Блейк Лайвли родила первенца!
Эдвард Нортон женился
Крис Браун отказался от Рианны
Диджей Грув завел седьмого питомца

Лебединые песни

Как балет превратился в триллер

Юлия Малинина
16 февраля 2011 19:04
5043
0

Балетный мир всегда был скрыт от посторонних глаз, и потому его постоянно окружают многочисленные слухи об интригах, зависти, мести. Но все-таки этот вид искусства привлекателен не только и не столько своей «темной» стороной, сколько красотой и грацией.

Идея триллера, действие которого разворачивается не в сфере криминала или доме с привидениями, а в эмоциональном и жестоком мире профессионального балета, возникла у Даррена Аронофски около пятнадцати лет назад. Потом ему попал в руки сценарий, где описывалось жесткое соперничество между актрисой и ее таинственной дублершей в одном из бродвейских театров. Режиссера заинтересовал этот сюжет, но он решил связать события с премьерой в балетном театре Нью-Йорка, поскольку сам был свидетелем того, как много сил отнимали занятия балетом у его сестры. А потом Даррен придумал соединить оригинальную концепцию с сюжетом «Лебединого озера», всемирно известного балета о драматической борьбе невинности и коварства, который, в свою очередь, переплетается с внутренним миром главной героини.

Еще до завершения работы над сценарием Аронофски знал, что Нину сыграет Натали Портман. Немаловажную роль в его выборе сыграл и тот факт, что в 2003 году Натали закончила Гарвардский университет со степенью бакалавра психологии, и это помогло ей понять внутренний мир своей героини. А также то, что, прежде чем стать актрисой, звезда фильмов «Леон» и «Звездные войны» серьезно занималась балетом. И даже уйдя в кинематограф, Портман продолжила занятия хореографией, чтобы поддерживать себя в форме.

Но, несмотря на балетное прошлое, к роли Нины актрисе пришлось очень серьезно готовиться. Интенсивные, целенаправленные занятия по пять часов в день Натали начала за десять месяцев до начала съемок. «Я много танцевала, а также занималась плаванием, поднимала тяжести и делала другие спортивные упражнения, чтобы в дальнейшем избежать травм, поскольку танец — это очень серьезная нагрузка для тела, — рассказывала позже актриса. — Это невероятно трудно — заняться балетом в 28 лет. Даже если ты раньше брал уроки танца, у тебя все равно нет представления о том, сколько сил требуется на самом высоком уровне мастерства. Каждое, даже небольшое па должно быть особенным и исполненным легкости и грации. Я понимала, что будет нелегко, но никогда не думала, насколько это будет тяжело физически». Ей вторит и Мила Кунис, которой для исполнения роли Лили пришлось столько же заниматься: «Сначала у меня было такое представление об этой роли: великолепие театра, ощущение грациозности, балетная пачка. Но я даже не представляла себе, насколько это физически изматывающий труд, — говорит актриса. — А самое ужасное — пуанты. Я могла в них находиться не дольше 20 минут. Даже не нужно становиться на пуанты, и так больно. Все, что тебе нужно делать, это ходить. Но ноги не идут вперед, потому что там, в носке, эта деревянная коробочка. Ты цепляешься за свои собственные ноги. Если в пуантах пробыть целый день, то ноги отекают и покрываются синяками». Готовиться к роли пришлось и Венсану Касселю, который для создания достоверного образа Томаса занялся изучением биографий великих танцоров и хореографов: от Баланчина до Барышникова.

В отличие от Натали Портман Мила Кунис балетом не занималась, поэтому подготовка к роли далась ей особенно тяжело. Самой сложной для актрисы была работа в пуантах, после которой ноги Милы покрывались синяками.
В отличие от Натали Портман Мила Кунис балетом не занималась, поэтому подготовка к роли далась ей особенно тяжело. Самой сложной для актрисы была работа в пуантах, после которой ноги Милы покрывались синяками.

Занятия проходили под руководством опытных педагогов: балерины «Нью-Йорк Сити Балет» Мэри Хелен Боуэз, директора классического репертуара в Манхэттенском молодежном театре балета Марины Ставицкой, балетмейстера-постановщика Ольги Кострицкой, работавшей с Барышниковым и Нуриевым, и ведущей балерины Королевского балета легендарной Джорджины Паркинсон, которая, к сожалению, скончалась за две недели до завершения съемок фильма. Постановкой же балета для картины занимался хореограф, звезда «Нью-Йорк Сити Балет» Бенджамин Мильпье, также сыгравший в фильме роль Дэвида, ведущего танцора труппы.

Но даже при поддержке таких именитых мастеров балета актрисам не удалось избежать травм. «Я себя спрашивала потом: что я делаю? Две порванные связки и вывихнутое плечо», — вспоминает Кунис. «У меня тоже была серьезная травма, с которой мне пришлось возиться половину съемок, — говорит Натали Портман. — Но профессиональные танцоры часто работают с такими травмами, как, например, вывихнутая лодыжка, они привыкают танцевать через боль. Так что мне было стыдно жаловаться».

Готовясь к роли руководителя труппы, Венсан Кассель наблюдал за работой балетных консультантов, присутствующих на съемках, и читал биографии знаменитых танцоров и хореографов.
Готовясь к роли руководителя труппы, Венсан Кассель наблюдал за работой балетных консультантов, присутствующих на съемках, и читал биографии знаменитых танцоров и хореографов.

«Мы понимали, что нельзя подготовить ведущую балерину за десять месяцев, — говорит Мильпье. — Но я был потрясен мастерством Натали. Мы поставили планку очень высоко, и она ее достигла». Впрочем, Бенджамин был потрясен не только трудолюбием актрисы, но и ею самой. Об этом говорит тот факт, что сейчас Портман ждет от него ребенка и готовится выйти за него замуж. И этот итог ее работы в картине «Черный лебедь» для Натали гораздо важнее, чем даже номинация на «Оскар» в категории «Лучшая актриса» и прогноза, что именно она удостоится этой награды.


ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О БАЛЕТЕ


«Красные башмачки» (Великобритания, 1948)


фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

Либретто: Молодая балерина Виктория попадает в труппу импресарио Бориса Лермонтова, который дает ей главную партию в спектакле «Красные башмачки», поставленном по сказке Андерсена. Однако когда Вики влюбляется в композитора Жулиана, между ней и Борисом начинается конфликт.

Труппа: Авторы фильма сразу решили, что танцевальные роли будут исполнять не актеры, умеющие танцевать, а танцоры, умеющие играть. Так, Викторию сыграла знаменитая шотландская балерина Мойра Ширер, которую пришлось год уговаривать, чтобы она согласилась на роль. Прима-балериной стала Людмила Черина — знаменитая французская балерина, дочь кабардинского князя и русского генерала Авенира Чемерзина, сбежавшего со своей женой-француженкой из Санкт-Петербурга в Париж еще до рождения Людмилы. А роль главного хореографа Гриши Любова досталась Леониду Мясину, который танцевал и был хореографом в Русском балете Дягилева.

Постановка: Частично основой для сюжета фильма послужили события из жизни Сергея Дягилева. А именно, его встреча с британской балериной Дианой Гоулд, которую он пригласил в свой балет, но умер раньше, чем она смогла принять это предложение. Постановкой балета «Красные башмачки» для картины занимался Роберт Хелпманн — австралийский танцор и хореограф, начинавший свою карьеру в труппе Анны Павловой во время ее гастролей в Мельбурне. На съемку всех балетных сцен ушло шесть недель.

Отзывы: Фильм был тепло принят как мастерами балета, так и экспертами в области кинематографа. Картина удостоилась пяти номинаций на «Оскар» и получила две премии — за музыку и декорации. А такие именитые режиссеры, как Брайан Де Пальма и Мартин Скорсезе назвали «Красные башмачки» одним из самых любимых своих фильмов.


«Летняя интерлюдия» (Швеция, 1954)

фото: Album/East News
фото: Album/East News

Либретто: Знаменитая балерина Мари находит дневник, в котором описаны события 13-летней давности, когда она встретила и потеряла свою первую любовь. Перечитывая записи, Мари вспоминает моменты своей жизни, произошедшие с ней после трагической смерти любимого.

Труппа: Главную роль исполнила знаменитая в 40—50-х годах шведская актриса Мэй-Бритт Нильссон, снимавшаяся еще в двух фильмах режиссера Ингмара Бергмана. Вместо нее танцевала дублерша, но все сцены были смонтированы таким образом, что даже профессионалы не могли заметить подмены. Все остальные балетные партии исполнили участники труппы Королевской оперы в Стокгольме.

Постановка: Часть сцен была снята именно на сцене Королевской оперы. Однако полностью снимать картину там не позволили, равно как и упоминать ее название в фильме: руководство знаменитого стокгольмского театра не хотело, чтобы его звезд ассоциировали с легкомысленной и местами безнравственной героиней ленты. Также работа над фильмом велась в шведском курортном местечке Даларо, где Бергман сам пережил свою первую любовь, которая и послужила основой для сюжета.

Отзывы: Кинокритики рассыпались дифирамбами в адрес картины, и даже режиссер Жан-Люк Годар не удержался от рецензии, в которой назвал «Летнюю интерлюдию» самой красивой картиной в мире. Впрочем, и сам Ингмар Бергман без ложной скромности признавался, что этот фильм лучший в его карьере.


«Поворотный пункт» (США, 1977)

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

Либретто: Две подруги, когда-то вместе начинавшие в балете, встречаются спустя много лет. Эмма Джеклин стала звездой, а Диди Роджерс — домохозяйкой и учительницей танцев, чья дочь Эмили теперь уже начала карьеру в балете.

Труппа: Главные роли предлагались Грейс Келли и Одри Хепберн. Обе отказались, хотя Хепберн потом жалела об этом много лет. В итоге Эмму и Диди сыграли Энн Бэнкрофт и Ширли Маклейн соответственно. Сбежавшего в США русского танцора балета Юрия Копейкина сыграл Михаил Барышников. Эта роль стала его дебютом в кино и сразу же принесла номинацию на «Оскар». Балерине Гелси Киркланд, бывшей в то время возлюбленной Барышникова, была предложена роль дочери Диди, но она отказалась, «не желая иметь ничего общего с Голливудом». В результате Эмили сыграла начинающая тогда балерина, позже ставшая примой Американского театра балета, и крестница режиссера Херберта Росса Лесли Браун, также получившая номинацию на «Оскар».

Постановка: Ширли Маклейн в детстве усердно занималась балетом, поэтому часть своих партий исполняла сама. В отличие от Энн Бэнкрофт, которая почти не была знакома с хореографией. Вместо нее танцевала дублерша, а Энн снимали лишь в статичных балетных позах, в которые она научилась вставать с поразительной грацией.

Отзывы: В общей сложности картина «Поворотный пункт» была номинирована на 11 премий «Оскар», однако ни одной статуэтки так и не удостоилась.


«Анна Павлова» (СССР—Великобритания—ГДР—Куба—Франция, 1983)

Либретто: История жизни Анны Павловой — легендарной русской балерины начала ХХ века: ее становления, триумфов и скитаний, самоотверженного служения искусству и личной драмы.

Труппа: Главную роль режиссер Эмиль Лотяну отдал своей жене и матери его ребенка Галине Беляевой. В детстве занимавшаяся в балетной школе, а позже окончившая Воронежское хореографическое училище, Галина очень тосковала по балетной сцене, которую оставила ради кинематографа. И отчасти именно поэтому Лотяну и решил снять эту картину. В эпизоде в фильме снялся Мартин Скорсезе. Он также уговаривал сыграть в ленте Роберта Де Ниро и Джека Николсона. Однако Министерство культуры СССР отказало актерам, посчитав фильм Де Ниро «Охотник на оленей» антикоммунистическим, а высказывания Николсона о Советском Союзе — унизительными.

Постановка: Готовясь к съемкам, Беляева и Лотяну связались с «Обществом Анны Павловой» в Лондоне (она жила там в эмиграции), которое очень помогло с материалами. Галина днями напролет смотрела съемки ее выступлений, читала воспоминания современников о ней. А также часами репетировала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко и в результате сама станцевала большинство балетных партий.

Отзывы: После выхода картины на авторов обрушился град критики. Больше всех возмущались представители Большого театра, которых задело то, что режиссер при создании фильма не советовался с ними. Чего не скажешь о зрителях: те фильм полюбили, и в итоге с «Анной Павловой» съемочная группа объехала весь Советский Союз.


«Белые ночи» (США, 1985)

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12

Либретто: Советский танцовщик Николай Родченко бежит на Запад в поисках свободы. Однако во время очередных гастролей его самолет совершает аварийную посадку на военном аэродроме в Сибири. Родченко невольно вновь оказывается в Советском Союзе, где его считают изменником Родины.

Труппа: Главную роль исполнил Михаил Барышников, чья история побега в США частично легла в основу сюжета. Степ-танцовщика Реймонда Гринвуда и его жену Дарью, приставленных к Родченко спецслужбами, сыграли Грегори Хайнс и Изабелла Росселлини. А балерину и старую любовь Николая Галину Иванову воплотила на экране Хелен Миррен. Кстати, на съемках именно этого фильма актриса встретила своего мужа — режиссера Тейлора Хэкфорда.

Постановка: Барышников по понятным причинам наотрез отказался ехать для работы над картиной в СССР, поэтому Хэкфорд снимал картину в Финляндии и Англии. Однако отправил в Ленинград съемочную группу, которая запечатлела виды Северной столицы. При этом Михаил тщательно следил за тем, чтобы все произнесенные в картине фразы на русском языке звучали правильно. Также легенде балета удалось уговорить режиссера вставить в картину его танец под песню Высоцкого «Чуть помедленнее, кони».

Отзывы: И хотя эта сцена была признана многими критиками одной из самых выдающихся в истории кинематографа, премии «Оскар» удостоилась песня «Say You, Say Me», написанная Лайонелом Ричи специально для фильма.