Архив

Легенда об Уилле

Как Нью-Йорк остался без пробок

Картина всемирного апокалипсиса всегда привлекала писателей и кинематографистов. Иногда они объединяют усилия, и вниманию публики предстает весьма изобретательный продукт. По-другому трудно охарактеризовать новый фильм «Я — легенда», снятый по роману Ричарда Мэтсона. Опустевший Нью-Йорк, оборотни, Уилл Смит как последняя надежда человечества. «МКБ» изучил всю кухню кинопроизводства.

6 февраля 2008 17:43
1560
0

Картина всемирного апокалипсиса всегда привлекала писателей и кинематографистов. Иногда они объединяют усилия, и вниманию публики предстает весьма изобретательный продукт. По-другому трудно охарактеризовать новый фильм «Я — легенда», снятый по роману Ричарда Мэтсона. Опустевший Нью-Йорк, оборотни, Уилл Смит как последняя надежда человечества. «МКБ» изучил всю кухню кинопроизводства.

«Меня зовут Роберт Невилл. Я единственный, кто выжил в Нью-Йорке. Если есть кто-нибудь еще… Хоть кто-нибудь. Пожалуйста. Вы не одиноки». Роберт Невилл — гениальный ученый, но даже он не смог сдержать распространение ужасного вируса — быстроразвивающегося, неизлечимого и, увы, явившегося результатом человеческой деятельности. Благодаря внутреннему иммунитету Невилл остался единственным человеком в городе, коим некогда был Нью-Йорк. А может быть, и на всей планете…

Фильм «Я — легенда» снят по одноименной книге Ричарда Мэтсона, выпущенной в 1954 году. Нынешняя экранизация — уже третья. В 1964 году в Италии вышла черно-белая картина «Последний человек на Земле» с Винсентом Прайсом в главной роли. А в 1971 году в США сняли фильм «Человек Омега», где Невилла сыграл Чарлтон Хестон. Так же, как и в книге, в обеих этих картинах действие разворачивалось в постапокалиптическом Лос-Анджелесе. Однако события нового фильма было решено перенести в Нью-Йорк. «Лос-Анджелес выглядит пустым в три часа дня, а в Нью-Йорке, прежде всего на Манхэттене, всегда полно людей. Даже ночью. Поэтому мы решили, что гораздо интереснее показать именно этот город абсолютно пустым», — объясняет автор сценария Акива Голдсман («Игры разума», «Я — робот»).

Режиссер Фрэнсис Лоуренс («Константин») решил снимать Нью-Йорк в Нью-Йорке, потому что, по его словам, только так можно было передать всю атмосферу этого города: «Если бы мы снимали в павильоне, Нью-Йорк бы выглядел неправдоподобно». Хотя поначалу никто не верил, что такое вообще возможно. Куда деть толпы людей и непрекращающийся поток машин? Как превратить небоскребы в нежилые разрушающиеся здания? Как показать улицы, по которым давно никто не ходил и которые заросли травой? Но авторам картины удалось невозможное.

Чтобы на улицах было пусто, с согласия властей города они перекрывали целые кварталы, выгоняли людей из парка на Мэдисон-сквер, из Центрального вокзала и многих других знаковых для туристов мест. Чтобы дома казались запущенными, гримировали фасады зданий. А для изображения заросших дорог раскладывали на улицах специально привезенную из Флориды траву. И делали это в трех из пяти районов Нью-Йорка: Манхэттене, Бронксе и Бруклине. А в общей сложности съемочная группа мешала нормальной жизни города полгода: с сентября 2006-го по апрель 2007-го. Поэтому на премьере в Нью-Йорке исполнитель главной роли Уилл Смит не только попросил у жителей мегаполиса прощения за причиненные неудобства, но и выразил благодарность за терпение.

Но без компьютерной графики, конечно, не обошлось. С помощью нее «стирали» видимых в окнах работников офисов, проезжающие вдалеке машины и проходящих вдалеке людей. А также рисовали львов и оленей.

Авторам фильма удалось даже перекрывать в течение нескольких выходных дней Пятую авеню на целых восемь кварталов. По словам Уилла Смита, впервые увидев эту улицу без людей и машин, он испытал шок: «Я вдруг понял, что никогда в жизни я не видел пустой Нью-Йорк. Это впечатляющее зрелище. И тогда же я понял, что нам удалось сделать что-то беспрецедентное и вряд ли кто-то вскоре сможет повторить наш «подвиг», — говорит актер. Хотя все-таки до конца Пятая авеню пустой не была. Во время съемок на ней присутствовали сотни людей: члены съемочной группы, полицейские, сдерживающие толпу любопытных, и представители местной власти, отвечающие за то, чтобы все было в порядке.

Актеру вторит режиссер. «Это было что-то невероятное, — признается Фрэнсис Лоуренс. — А больше всего меня потрясло то, что прохожие, которые прятались на время съемок в переулках, вели себя очень тихо: они не разговаривали, не щелкали фотоаппаратами, не пытались выглянуть из-за угла. Но как только я говорил: „Стоп! Снято!“ — раздавался гром аплодисментов. Это было очень приятно».

А вот Тайм-сквер, на котором днем людей столько же, сколько в метро в час пик, освободить от прохожих не удалось: этот самый знаменитый перекресток Нью-Йорка засеивали травой и делали безлюдным при помощи компьютера.

В роли подружки Роберта Невилла — собаки Сэм — снималась трехлетняя немецкая овчарка Эбби. Подготовкой собаки к фильму занимался знаменитый дрессировщик с 28-летним стажем Стив Беренс, тренировавший еще пса для фильма «Маска». У Эбби это первая роль в кино, поэтому перед съемками с ней пришлось повозиться: в течение трех недель ее учили не бояться камеры, откликаться на другую кличку и слушаться на площадке не только дрессировщика, но и своего напарника — Уилла Смита. Хотя когда Эбби впервые увидела актера, немедленно его облаяла. Уиллу пришлось приложить немало усилий, чтобы подружиться с собакой.

Эбби показала себя очень талантливой актрисой и лишь в один момент закапризничала: ей не хотелось играть в мяч. Поэтому в этом эпизоде вместо нее снимали другую овчарку по кличке Кона.

Самыми сложными были съемки сцены на Бруклинском мосту, когда Невилл вспоминает, как тысячи людей в панике пытались бежать с Манхэттена. И самыми дорогими: они обошлись авторам картины в пять миллионов долларов при общем бюджете фильма в 150 миллионов. На данный момент это самая большая сумма, когда-либо выплаченная за съемочный объект в Нью-Йорке. А чтобы получить возможность там снимать, продюсерам пришлось добиться разрешений четырнадцати различных инстанций: от Авиационного отдела полицейского управления Нью-Йорка до Департамента по защите окружающей среды. Работа на мосту велась шесть ночей подряд. В ней было задействовано 250 человек из съемочной группы и 1000 человек массовки, включая 160 солдат Национальной гвардии США: режиссер был уверен, что только настоящие военные смогут достоверно сыграть военных. Армия же предоставила съемочной группе три бронированных транспортера Stryker, а также несколько внедорожников, катеров и вертолетов.
Разрушенный Бруклинский мост, разумеется, рисовали на компьютере.

Повозиться с подготовкой к съемкам фильма пришлось не только режиссеру, художникам, реквизиторам и другим техническим работникам группы. За несколько месяцев до начала работы в фильме Уилл Смит сел на диету и начал тренироваться под руководством Дэррелла Фостера, в свое время сделавшего из него Мохаммеда Али для картины «Али». Смит после рассказывал, что обучение с консультантом по оружию Сэмом Гленом давалось ему гораздо легче, чем те пытки, которым подвергал его Фостер. Но в результате Уилл и сам остался доволен результатом.