Архив

Быть Вуди Алленом

Секреты успеха странного режиссера

Накануне 75-летнего юбилея киногения «МК-Бульвар» попытался разобраться в секретах привлекательности Вуди Аллена.

1 декабря 2010 18:49
6319
0

Секрет 1-й, урбанистический


Вуди Аллен, чье настоящее имя Алан Стюарт Кёнигсберг, родился в Нью-Йорке. Случилось это 1 декабря 1935 года в Бруклине в еврейской семье ювелира Мартина Кёнигсберга и бухгалтера Нетти Черри. На Манхэттене прошло его детство, там же он закончил колледж, там же стал получать свои первые гонорары за сценарии к различным телешоу и придумал себе псевдоним Вуди Аллен. Было бы странно, если бы в большинстве своих сценариев он воспевал другой город. В итоге Большое яблоко показано Вуди во множестве его картин. И нью-йоркские гиды даже разработали специальную экскурсию по городу — по местам алленовской кинославы. Но едва туристические буклеты были напечатаны, режиссер заявил, что Нью-Йорк ему наскучил: дорого и неинтересно. И перебрался в Европу. Сначала он спел кинооду Лондону, потом Барселоне, затем Парижу. Говорят, следующим пунктом назначения может стать Рио-де-Жанейро: бразильцы готовы платить любые деньги, лишь бы увидеть живую легенду в своей стране. К сожалению, Москва и москвичи не могут на это рассчитывать. Вуди категорически отказывается ехать в Россию: его первый и единственный визит оставил у него массу негативных впечатлений, которые ему не хотелось бы вновь пережить.

Вуди Аллен долго сомневался, снимать ли ему в своем фильме Карлу Бруни-Саркози. А когда все-таки решился, создал массу проблем президенту Франции: тому пришлось отложить государственные дела, чтобы следить за женой и режиссером во время съемок. Фото: ABAC
Вуди Аллен долго сомневался, снимать ли ему в своем фильме Карлу Бруни-Саркози. А когда все-таки решился, создал массу проблем президенту Франции: тому пришлось отложить государственные дела, чтобы следить за женой и режиссером во время съемок. Фото: ABAC


Секрет 2-й, любительский

Это сейчас Аллен считается одним из ярких представителей современного кино, а его творчество изучается на курсах режиссуры и сценария. Преподаватели Вуди были уверены в обратном. Экзамены в университете Нью-Йорка по курсу кинематографии будущий гений благополучно завалил и вскоре был отчислен. Но это не сильно расстроило Вуди, и он продолжил упорно двигаться к цели, поставленной перед собой в три года. Именно в этом возрасте он впервые побывал в кинотеатре и, увидев мультфильм «Белоснежка», решил во что бы то ни стало внести свою лепту в этот бизнес. Покончив с учебой, Вуди сначала писал сценарии для одного известного в то время телеюмориста, получая 75 долларов в неделю. Потом, кога он зарекомендовал себя и стал штатным сценаристом сразу нескольких телешоу, его еженедельные гонорары возросли до полутора тысяч долларов. А в 1966 году Аллен подмял под себя и Бродвей. Его комедийная пьеса «Не пей воду» о еврейской семье из Нью-Йорка, которую в СССР приняли за шпионов, имела оглушительный успех. Уже три года спустя спектакль был экранизирован. Правда, увидев картину, Вуди пришел в ужас. Киноверсия ему категорически не понравилась. И 15 лет спустя — в 1994 году — Аллен снял свой вариант своей же пьесы с самим же собой в главной роли. К этому времени он уже давно был известным режиссером и актером. Тот успех на Бродвее привлек к нему внимание кинопродюсеров, которые и позволили ему дебютировать в режиссерском кресле. Правда, в дальнейшем Аллен отказался от их услуг: давление со стороны заказчиков фильма очень не нравилось Вуди, и он вопреки заведенным в Голливуде традициям решил сам контролировать весь процесс своего кинопроизводства.

фото: AFP/Photos 12
фото: AFP/Photos 12


Секрет 3-й, тщеславный

Также вопреки традициям Аллен сам снимался в главных ролях в своих картинах. И даже в шутку обижался на других актеров, которые перетягивали фильм на свою персону. «Я всегда писал фильмы под себя, — сказал Вуди в интервью „МК-Бульвару“ пять лет назад. — И когда кто-то другой из актеров, не я, становился его звездой, я расстраивался». В общей сложности Аллен сыграл в тридцати своих лентах, обычно представая в роли неудачника, не умеющего успеха у женщин. Что, кстати, является полной противоположностью его реальной жизни: режиссер еще тот ловелас. Но три года назад Аллен решил уйти в тень. С 2007 года режиссер не появляется в своих картинах. Когда ждать его возвращения, он пока умалчивает.

На знакомство с собственной статуей в Испании Вуди приехал с женой и дочками. Доберется ли семейство до Калининграда, где, по слухам, ему тоже хотят поставить памятник, пока неизвестно. Фото: AFP/Photos 12.
На знакомство с собственной статуей в Испании Вуди приехал с женой и дочками. Доберется ли семейство до Калининграда, где, по слухам, ему тоже хотят поставить памятник, пока неизвестно. Фото: AFP/Photos 12.


Секрет 4-й, гендерный

У каждого режиссера есть своя муза. У Квентина Тарантино — Ума Турман. У Тима Бертона — Хелена Бонэм Картер. У Эльдара Рязанова — Лия Ахеджакова. У Вуди Аллена — Миа Фэрроу. И Дайан Китон. И Скарлетт Йоханссон. А теперь, возможно, и Карла Бруни-Саркози. Первую леди Франции Аллен не побоялся снять в своем последнем на данный момент фильме «Полночь в Париже», премьера которого состоится в будущем году, и остался очень доволен результатом. Каждая из этих женщин может похвастаться повышенным вниманием Вуди. А Фэрроу и Китон даже совместной жизнью с режиссером. Что касается Йоханссон и Бруни, то они к моменту знакомства с Алленом оказались уже замужними дамами, что, впрочем, не помешало им пасть жертвами его обаяния. И лишь Сун-И Превин — нынешняя супруга Вуди — осталась в стороне от профессиональной деятельности Аллена, предпочитая прикрывать его тыл дома.

В фильме «Любовь и смерть» Аллен подтрунивает над загадочной русской душой. Однако озадачившиеся картиной ученые выяснили, что русские гораздо жизнерадостнее американцев. Фото: AFP/Photos 12.
В фильме «Любовь и смерть» Аллен подтрунивает над загадочной русской душой. Однако озадачившиеся картиной ученые выяснили, что русские гораздо жизнерадостнее американцев. Фото: AFP/Photos 12.


Секрет 5-й, вуди-алленовский

Однако ни его фильмы, ни его музы, ни места съемок, ни их течение не стали бы тем, чем стали, если бы не сам Вуди Аллен. Рост метр шестьдесят пять? Ну и что? Он еще в детстве доказал, что даже коротышки могут быть вполне неплохими баскетболистами, играя за школьную команду. Очки в старомодной оправе? Так они уже давно стали трендом, и теперь, чтобы купить оправу как у него, нужно сначала побегать-поискать, а потом раскошелиться: стоят они недешево. Низкие бюджеты фильмов? Да кинозвезды сами готовы приплачивать, лишь бы попасть в его картину. А потом еще и остаться в ней: если актер Аллена не устраивает, он не старается его переделать, он его увольняет. Не всегда высокие кассовые сборы? Или, скорее, провальные? Зато номинаций и кинонаград столько, сколько не удалось собрать даже Чарли Чаплину и Бастеру Китону вместе. Одних «Оскаров» три шутки, а выдвижений на эту самую престижную премию и вовсе восемнадцать. Хотя все эти статуэтки его не интересуют, он даже редко приезжает за ними на церемонии. Ему гораздо важнее собственный диван, баночка пива и старый блокнот, в котором он от руки пишет свой новый сценарий.

фото: AP
фото: AP