Архив

Уроки грузинского

Прошлое, настоящее и будущее Георгия Данелия

В детстве он не мечтал о кино. В юности решил стать архитектором. А в зрелости сказал, что не умеет снимать смешные фильмы. Он не типичный грузин: не знает тостов, не готовит и не ухаживает за женщинами.

25 августа 2010 20:29
5391
0
Георгий и Галина Данелия вместе 26 лет. Они редко видятся, но каждый раз радуются этим встречам как дети.
Георгий и Галина Данелия вместе 26 лет. Они редко видятся, но каждый раз радуются этим встречам как дети.

Десять лет


Георгий родился 30 августа 1930 года в Тбилиси, но когда ему было несколько месяцев, семья мальчика переехала в Москву. Отцу Данелия Николаю Дмитриевичу, инженеру-путейцу, а впоследствии главному инженеру Метростроя, в центре столицы дали огромную комнату с отдельным входом. Естественно, этот дом стал своеобразной гостиницей для всех многочисленных родственников и друзей, приезжающих со всего Союза в Москву. Частенько у них гостили тетя Георгия, известная актриса Верико Анджапаридзе, и двоюродная сестра Софико Чиаурели. В дом к Данелия частенько заходили Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Калатозов и многие другие классики отечественного кино. Но, несмотря на столь творческую обстановку, царившую в доме, Георгий даже не думал связать свою жизнь с кинематографом. Хотя в десять лет Данелия снялся в героическом фильме «Георгий Саакадзе» о противостоянии грузин и турок. Мальчику доверили сыграть небольшой эпизод и даже произнести несколько реплик. Правда, когда в 1943 году картина вышла на экраны и Георгий повел своих друзей показывать себя в кино, то выяснилось, что его эпизод вырезали.


Двадцать лет


Когда после окончания школы встал вопрос о поступлении в институт, отец предложил Георгию подать документы во ВГИК. Метростроевец несерьезно относился к творческим профессиям и свой выбор вуза объяснял предельно просто: «А куда его, дурака, еще девать?» Но Георгий поступать во ВГИК отказался, а пошел за компанию со своим другом в архитектурный.



Тридцать лет


Получив диплом архитектора, Данелия попал в бюро, в котором планировали застройку городов на перспективу в 25 лет. Как-то выйдя на улицу покурить, Георгий увидел возле забора пьяного. Но не обычного выпивоху, а интеллигентного: в костюме, шляпе, галстуке и очках. Вместе с другом они пожалели валявшегося и решили разбудить, чтобы его не забрали в вытрезвитель или не ограбили. Но пьяный повел себя довольно странно. Он проснулся и решил сделать вид, что прилег отдохнуть: устроился поудобнее, развернул газету и начал читать. В ней Данелия и увидел объявление о том, что «Мосфильм» объявляет набор на Высшие режиссерские курсы. Эта заметка изменила судьбу Георгия Николаевича. Вскоре он учился на режиссера, а потом и встретил свою гражданскую жену Любовь Соколову. В августе 1959 года они стали счастливыми родителями сынишки Николая.



Сорок лет


К этому юбилею Георгий Николаевич снял такие шедевры, как «Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три» и многие другие. Считается, что именно Данелия изобрел жанр «лирическая комедия». Это случилось во время приемки картины «Я шагаю по Москве». Начальство никак не могло понять, о чем фильм. Режиссер объяснил: «Комедия». Тогда встал вопрос: «А почему не смешно?» И Данелия ответил: потому что лирическая.


Пятьдесят лет


Они увидели друг друга в начале восьмидесятых на Московском кинофестивале. Тогда студентка ВГИКа Галина Юркова впервые оказалась рядом с такими маститыми режиссерами, как Григорий Чухрай и Георгий Данелия. Девушка с восторгом разглядывала Чухрая, когда к ней подошел Данелия и сказал: «Не смотри на него так, я — известный режиссер». А в ответ услышал: «Вы мне не нравитесь, вы — грузин, а у меня с кавказскими народами отношения не складываются». Они встретились вновь через несколько лет. Данелия серьезно болел. И Юркова с трудом узнала в худющем (он весил чуть больше 40 килограммов) мужчине того балагура, с которым познакомилась на кинофестивале. Галина приложила все силы, чтобы помочь Георгию в его беде. И вместе они справились с его недугом. Однажды он сказал своей спасительнице: «Вот моя бритва, вот зарплата 500 рублей, а вот и я сам!» Вскоре они поженились.


Шестьдесят лет


Данелия, как грузин, пытался свою жену Галину превратить в образцовую восточную женщину, но у него ничего не вышло. Однако жили они дружно и практически не ссорились. Данелия все время пропадал на съемочной площадке, его жена тоже. Позднее она открыла свою галерею. Одну из выставок она назвала «Три Д» — выставка была посвящена работам трех талантливых художников: Георгию Данелия и его двум сыновьям — Николаю, погибшему в 1985 году, и Кириллу.


Семьдесят лет


Георгий Николаевич сейчас проводит практически все время за компьютером с раннего утра и до позднего вечера. Он пишет мемуары и работает над анимационным фильмом «Кин-дза-дза». Это его мечта. Ведь когда-то появились именно мультипликационные персонажи, а уж потом они выросли в роли Леонова, Яковлева и Любшина. Данелия надеется, что свой восьмидесятилетний юбилей он встретит с готовым фильмом.


Любимые фильмы мастера


«СЕРЕЖА», 1960


Первый фильм Георгия Данелия, который он снял совместно с другом и сокурсником по режиссерским курсам Игорем Таланкиным. Они решили экранизировать повесть питерской писательницы Веры Пановой. Но когда съемки закончились и их работу принимали чиновники, молодым режиссерам досталось по полной программе. Картину назвали серой и безликой. А больше всего нареканий в фильме вызвал тот факт, что дети в фильме бегают босиком. Данелия и Таланкин пытались объяснить, что в 1947 году многие дети чуть ли не до холодов бегали босыми, но начальство было неумолимо: нельзя ставить марку «Мосфильм» на несчастных босых детей. Данелия стал готовиться к возвращению в свое проектное бюро, а Таланкин подыскивал место театрального режиссера. Но, как всегда, помог случай. Картину решили показать в Ленинграде — на родине автора пьесы. И публика, а также и сама писательница были в полном восторге от увиденного. В результате «Сережу» назвали лучшим фильмом года, и он получил еще несколько международных кинонаград, в том числе и на престижном в то время фестивале в Карловых Варах.


«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», 1963


Эту картину называют одной из главных периода оттепели. В фильме снялся в своей первой главной роли восемнадцатилетний Никита Михалков. По научению своего старшего брата Андрона Никита через пять съемочных дней подошел к Данелия и потребовал поднять свой гонорар с 8 рублей до 25. Георгий Николаевич пошел на хитрость и объявил, что будет снимать другого юношу. Тогда Никита расплакался и признался, кто научил его требовать больше денег. А героя Михалкова Колю назвали так в честь сына режиссера.


«ТРИДЦАТЬ ТРИ», 1965


После премьеры в 1965 году фильм шел на широком экране всего пару недель, после чего был запрещен к показу. Зрители увидели комедию о счастливом обладателе 33 зубов Иване Травкине спустя 23 года. По поводу запрета картины в прокате есть две версии. По одной — тогдашний секретарь по идеологии Михаил Суслов усмотрел в сцене проезда автомашин в сопровождении мотоциклистов пародию на встречу космонавтов. Суслов приказал убрать «эту клевету», но Данелия отказался. Поэтому о фильме тут же забыли. По другой версии, «Тридцать три» запретили по просьбам телезрителей и лично Алексея Леонова и Юрия Гагарина, которые посчитали, что комедия принижает заслуги космонавтов. Не спасла фильм и блистательная игра Евгения Леонова — любимого артиста Данелия. Режиссер называл Евгения Павловича своим талисманом и приглашал практически в каждую картину. Кстати, во всех последующих лентах Данелия с участием Леонова звучит любимая песня актера «На речке, на речке, на том бережочке».


«МИМИНО», 1977


Этот фильм моментально растащили на цитаты. Поначалу Данелия хотел снять совсем другую картину. Это должна была быть история о летчике, который пишет стихи, играет на трубе и привязывает свой вертолет на цепь к дереву. Но в результате получилось то, что получилось. Во время съемок авторы ленты пережили немало трудностей. Например, все московские сцены снимали в тридцатиградусный мороз. А по сюжету герои Кикабидзе и Мкртчяна ходили в плаще и курточке. Приходилось Данелия водить замерзающих актеров к себе домой и отпаивать горячим чаем или коньячком. В результате Фрунзик так начал увлекаться спиртным, что режиссер его чуть не уволил с картины.


«ОСЕННИЙ МАРАФОН», 1979


После выхода на экраны «Осеннего марафона» на режиссера обиделись все знакомые мужчины, которые считали, что именно их он изобразил в картине. Мало того, обиду затаили и многие женщины. Однажды, во время показа фильма на одном из испанских фестивалей, со своего места со словами: «Вы подлец, Георгий Николаевич!» вскочила переводчица. Оказывается, она давно была влюблена в женатого мужчину и надеялась, что он когда-нибудь разведется.


«КИН-ДЗА-ДЗА!», 1986


Этот фильм называют культовым и одним из самых любимых. Когда заканчивались съемки, к власти пришел Константин Устинович Черненко. На первых полосах всех газет чаще всего попадалось «К. У. Черненко». Авторы «Кин-дза-дзы!» испугались, что их могут прикрыть за «ку», которое совпадало с инициалами нового руководителя страны. Предлагались варианты «ко», «кы» и даже «ка». Но пока думали, Черненко умер — и «ку» решили оставить. Зато лишились чачи. По сценарию, Скрипач, герой Левана Габриадзе, вез в портфеле свой национальный напиток. Но к власти пришел Горбачев, который развернул антиалкогольную кампанию. Поэтому чачу пришлось заменить на винный уксус.