Архив

Тачка на прокачку

Приключения машин на съемках «Берегись автомобиля»

Этот фильм называют лучшим рекламным роликом для «Волги» «ГАЗ−21». Конечно, никто не пытался специально что-то эдакое показать или снять.

16 февраля 2011 19:02
2041
0
Мотоцикл, на котором милиционер Жженов догоняет угонщика-Смоктуновского, очень редкий. Позднее такие мотоциклы снимались в кино исключительно как транспорт немецких солдат.

1953 год.Осенью этого года два советских конструктора начали работу над новым проектом под названием «ГАЗ−21».

Через двенадцать лет для гаража киностудии «Мосфильм» купят несколько машин этой модели и одну предоставят для съемок фильма «Берегись автомобиля». За новенькой «Волгой» строго следили и берегли. Правда, белую красавицу перекрасили в бежевый цвет. Трюки с участием «ГАЗ−21» тщательно репетировали, чтобы машину — не дай бог! — не поцарапать. Особенно сложными были съемки сцены, в которой «Волга» и мотоцикл проносятся под огромным прицепом с трубами. Каскадеры рассчитали, что участники погони должны были двигаться в три раза быстрее, чем трубовоз. Огромная тяжелая машина ехала со скоростью 40 километров в час, а из «Волги» выжали практически все ее возможности — 120 километров в час.

1954 год.На Горьковском автомобильном заводе начали строить первые опытные образцы только что разработанной «ГАЗ−21».

На самом деле предоставленную «Мосфильмом» для съемок «Берегись автомобиля» «Волгу» каскадеры немного доработали. Они подкорректировали тормоза, рессоры и амортизаторы, чтобы машина во время съемок чувствовала себя увереннее. В распоряжении режиссера картины Эльдара Рязанова было еще несколько списанных такси. Поэтому трюки репетировали на потрепанных авто, а уж потом проделывали их на «Волге». Кстати, на съемочной площадке в обязательном порядке присутствовал товарищ, который строго следил за сохранностью дорогой машины и несколько раз в день читал нотации об охране социалистической собственности.

«Берегись автомобиля» — первый фильм, в котором появился дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова. На роль спекулянта-продавца Димы Семицветова пробовался Юрий Белов, но Рязанов решил пригласить Андрея Миронова.
«Берегись автомобиля» — первый фильм, в котором появился дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова. На роль спекулянта-продавца Димы Семицветова пробовался Юрий Белов, но Рязанов решил пригласить Андрея Миронова.

1955 год.На майские праздники начались испытания трех только что построенных опытных образцов. Причем впервые в СССР планировалось выпускать серийный автомобиль с автоматической коробкой передач. На испытательный полигон были выставлены две «Волги» с автоматической коробкой и одна — с механической.

Еще во время работы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского над сценарием на роль Юрия Деточкина был приглашен Юрий Никулин. Специально для фильма артист научился водить машину, но к началу съемок его цирк уехал на полгода в Бразилию, и режиссеру пришлось искать другого исполнителя главной роли.

1956 год. В октябре этого года начали выпуск первых серийных машин «ГАЗ−21».

По требованию режиссера Смоктуновский тоже сдал на права. Говорят, что после этой работы актер всю жизнь отдавал предпочтение «Волге». Кстати, «Волга» из «Берегись автомобиля» еще дважды появлялась на экране в картине:"Три тополя на Плющихе" и в «Бриллиантовой руке».

На главную роль пробовались Леонид Быков, Леонид Куравлев и даже Олег Ефремов, который очень хотел сыграть Деточкина. Но, как позднее вспоминал Эльдар Рязанов, за внешней мягкостью Олега Николаевича все-таки просвечивалась жесткая рука руководителя «Совре
На главную роль пробовались Леонид Быков, Леонид Куравлев и даже Олег Ефремов, который очень хотел сыграть Деточкина. Но, как позднее вспоминал Эльдар Рязанов, за внешней мягкостью Олега Николаевича все-таки просвечивалась жесткая рука руководителя «Совре

1957 год. Символ советской эпохи мощностью в семьдесят лошадиных сил поставили на конвейер.

Ольга Аросева, сыгравшая подругу главного героя, тоже была вынуждена перед съемками учиться. Она закончила курсы и получила водительские права на управление пассажирским электрическим транспортом. Больше всего артистка боялась задавить Смоктуновского, который по сценарию должен был подбегать к ее троллейбусу в финальной сцене фильма. Ольге Александровне сказали: затормозить в трех метрах от артиста. И она, покрываясь холодным потом, сделала это с первой попытки, хотя для новичка это довольно трудно.

1958 год.На международной Брюссельской автомобильной выставке «ГАЗ−21» получил Гран-при.

Испытания Ольги Аросевой и ее троллейбуса продолжались на протяжении всех эпизодов с их участием. Им предстояло ездить в городском, живом потоке машин. И самое страшное было то, что участники движения не знали о проходящих съемках. Троллейбус подстраховывали четыре машины с каскадерами, и даже пассажиры не догадывались о том, что снимаются в кино. В троллейбусном парке подобрали девушку-водителя, внешне очень похожую на Аросеву. И она, как настоящий каскадер, на огромной скорости обгоняла соседние автомобили.

Съемки фильма проходили на МКАД. Причем движение специально не перекрывалось, машин и так было немного.
Съемки фильма проходили на МКАД. Причем движение специально не перекрывалось, машин и так было немного.

1962 год.«Двадцать первая» «Волга» стала самой модной и стильной машиной в стране. В этом году ее начали выпускать, немного изменив дизайн.

Сцены, когда за Юрием Деточкиным гоняется милиционер на мотоцикле, снимались на МКАД. Причем дорогу для этого специально не перекрывали. Кроме документального кино, «Берегись автомобиля» — один из немногих фильмов, в котором можно посмотреть, как выглядела кольцевая дорога в середине шестидесятых годов. Кстати, практически во всей сцене с погоней снялся дублер Георгия Жженова майор ГАИ Владимир Шутов.

1970 год.В середине июля на Горьковском автозаводе была выпущена последняя «Волга» «ГАЗ−21».

После выхода «Берегись автомобиля» на экраны и огромного успеха в прокате впервые в СССР стали страховать машины от угона.