Архив

Иррациональная молодежь

«Дальше действовать будем мы»

Что такого жизнеутверждающего, вдохновляющего, да попросту говоря «ценного» может сказать молодому человеку зрелый? Чтобы этот, молодой, не пропустил все с улыбкой превосходства мимо ушей, а задумался… Непростая задача.

27 сентября 2010 20:25
563
0

ОТ РЕДАКЦИИ. Что такого жизнеутверждающего, вдохновляющего, да попросту говоря «ценного» может сказать молодому человеку зрелый? Чтобы этот, молодой, не пропустил все с улыбкой превосходства мимо ушей, а задумался… Непростая задача. Как-то Марк Твен вспоминал, что в детстве и отрочестве его изумляла банальность мыслей отца, и лишь, взрослея, Марк открыл для себя их глубину…


«РД» снова передает слово нашему постоянному автору, психологу, маме 7 детей Юле Жемчужниковой. Вот кто, кажется, может каждодневно наблюдать за миром молодых, даже не выходя из дома. Но интересы Юли простираются гораздо дальше вопросов быта (компьютер, обед на столе, плеер, новая рубашка и т. д.). Она призывает и младших, и старших посмотреть на мир шире: не бойтесь стремиться к совершенству, не бойтесь преград, в конце концов, космос бесконечен…

«На родного сына/ Молча смотрит мать./ Чтобы ей такое/ Сыну пожелать?/Пожелать бы счастья —/ Да ведь счастлив он./ Пожелать здоровья —/ Молод и силён./ Попросить, чтоб дольше/ Погостил в дому, —/ Человек военный/ Некогда ему…» (А. Твардовский, «Мать и сын»). Сравните с Грибоедовским Фамусовым: «Учились бы, на старших глядя! Я, например, или покойник дядя, Максим Петрович…». Это я о том, как трудно нам, старшим, говорить о молодежи без менторства, оценок, нравоучений и недовольства. Но стоит тренироваться. Я попробую.


Задаю себе вопрос:


— Каков он — герой нашего времени?


— Я не хочу говорить слово «герой», подражая Лермонтову. Ни иносказательно, ни как о среднестатистическом представителе, некой норме. Герой — тот, кто рожден временем и нужен ему для перемен и развития. Тот, кто на шаг впереди (или, наоборот, первый остановился), тот, кто воплощает будущее.


Эпоха преодоления рождает героев силы и подвига, эпоха застоя — исследователей и бунтарей. Сейчас у нас не голодно, не трудно выжить, многое открыто, достижимо… Именно это, наверное, и есть основная особенность времени, в котором живем. Его основная трудность — свобода. Выбирай школу, колледж, институт, работу, безработицу, место для жизни… Старики часто говорят об этой свободе с завистью и раздражением. Да, она хороша — и тем не менее нет ничего труднее, пугающее свободы (для выращенного в нашем социуме человека).


— Какая молодежь? Поколение пепси? — спрашиваю дальше сама у себя.


— Ну если считать до 35, то ПП туда входит. Это уже заматеревшие взрослые люди. Пепси они пьют привычно, по очереди с квасом и также легко потребляют вперемешку доступные благодаря глобализации «наши» и «не наши» ценности, работают в офисах корпораций и бюджетов, мучительно тянут малые бизнесы, строят дома, плавают на яхтах, растят детей.


Кто за ними? Те, кому единственно понятна уже не просто марка иностранного напитка, а бессмысленное аномальное предложение «запепсуй мегахит». Я называю их «Поколение ВБД (вимм-биль-данн)». Насколько я знаю, этот бренд появился от идеи продвигать отечественные продукты под маркой заведомо ничего не значащей, ни на что не похожей, но напоминающей иностранную. Этакая помесь родного молока, прошедшего безжалостную обработку, и потому очень устойчивого, и импортной игривой модности, плюс почти издевательская добавка: «то, что ты хочешь». И если с «Пепси» было понятно — не родное, чистая химия, то с J7 — куда сложнее.


— Но молодежь разная!


— Конечно. Расслоение всегда очень большое. Что мы имеем в виду, когда говорим «русские» или «дети», или «бизнесмены», или «молодежь»? Думаю, не среднестатистическое и не большинство, а некий срез, который, как кажется нам, задает основную передовую тенденцию, ну и который нам близок, известен. Я говорю о той молодежи, которую вижу как основную составляющую силу будущего, ну и которая близка мне.


Слышала, что в московских школах возник термин «поколение Чи», потому что, по опросам, статистическое большинство хочет быть чиновниками. Но этих ребят я не рассматриваю. Думаю, что во многих случаях это уход (вполне возможно он будет осуществляться) от ответа, от необходимости хотеть и решать, и главное — каким-то быть.


Так же, например, скинхеды. За их движением легко просматривается зависть к здоровому космополитизму гастарбайтеров, их умению трудиться и адаптироваться, отголосок зависти предыдущих поколений к евреям, купцам, другим категориям людей, не связанных страхами выйти в люди.


Героями Поколения ВБД станут Сильные Желаниями. Те, кто сумеет найти в себе Свои желания, силы на них. Это очень нелегко в ситуации, когда «то, что ты хочешь» смотрит на тебя со всех полок и атакует повсеместной рекламой, ведь речь не о йогурте или газировке. Доступно всё — товары, услуги, любое образование, любая эзотерика, любое место жительства, хоть в космос… Труднодоступными остаются только деньги для всего этого, и молодежь загоняется в ситуацию хотения денег. Однако деньги — бессмыслица по сути, символ, переходный объект, желать их глупо и нездорово.


Сила Желать — умение, навык. Умение пользоваться свободой без метаний и лишних сомнений. Желать так, чтобы Вселенная откликалась, желание вело к осмысленности существования и питало силы на его реализацию.


И с другой стороны… Не видя будущее, надо строить его и быть частью. Мой сын недавно обзавелся присказкой: «знаешь, если скоро конец света…» и майкой с надписью: «смешно, но ЧЕЛОВЕЧЕСТВО — ЭТО Я».



* * *


Система образования, здравоохранения трещит по швам, финансы в кризисе, экология требует решений. Мало того что они должны выбрать, как действовать, они еще должны выбрать, а надо ли действовать (как известно, иногда надо «посидеть на берегу реки»…


Многие говорят о потере ценностей, ориентиров, о компьютерных и других зависимостях, об отсутствии интересов. Все это сводится к вопросу «а зачем?». Заметьте, как трудно на него отвечать, приходится прятаться за нелепые формулировки про всех, «как раньше», будущие потребности и т. п.


При этом мы знаем по опыту, что рациональности в жизни весьма мало, судьба складывается довольно случайно, как и каждодневные наши поступки. Об этом уже немало и научных исследований. Одно из последних — Дэн Ариели «Предсказуемая иррациональность». А. Энштейн, объясняя свой расширенный взгляд на физическое устройство мира, сказал, что пришел к нему не рациональным путем. Это выглядело по меньшей мере эксцентрично.


Очень трудно принять: у Земли нет ни верха, ни низа, ни края; будущее неизвестно, молодежь иррациональна. Правда? Но надо бы.


Последователи всех религиозных, мистических, йоговских и других путей к просветлению всегда говорили об одном — о непривязанности, о свободе от материальных целей, о движении с неизвестным будущим, о доверии Вселенной… Всё это было уделом избранных людей или моментов жизни, а сейчас становится обычной реальностью молодых.


У них другие ценности. Я как психолог иногда делаю то, что нельзя — даю совет (просто из спортивного интереса). Мама недооценивает мужа, родители недовольны тем, как живут молодые… — советую: говорите им почаще о том, что вам хорошо, что он любит, вы любите. У старшего поколения ценность «мне хорошо» вызывает недоумение, но достучаться можно. И когда ценности — это истинные ценности (любовь, счастье, хорошее настроение и т. п.), а не должности и припасы, то чудесное слово Благосостояние имеет шанс обрести свой изначальный смысл, стряхнув абсурдный, но привычный.
Это Эволюция. Тоже, кстати, полезное слово для снятия раздражения и пробуждения внимательного любопытства. Причем эволюция сейчас, по-моему, на больших скоростях.
Что же делать? У меня так ответ всегда один — Любить.


…На родного сына
Молча смотрит мать.
Нечего как будто
Пожелать, сказать.
Верит — не напрасно
Сын летать учён.
Как ему беречься, —
Лучше знает он…
(там же)
Удачи Всем!