фильма шли в Ленинграде, где проходили гастроли цирка. На одном из представлений актер
По сценарию, Саша Румянцев влюбляется в девушку Клаву (ее сыграла Нинель Подгорная). В реальной жизни в этот момент Алексей Баталов влюбился в свою будущую жену. Съемки фильма шли в Ленинграде, где проходили гастроли цирка. На одном из представлений актер

Писатель Юрий Герман (отец мэтра современного российского кино Алексея Германа) написал довольно жесткий киносценарий о молодом шофере Саше Румянцеве, которого подставляют жулики, и он попадает в тюрьму. Там молодого человека подвергают всяческим унижениям и оскорблениям, в результате у Саши не остается никакой надежды доказать свою невиновность.

Еще во время доработки сценария режиссер Иосиф Хейфиц получил из ленинградского обкома партии гневную бумагу о том, что в советском кинематографе не может быть фильма, в котором позорят доблестную милицию.

Чтобы снять сцену, когда грузовик Баталова врезается в кирпичи, была построена настоящая стена. Киношники долго искали машину, предназначенную после аварии для списания. Потом ее отремонтировали, чтобы она смогла проехать хоть сколько-то метров. На лобово
Чтобы снять сцену, когда грузовик Баталова врезается в кирпичи, была построена настоящая стена. Киношники долго искали машину, предназначенную после аварии для списания. Потом ее отремонтировали, чтобы она смогла проехать хоть сколько-то метров. На лобово

Иосиф Ефимович пытался сопротивляться, но на него начали давить со всех сторон. Из-за угрозы закрытия картины Герман и Хейфиц ввели в сюжет благородного и честного милиционера, полковника Афанасьева, которого блестяще сыграл Сергей Лукьянов.

Режиссер очень тщательно готовился к съемкам «Дела». В архивах «Ленфильма» остались тетрадки Хейфица с заметками о ходе работы. В них есть список заданий, которые поставил перед собой Иосиф Ефимович: «Побеседовать с консультантами из ОРУДа (Отдел по регулированию уличного движения. — «МКБ») и ГАИ; побывать на допросе, в детдоме и в приемном покое «скорой помощи»; повидать настоящего, живого афериста; познакомиться с работой начальника эксплуатационного отдела автобазы; провести день с шоферами-дальнерейсовиками; посмотреть фильм «Под крышами Парижа». «Под крышами Парижа» — французский фильм 1930 года, рассказывающий о любовном треугольнике красавицы Полы, уличного музыканта и его друга.

В этой картине первую свою большую роль сыграл Евгений Леонов. По воспоминаниям артиста, обстановка на площадке была очень теплая, дружеская и творческая: «...хотелось сделать больше, чем ты умеешь».
В этой картине первую свою большую роль сыграл Евгений Леонов. По воспоминаниям артиста, обстановка на площадке была очень теплая, дружеская и творческая: «...хотелось сделать больше, чем ты умеешь».

На главную роль Хейфиц без раздумий пригласил молодого актера Алексея Баталова, талант которого за год до этого раскрыл в своей картине «Большая семья». Помогли начинающему артисту и навыки, приобретенные во время службы в армии. Там он закончил и получил удостоверение школы автомехаников. Но этого Баталову показалось мало, и он научился водить тяжелые грузовики, пропадая целыми днями на автобазе с шоферами. Позднее в своих интервью Алексей Владимирович шутил, что без работы не останется: «На черный день я берегу профессиональные права шофера с некоторым стажем работы на тяжелых бортовых машинах и удостоверение школы автомехаников».

Немало изобретательности пришлось приложить и операторам фильма Моисею Магиду и Льву Сокольскому. По сюжету, шофер Румянцев, чтобы не сбить маленькую девочку, направляет свою машину в кирпичный забор. Чтобы передать чувства водителя и девочки, было принято решение посмотреть на ситуацию их глазами. Для съемок ракурса Румянцева на дороге протянули рельсы для камеры. Перед киноаппаратом установили капот грузовой машины. Камеру вместе с оператором разгоняли и запускали прямо на ребенка. В кадр попадала дорога, капот и девочка. В результате зрители с ужасом наблюдали глазами шофера, как его машина надвигается на малышку. Для съемки ракурса девочки камеру поставили на асфальт, а опытный водитель проехал прямо над ней. И опять получился эффект присутствия на дороге.

Фильм «Дело Румянцева» вновь пробудил интерес у зрителей к Николаю Крючкову. Может, это случилось из-за того, что после исключительно положительных и патриотичных ролей Николай Афанасьевич сыграл вора, директора автобазы Королькова.
Фильм «Дело Румянцева» вновь пробудил интерес у зрителей к Николаю Крючкову. Может, это случилось из-за того, что после исключительно положительных и патриотичных ролей Николай Афанасьевич сыграл вора, директора автобазы Королькова.

Во время работы над этим сложным эпизодом чуть не погиб оператор Моисей Магид. Снимали момент, когда Румянцев отворачивает свой грузовик от девочки и направляет в кирпичную стену. Оператор вместе с помощником и камерой лег на обочине дороги. Уже звучала команда «мотор!», когда Магид шутливо попросил своего коллегу: «Если что, столкни меня в кювет». Машина поехала. Водитель за несколько метров до оператора стал тормозить, но на мокром асфальте грузовик начало заносить. Моисей, беспокоясь только о красивом кадре, ничего этого не заметил и мог оказаться под колесами. Но на помощь пришел его товарищ, вовремя вспомнив шутку про кювет, и столкнул Магида с обочины.

Картина быстро завоевала сердца зрителей не только детективным сюжетом, но и игрой актеров. А на фестивале в Карловых Варах советский фильм получил интересный приз — Премию борьбы за нового человека, что оказалось очень символично после XX съезда партии и разоблачения культа личности.