Мария Берсенева: «К своим тридцати годам я жду от жизни виража»
«МК-Бульвар» поговорил с актрисой о тонкостях мужской и женской психологии и о простом женском счастье
В детстве она была настоящим сорванцом: играла с мальчишками, хулиганила в школе и занималась карате. И вот спустя много лет ей предложили сыграть женщину, которая раньше была мужчиной.
— Мария, в этом ТВ-сезоне у вас сразу два важных события: сын пошел в первый класс и начался новый сезон «Маргоши». Какая чаша этих весов для вас важнее?
— Никита стал первоклассником, впервые переступил порог школы, и это, бесспорно, важнее! Все взрослые члены нашей семьи волновались, по-моему, гораздо больше, чем сам первоклассник: Никита неплохо был подготовлен к школе. А у сериала хоть и новый сезон начался, но все-таки он уже третий.
— Что сын рассказывает вам о школе? Нравится ли ему учиться, появились ли новые друзья?
— Говорит, что нравится. Но делать уроки особо не рвется и прилежанием не отличается. Друзей появилось слишком много. На него приходят посмотреть и подружиться даже ребята из старших классов. И не потому что он слишком общительный. Виной тому — мое появление с Никитой 1 сентября. Дети спрашивают его со свойственным им любопытством: «Ты сын Маргоши?» — на что Никита с достоинством отвечает: «Нет, я сын Марии Берсеневой!».
— А вы свое 1 сентября помните?
— Конечно! Необыкновенно теплый первый день осени, я в школьной форме — коричневом платье и белом фартучке, в белых колготках и новых туфельках. На голове бант, в руках букет гвоздик. Мама с папой провожают меня, сосед дядя Саша фотографирует нас на память во дворе и у школы, дворовая кошка трется о мои ноги и тоже попадает в кадр. Особого волнения я не ощущала, было просто ожидание праздника, чего-то нового… Мне ж тогда никто не объяснил, что эта «бодяга» затянется аж на 11 лет! (Хохочет.)
— У вас самой было «пацанское» детство — бегали с мальчишками, играли во дворе. Наверное, когда пришло время идти в школу, времени на это больше не осталось?
— Да вы что?! (Смеется.) Все «пацанские мероприятия» плавно заняли школьное пространство и время! Маму частенько вызывали в школу по этому поводу, мой дневник был расписан красными чернилами «под хохлому» замечаниями учителей. Как сейчас помню: «надевала грязное ведро мальчику на голову», «не слушает учителя», «болтает на уроке», «бегает на перемене», «бросалась грязной тряпкой», «дерзит», «поведение — 2»
— С маленьких лет было видно, что вы — талантливый ребенок. В два года вы уже рассказывали наизусть сказку «Гуси-лебеди» для Деда Мороза голосом артиста с пластинки. Передались ли какие-то ваши таланты Никите и чем радовал вас он?
— Моему «таланту» тогда подивился только Дед Мороз и воспитательницы в яслях… В дальнейшем, видимо, мой талант преобразовался в «криминальный». (Смеется.) Развилась удивительная способность притягивать всякие неприятности и участвовать в разных сомнительных авантюрах и рискованных мероприятиях. С Никитой в этом плане проще, он не станет зря рисковать, не просчитав результат. Этакий созерцатель-аналитик и выдумщик, четко ориентируется в ситуации. Мама рассказала случай. Этим летом в Крыму Никита смотрел на рынке игрушки, уронил одну, и она сломалась. Продавцы сказали: ну все, мол, зови маму или папу — пусть чинят! Никита тут же делает кота из мультфильма «Шрек» (глазищи в пол-лица, полные слез!) и говорит: «А у меня нет папы и мамы…» (Он имел в виду, что здесь, в Крыму, нет, но тетеньки поняли буквально — сирота!) …У меня только одна бабушка, но она совсем старенькая!" И тут как раз и подошла наша «старенькая бабушка», и повисла немая сцена. Мы хохотали до слез…
— Ваш папа — обладатель черного пояса по карате. Мама — профессионал в конькобежном спорте. Почему вы не отдали сына в эти секции, а предпочли айкидо?
— Сначала, согласно правилам физвос-питания, мы отвели его в бассейн, чтобы научить плавать. Но по недосмотру тренера Никита чуть не утонул, нахлебавшись воды (обучение проводилось в глубоком бассейне), и наотрез отказался ходить на занятия. Мы только недавно преодолели этот шок, и теперь Никита ходит в этот же бассейн с дедушкой просто купаться и в ненавязчивой форме осваивает азы плавания. А знакомство с айкидо произошло случайно. Никита — большой любитель молочных батончиков. Ему не было еще пяти лет, когда одна фирма-производитель проводила акцию, участник которой, собрав сколько-то там штрих-кодов, в подарок получает кимоно. Когда сын надел красочное кимоно с картинкой кунг-фу панды, уже не захотел его снимать и сказал: «Запиши меня на бой!» Бабушка воспользовалась этим, и пока желание не пропало, отвела его в ближайшую секцию. Айкидо — не агрессивный вид карате, скорее защитный, обороняющийся. Мне это нравится потому, что соответствует характеру сына. Он занимается уже три года и имеет оранжевый пояс, которым очень гордится.
— Если набрать в Интернете имя Мария, то первый вариант продолжения, который предложит компьютер, — Берсенева. Получается, что на сегодняшний день вы — самая популярная Мария в нашей стране.
— Значит, я уже отобрала пальму первенства у самой популярной в недалеком прошлом «просто Марии»? (Смеется.) Здорово! В прошедшем году я получила премию от одной поисковой системы как самая популярная актриса в Интернете. Не буду скрывать, меня это радует! Мне нравится быть интересной людям! Ведь интерес к моей персоне — смею надеяться — вызван не эпатажными выходками и скандальными публикациями, а чем-то другим.
— Свою героиню Маргариту Реброву из «Маргоши» вы изначально сильно изменили: отказались перекрашиваться в блондинку, как требовал того западный формат. А изменила ли она за эти три года вас?
— О, да! (Смеется.) Мои родные, да и я сама прежде считали меня лентяйкой, но за эти три года жизни под именем Марго обнаружила в себе «латентного трудоголика». У меня 25 часов в сутках; я могу работать нон-стоп; засыпать даже в вертикальном положении; как Гай Юлий Цезарь, делать несколько дел одновременно; собираться на работу за пять минут и выглядеть при этом достойно. А еще на автопилоте произносить текст роли и быть при этом достаточно органичной.
— Вы не стали благодаря этой роли лучше понимать мужчин? Или на взаимоотношениях с противоположным полом эта работа не сказалась?
— Нет, я и сейчас не совсем понимаю мужчин, но все еще пытаюсь… Как известно, они жители совсем другой планеты под названием Марс и на жизнь смотрят через другие очки. Мужчин трудно понять, но я все равно стараюсь.
— Одной из причин вашего развода со вторым мужем, который произошел в январе этого года, называлась именно ваша чрезмерная занятость на площадке. Сейчас, когда уже прошло время, общаетесь ли вы с Николаем и не пересмотрел ли он свои взгляды?
— Общаемся, конечно! Коля помогает, когда мы в цейтноте, может взять Никиту из школы, сводить на тренировку, к врачу. Они могут просто вместе провести выходной. Недавно Коля приезжал на жемчужную свадьбу к маме с папой, и мы все вместе неплохо повеселились. Может, взгляды он и пересмотрел, только мне об этом ничего не известно… (Улыбается.)
— Вы с большой любовью говорите во всех интервью о сыне и даже без его родного папы (вашего первого супруга) воспитываете из него маленького джентльмена, учите уважать женщин. Не жалеете, что у вас во втором браке не получилось родить еще одного ребенка?
— Жалею… Возможно, тогда не случилось бы развода.
— Но наверняка одного сына для вас — мало. Сколько детей вам хотелось бы иметь еще в будущем? И если появится дочь, будете ли вы воспитывать из нее настоящую леди или тоже отправите в секцию карате, которую посещали когда-то в детстве и сами?
— Специалисты всю жизнь изучают психологию полов, а вопросов не убавляется… Вот и я не знаю, которая мама «хорошая»: та, что будет воспитывать настоящую леди, или та, что отведет на карате? Надо видеть маленького человечка, понимать, что он хочет, что умеет, что может… Нет, специально культивировать образ «настоящей леди» не стану. Любовь к ребенку мне подскажет, поможет почувствовать, и я постараюсь пойти навстречу ее желаниям, ее способностям и возможностям. Детей в семье должно быть много. Хотелось бы, чтобы у Никиты были брат или сестра, возможно, и не одна… А там как Бог даст!
— Мария, какие еще таланты в вас пропадают? Говорят, вы хорошо пишете и редактируете. Не планируете когда-нибудь написать о себе книгу?
— Ух ты! Чего только о себе не услышишь! (Смеется.) Хорошо пишу? Я вообще пишу только тогда, когда есть время, кураж, когда голова светлая. Иногда просто нет настроения, иногда усталость и такой ступор, что как зовут-то — едва вспомнишь! Наверное, поэтому в некоторых публикациях пишут, что я «зажата, неохотно общаюсь с журналистами». Книгу «про себя» написать мне не хочется. Все и так уже знают про меня гораздо больше, чем я сама… Я раньше стихи писала, может, когда-нибудь муза ко мне вернется?
— А чего вообще хотелось бы попробовать в жизни, чего вы еще никогда не делали?
— Я много чего никогда не делала… Никогда не управляла парусником, не каталась на горных и водных лыжах, не прыгала с парашютом, не пела в церковном хоре, не играла на арфе, не ходила по канату
— Одно ваше июньское интервью оканчивалось фразой: «Чувствую, вот-вот встречу мужчину, который наконец сделает меня счастливой». Кандидат уже появился?
— Нет, не появился. Пока все мое время занимает работа, и на личную жизнь времени не остается. Но я, как прилежная ученица, извлекаю по жизни много уроков, теперь я умею еще и ждать. Не будем торопить события и «бежать впереди паровоза». Рассмотрю все предложения по мере их поступления. (Смеется.)
— Вы как-то сказали, что по окончании съемок «Маргоши» готовы немного измениться внешне и попробовать себя в другом амплуа. Каких изменений поклонникам ждать от вас?
— Хочется попробовать себя в комедийной или драматической роли, сыграть в экшне, в исторической или военной картине. А к переменам я всегда готова. Если человек меняется внутренне, хочется меняться и внешне. Хочу изменить немного прическу, например, подстричь челку или подстричься покороче. Может быть, покрасить волосы в другой цвет. Вообще стоит постоянно удивлять своих зрителей, не давая привыкнуть к себе.
— В этом году вы снялись для мужского журнала, на что сын философски заметил, что на вас было мало одежды и «лучше бы вы снялись в белом платье». А как отреагировали родители? И готовы вы повторить этот подвиг через несколько лет?
— Знаете, моих родителей трудно обвинить в ханжестве и пуританстве… Правда, маму сначала все-таки мучили сомнения в целесообразности этой фотосессии. Но впоследствии многие фотографии ей понравились, и мы сошлись во мнениях в выборе лучших (хотя именно они почему-то и не вошли в номер). Решающим был папин голос, и он одобрил все фотографии, за редким исключением. В общем, ему понравилось, и мы отбросили все сомнения в правильности поступка. Да! Бабушка (ей уже 78 лет) тоже внесла свою лепту, сказав, что «вполне прилично…» (Смеется.) Так что если будут предложения, почему бы нет? Главное — всегда быть в форме!