Архив

Детский сад: школа жизни или «камера хранения»?

Московский опыт изучается всем миром

Сестра, живущая в Германии, в этом году отвела своего сына в детский сад. Теперь, когда звоню ей, слышу одни и те же жалобы: «Их там совершенно ничему не учат! Даже буквы не показывают! А ребенку в школу идти!»

8 октября 2010 20:03
8384
0

Москве действительно есть что показать и о чем рассказать: столица совместно с ЮНЕСКО третий год реализует пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы». В 2010 году в этом проекте участвуют 510 дошкольных образовательных учреждений из 2040, то есть каждый четвертый детский сад. В следующем году таких детских садов будет уже более 800. Побывав в трех из них, я искренне позавидовала малышам: в моем советском детстве ничего похожего не было. Обидно, честное слово!


Проект — это звучит гордо

Детский сад № 2336 встретил нас задорными русскими частушками и плясками. В ансамбле «Добрынюшка» вместе с детьми выступают и взрослые — воспитатели и педагоги. Родился этот фольклорный ансамбль не сам по себе, а благодаря проекту «Русская изба». Малышня узнавала об убранстве русской избы, о том, зачем печка нужна, да кто на лавках сидит, да какие песни в избе долгими зимними вечерами поют, как праздники отмечают. Воспитатели сами не заметили, как увлеклись настолько, что целый фольклорный ансамбль создали.

Слово «проект», когда речь идет о дошколятах, звучит немного странно. Казалось бы, о каких проектах может идти речь, если «проектировщикам» от трех до семи лет? Оказывается, еще как может! Проекты в детском саду начинаются в буквальном смысле с пеленок. Правильнее сказать — в центре игровой поддержки ребенка, куда приходят мамы с годовалыми карапузами. Вера Юрокина, сын которой Марк в этом году пошел в ясельную группу этого детского сада, такого не ожидала. Но походив с малышом на занятия, с азартом включилась в проект «Мамина сказка».

— Мы сами придумывали для детей сказки, разыгрывали их перед малышами, рисовали вместе с детьми забавные картинки или лепили из пластилина героев сказок. В результате родился сделанный руками мам сборник «Мамина сказка». В него вошли «Сказка про зайца», сказки «Для кого петушок поет по утрам?», «Про мышку и зубную щеточку» и другие. Благодаря таким занятиям я ближе познакомилась с другими родителями, а у моего сына появились первые друзья. Почти все дети из нашей группы развития пошли в ясельную группу, так что у нас впереди будет еще много проектов. Идеи уже созревают.

— Наши родители деятельно участвуют в жизни ребенка, — говорит руководитель детского сада кандидат психологических наук Ирина Павленко. — Благодаря этому ребенок по изучаемой теме узнает много полезного и интересного. В младших группах разрабатываются такие темы, как времена года, моя семья. Дети из крупы делают осеннее или весеннее дерево, узнают об особенностях каждого времени года, рисуют, составляют рассказ о времени года, которое больше нравится. Итог — публичное выступление перед своими сверстниками и воспитателями. Это очень важно для формирования у детей чувства уверенности, умения четко формулировать свои мысли.

В прошлом году средняя группа прославилась проектом «Друзья наши меньшие», он возник после того, как в одной из групп поселился хомячок. От желающих рассказать о своих четвероногих друзьях не было отбоя. И здесь на помощь детям пришли взрослые. Родители вместе со своими малышами создали красочные книжки-малышки о питомцах. Подготовишки же разработали очень серьезную тему — «Космос». Не просто нарисовали картинки и постарались узнать побольше о Солнечной системе и планетах, а придумали новые планеты. Естественно, пришлось развивать фантазию и придумывать, какие насекомые живут на далекой планете, какие цветы растут, какие моря и океаны существуют. Кто-то создал красочный альбом, кто-то с помощью папы сделал модель космического корабля, а еще дети сконструировали модель Солнечной системы, создали пульт управления полетом и сшили фантастические костюмы для инопланетян.

А еще в этом детском саду детей учат правильно формулировать и задавать вопросы. Родителям часто некогда, и они просто отмахиваются от бесконечных детских «почему?» и «зачем?» Но если вопрос возник, надо обязательно найти на него ответ. Так, во всяком случае, считают педагоги. В этом детском саду на вопросы отвечает «ученый кот». Почта ученого кота пользуется бешеной популярностью. Почтовый ящик всегда до отказа забит посланиями детей. Что замечательно — ответ обязательно будет прочитан воспитателем перед всей группой.

Благодаря этой переписке рождаются темы будущих проектов, а еще — музейные экспозиции. Традиция этого детского сада — мини-музей в каждой группе. Музей деревянной игрушки, музей космоса, музей сувениров из разных стран и континентов. Экспозиции постоянно пополняются и меняются.

— Мы глубоко уверены: ребенок должен получить возможность раскрыть свою индивидуальность. Часто родители даже не подозревают, какие способности есть у ребенка, — говорит директор центра игровой поддержки ребенка Мария Степанова. — Поэтому у нас много дополнительного образования. Мы стали счастливыми обладателями уникального оборудования для занятий физкультурой, которое нам подарило правительство Москвы. На тренажерах занимаются в основном дети старших и подготовительных групп. Если у ребенка повышенная масса тела, чтобы сжечь лишние калории, он занимается фитнесом.

А еще в этом детском саду дети осваивают компьютер и увлеченно играют в шашки. Информатику малыши изучают под руководством выпускницы МГУ по специальности «прикладная математика». Про Ольгу Соколову говорят, что она компьютерщик от бога. Являясь заместителем директора по инновационным технологиям большой многопрофильной школы в Северном округе, она с удовольствием занимается и с дошколятами. Причем дети занятий по информатике ждут как манны небесной. А юные шашисты постоянно участвуют в ежегодных турнирах, которые устраиваются в рамках программы «Одаренный ребенок».


А у нас есть фишка!

Старые стены 1938 года постройки еще ничего не значат. Особенно, если здание не только отреставрировать, но и максимально приспособить под «запросы» малышей в возрасте от шести месяцев до семи лет. В этом убеждаешься, побывав в детском саду № 2030. Пять минут пешком от метро «Новокузнецкая» — и вот оно, наглядное воплощение девиза, под которым работает этот детский сад: «Все лучшее — детям!»

— Здание мы перепланируем практически каждый год, — говорит заведующая детским садом Елена Авдеева. — Все время смотрим, что еще можно изменить, улучшить. Например, в распоряжении каждой группы обязательно есть спальня, столовая и игровая комната. Мы настаиваем на том, чтобы дети разного возраста спали, ели и играли в отдельных комнатах. Кроме детсадовских и ясельных групп работают центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи и группа кратковременного пребывания. Последняя открыта, чтобы малыши смогли постепенно привыкнуть к обстановке детского сада, а родители — поближе познакомились с педагогами и воспитателями. Здесь помещения небольшие — в них легче создать уют и обстановку, чем-то напоминающую домашнюю.

В центр игровой поддержки приходят мамы с детьми в возрасте от шести месяцев до трех лет. Обычно одновременно играют 3—4 мамы с малышами.

— Увы, опыт нашей работы показал, — продолжает Елена Авдеева, — что часто родители не считают нужным или не умеют организовать совместные занятия со своими детьми. Научить их этому — задача программы «Первые шаги», по которой проходят занятия в центре игровой поддержки. Здесь родители узнают о возрастных особенностях развития малышей, о развивающих играх и игрушках.

В службу ранней помощи за консультациями обращаются родители детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Тут работают педагоги-психологи, дефектологи, инструкторы лечебной физкультуры.

Особый предмет гордости работников детского сада — бассейн. Вовсе даже не «лягушатник»: глубина 1,2 м очень даже приличная для ребенка, особенно если учесть, что плавают в нем даже полугодовалые груднички.

— Мы не учим детей плавать, мы их оздоравливаем, — объясняет старший воспитатель Марина Груздева. — Тем не менее многие наши дети к трем годам уже прекрасно держатся на воде и плавают.

Здесь на каждый возраст — особый плавательный круг. Груднички держатся на воде благодаря очень широкому плавательному кругу. В таком круге малыш не может двигать руками, поэтому в воде работают только ноги. Чем старше становится ребенок, тем уже становится плавательный круг и тем большую свободу движений получает малыш. В три года, глядишь, он уже уверенно не только держится на воде, но и вполне сносно плавает.

Теперь всеми оздоровительными фишками садика № 2030 могут пользоваться и те дети, которые до последнего время вообще ни в какие группы не ходили, а сидели дома. Например, молодая мама Наталья Бежанова, объединившись с подругой, организовала семейный детский сад. И таким образом сама Наталья получила статус официальной воспитательницы, а своих малышей она может по удобному для семьи расписанию водить на рисование, лепку, хореографию, занятия в бассейне в детсад № 2030, к которому их прикрепили как «структурное подразделение».


Мы не боимся трудных детей

Двухлетний Ваня Егоров, конечно, не знает, что такое детсадовская инклюзивная группа. Но первые шаги на пути к ней он уже сделал. Второй год малыш, у которого синдром Дауна, вместе с мамой посещает службу ранней помощи в детском саду № 288 и уже сделал огромные успехи: учится общаться со сверстниками из центра игровой поддержки ребенка, уверенно произносит двухсложные словосочетания и просто обожает кидаться подушками.

Он вместе с мамой сидит на полу, пространство вокруг него огорожено мягкими барьерчиками, а буквально в двух шагах от мамы и малыша обычные дети вместе с педагогом и родителями водят хоровод. Вот один карапуз выбежал из хоровода и — ринулся знакомиться с Ваней.

— Моя мама! — Ваня не растерялся и сразу же дал понять, что мама должна уделять внимание только ему, и никому больше. В нового знакомого полетела мягкая подушка и… ничего страшного не произошло. Ваня промазал, мило улыбнулся, а вырвавшийся из хоровода малыш занялся изучением полетевшей в него подушки. Можно считать, дети познакомились.

— О том, что у меня будет особый ребенок, я узнала еще во время беременности и не поверила, — вспоминает Ирина Егорова. — Но когда Ваня родился и я его увидела, была в шоке. Два месяца мы с мужем приходили в себя. У нас не было никакой информации. Потом догадались посмотреть в Интернете, что это за синдром такой. Из Интернета узнали, что есть организация «Даунсайд ап». Пришли туда, посмотрели на других таких же детишек, на тех, кто уже вырос, — и сразу успокоились. Год мы посещали занятия в этой организации, а потом пришли в службу ранней помощи нашего детского сада. У Вани, и это отмечают все педагоги, хорошо развита речь, он доброжелательный, открыт к общению.

В этом детском саду не боятся сложных детей. Диагноз Саши — ранний аутизм и слабовидение. Но после нескольких лет занятий Саша свободно разговаривает, разбирается в цветах и формах, проявляет интерес к жизни, поет песни, любит музыку, танцует, самостоятельно посещает детский сад. А его мама освоила совершенно удивительные методики по воспитанию и занятиям с проблемным ребенком.

— В нашем детском саду созданы такие службы, как ранняя помощь, лекотека, группа «Особый ребенок», чтобы дети с особенностями смогли со временем посещать группы с обычными малышами, — говорит руководитель детского сада Мария Прочухаева. — Конечно, до инклюзивной (совместной) группы надо дорасти. Сначала мы знакомимся с семьей, обсуждаем с родителями, что они хотят от своих детей, рассказываем о том, что мы, как специалисты, можем сделать и делаем и что родители могут делать дома. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком записываются на видеокамеру, потом запись просматривают родители и специалисты. Так возникла новая форма работы — консилиумы специалистов, работающих с ребенком, и родителей. По результатам обсуждения заключаем родительский договор, в котором расписываем программу обучения, воспитания и развития, условия пребывания «особого» ребенка в детском саду.

Ребенок включается в коллектив сначала лишь на праздниках, кратковременно в группе или на прогулке. Затем он проводит в группе уже несколько часов каждый день или полный день несколько раз в неделю. Участвует в музыкальных, физкультурных занятиях вместе с другими детьми, но частично кое-что осваивает дома или во время индивидуальной работы. И, наконец, малыш уже на полный день приходит в детский сад. Занимается он вместе со всеми, но задания подбираются для него те, что ему по силам.

Недавно этот детский сад получил статус ресурсного центра ЮНЕСКО «Детский сад для всех». А значит, московский опыт по созданию инклюзивных садов для детей с разными стартовыми возможностями получил международное признание.

И. О. первого заммэра Москвы Людмила ШВЕЦОВА: «За последние пять лет мы перешли к созданию мощной, разноплановой и многоуровневой системы воспитания детей дошкольного возраста. Самые прогрессивные страны рассматривают сегодня проблему дошкольного образования не только как проблему социальную или как проблему равенства полов, а как современный дополнительный ресурс любой нации с точки зрения интеллекта и образования. И потому в программе ЮНЕСКО по непрерывному образованию совсем недавно по инициативе Москвы появился еще один сегмент — от 0 до 6 лет. Мы подписали соглашение о реализации пилотных проектов на базе наших дошкольных учреждений. У нас появились дошкольные учреждения ЮНЕСКО, ресурсные центры, где новые методики отрабатывают вместе с ЮНЕСКО. Посетив штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, мы решили перенять опыт организации корпоративных детских садов. Они с участием бюджета города будут организовываться на базе больших офисов, офисных центров и торговых комплексов. Дошкольные учреждения не должны быть одинаковыми, но они должны быть равнозначными по тем возможностям развития, которые предоставляют детям».

И. О. руководителя Департамента образования Москвы Ольга ЛАРИОНОВА: «Часто задают вопрос: закончится проект и что будет? Проект реализуется для того, чтобы улучшить деятельность наших садов. Чтобы детский сад перестал быть камерой хранения и стал учреждением, в котором ребенок развивается. Наша задача — опыт лучших сделать достоянием каждого дошкольного образовательного учреждения и создать условия, чтобы появлялись новые проекты».

Директор дивизиона базового образования ЮНЕСКО Манцеца МАРОПЕ: «В системе дошкольного воспитания и образования главное — развитие ребенка. Мы не можем позволить себе не давать дошкольного образования. Надеюсь, конференция придаст нам новый импульс. Мы увидим, где находимся, обменяемся опытом. Надо попытаться выработать четкую систему оценки качества дошкольного воспитания и образования, предоставляемого разными странами. Мы должны всем детям дать равные возможности для раннего старта. Московский опыт стоит того, чтобы распространить его по всему миру».