Архив

Школа, куда хрустальный пеликан прилетал дважды

Владимир Путин лично поздравил Учителя года−2010

В этом году конкурсу «Учитель года России» исполнилось 20 лет. Победителей за два десятилетия набралось целый класс. Среди тех, кому досталось первое место, достойнейшие люди со всей России. Но лишь двое представляют одно учебное заведение.

25 ноября 2010 17:58
3404
0
Учитель года-2008 Михаил Стародубцев.


Не рядовая школа

Главный приз победителя всероссийского конкурса «Учитель года−2010» директору московской школы № 1060 Михаилу Случу вручил лично премьер-министр России Владимир Путин.

Причем, чтобы сделать это, он сам приехал в школу, да еще в сопровождении министра образования и науки Андрея Фурсенко, мэра Москвы Сергея Собянина и только что назначенного главы столичного Департамента образования Исаака Калины.

Осмотрев школу, высокие гости остались в восторге: «С точки зрения материальной составляющей это — рядовая школа, — оценил увиденное премьер-министр. — Но по наполнению — совсем не рядовая, с такой любовью и душой, так талантливо здесь все сделано! Вы, безусловно, заслуживаете «Хрустального пеликана», — поздравил он директора.

Школа−1060 и в самом деле не рядовая. Замышлялась она для обучения детей по Вальдорфской системе и с самого начала работала по авторским образовательным программам. Их суть — индивидуальное развитие каждого ребенка, приобщение его к миру прекрасного и ставка на междисциплинарные проекты с тесной увязкой содержания уроков по разным предметам друг с другом.

Работает эта система обучения так, разъяснила «РД» на конкретном примере учитель школы−1060 первого призыва, а сейчас консультант-методист и научный сотрудник Института развития образования Марина Пинская: «Каждый год в школе есть какой-то театральный проект. Причем театр обязательно связан со всеми школьными предметами — историей, литературой, иностранными языками. Например, в этом году в 6-м классе ставится „Король Артур“. На уроках рукоделия ребята сами сшили исторические костюмы средневековой эпохи; на уроках музыки они играют и поют средневековые музыкальные произведения, а на уроках истории проходят историческую канву эпохи. И всё благодаря этой взаимосвязи усваивается гораздо легче. При этом, скажем, на флейте играют не только на уроках музыки, но и на других предметах — для отдыха и для развития дыхания».


Что можно сделать из руин

Необыкновенная школа открылась в 1992 году — группа энтузиастов во главе с первым директором, ныне покойным Анатолием Пинским добилась разрешения отреставрировать под нее руины заброшенной к тому времени вечерней школы. Будущие учителя всё делали сами — были строителями, разнорабочими, прорабами, носились по строительным лесам и делали замесы. Затем настала очередь родителей: те также многое сделали своими руками — собирали купленные за свои деньги шкафы и шведские стенки, расписали стены в классах — уж больно, по их словам, хотелось «найти ответ на вопрос, можно ли сделать хорошую школу не элитарной школой для супербогатых людей, а для всех — для детей из семей с разными возможностями».

В том, что такое «хорошая школа», сомнений не было с самого начала. Решили, что это, во-первых, школа, где готовят образованных людей, т. е. людей не только мыслящих, но и художественно развитых, умеющих рисовать и петь. Главное же, что хорошая школа — это «место для радости»: «Это — наша первая основная позиция», — решил коллектив (примечательно, что большинство учителей 1060-й закончили не педвузы, а многие из них — выпускники МГУ им. Ломоносова). А отсюда и особенности оформления школы — то, что, надо думать, приятно поразило высокое начальство. В каждом классе на стене радостная, солнечная картина-фреска. На лестницах — самодельные коллажи с фотографиями учителей и учеников. И все улыбаются: «Хорошее настроение заразительно», — убеждены в школе.

Должно быть, по той же причине в младшей школе здесь нет отметок, хотя оценки, как работает тот или иной ребенок, есть. «У малышей сейчас очень большие нагрузки, — понимают педагоги. — Поэтому главный вопрос — не готовы ли дети к школе, а готова ли школа принять детей». Эта школа явно готова: недаром в 1-м классе здесь в этом году 37 человек — взяли бы и больше, но открыть второй 1-й класс не позволяют размеры здания (всего в школе учатся 465 человек — больше не помещается). И это несмотря на колоссальный объем знаний, который с самого начала дают детям.


Где растут булки

С 1-го класса в школе два обязательных иностранных языка — английский и немецкий. Причем на продвинутом уровне: «К выходу из школы все должны свободно владеть активными, живыми языками, — рассказала Марина Пинская. — А потому помимо ежедневных занятий 2—3 недели в год — обязательная языковая практика в странах изучаемого языка.

Чтобы минимизировать затраты, в школе учатся дети обыкновенных родителей, а не богачей, много ребят из многодетных семей — наши дети живут в семьях, так, кстати, и язык учить легче".

При этом из воспитанников школы растят не белоручек, оторванных от жизни, а людей с реальными, земными навыками. «Вторая основная позиция школы, — говорят здесь, — чтобы ребенок, пока он у нас, всему научился». Отсюда уроки труда — с 1-го по 11-й класс в школьной столярно-слесарной мастерской, причем как для мальчиков, так и для девочек: с 1-го класса — по дереву, потом — по металлу. В старших классах — индивидуальные проекты: например, своими руками полностью сделать кресло или вешалку. (У девочек еще и традиционное домоводство — помните самодельные исторические костюмы?) А, скажем, семиклассники делают деревянные лиры-кантеле, которые потом зазвучат на уроке истории, где ребята проходят науку, культуру и историю данного периода.

В школьном дворе имеется даже разборная кузница — в ней третьеклассники куют серпы. Это — отдельная песня. По программе 3-го класса в школе в рамках природоведения идет сельскохозяйственный проект. Это — выезд летом в деревню, где берут лошадь и плуг, а потом сами пашут, сеют, собирают и обмолачивают урожай, а затем пекут хлеб, «чтобы не думали, что булки растут на деревьях», — объясняют в школе. Впрочем, летний выезд третьеклассников на пленэр не сплошь архаика с сивками-бурками: одновременно в ближайших хозяйствах договариваются и с трактористами, так что ребята приобщаются и к современной технике.

Третья позиция школы: дети должны понимать, как устроен современный мир: как работает аппаратура и приборы, почему из кранов течет вода. Поэтому если в младших классах делается упор на школу мастерства, то в старших — на школу-лабораторию. И тоже — наглядную и доступную пониманию любого ребенка. В коридора× 3-го этажа, например, установлены конструкции, иллюстрирующие законы физики. А заодно — и способы их использования в реальной жизни. Например, ступенчатый мини-водопад, который показывает, как можно очищать воду без химии.

Школа №1060.
Школа №1060.


Плоды индивидуального обучения

Сейчас модно говорить об индивидуализации образования — в проекте нового образовательного стандарта этому сюжету уделено немало места. Между тем в школе № 1060 на него ориентировались с момента открытия. А потому дополнительное образование здесь фактически не дополнительное, а часть обязательного: музыка, живопись, технологии.

Причем сплошь и рядом — в сочетании: к примеру, старшеклассники создают собственные мультфильмы о пользе знания правил дорожного движения — их рабочие столы установлены прямо в коридорах.

А чтобы рабочий план вместил все эти горы информации, а учебные нагрузки при этом не стали запредельными, школа работает по модульной системе, принципиально отличающейся от традиционной урочной. Собственно, уроки-то есть и здесь. Но совершенно непривычные.

Первые длятся по 1 час. 45 мин. Это — предметы, которые проходят в том или ином классе в любой школе. А вот начиная со 2-го урока работает модульная система — а именно погружение в один какой-то определенный предмет. Его обязательно проходят каждый день в течение 4 недель. Затем точно так же погружаются в следующий предмет, в то время как на все прочие остается по 1—2 урока в неделю.

Но дело даже не в этом. Дети, как мечталось вначале отцам-основателям, и в самом деле вырастают разносторонне развитыми людьми: по данным многолетних наблюдений, треть поступают в технические вузы, треть — в гуманитарные и треть — в художественные.